Передача «ТЕМА НЕДЕЛИ» на радио «ПИК-100FM»

Feb 01, 2016 15:54

29 января 2016 года
Передача выходит в эфир по пятницам в 18.10

В студии депутат Европарламента Татьяна Жданок и руководитель бюро евродепутата Мирослав Митрофанов.

Мирослав Митрофанов. Начнем с рассказа о специальных слушаниях в Европарламенте, посвященных украинскому журналисту Руслану Коцабе. Встречу организовала Татьяна Жданок, на ней присутствовали правозащитники, представители журналистских организаций и, конечно же, депутаты Европейского парламента. Татьяна Аркадьевна, напомните радиослушателям, каким образом Руслан Коцаба стал политзаключенным.
Татьяна Жданок. Руслан Коцаба - журналист, достаточно известный блогер, он из Ивано-Франковска, украинский - его родной язык, был активистом Майдана. Его обращение, заснятое во время последнего судебного заседания 25 декабря, мы показали на слушаниях. Коцаба обращался к депутатам Европарламента на украинском, были сделаны субтитры к тексту обращения с переводом на несколько языков, обращение есть в интернете. Вина Руслана Коцабы перед украинской властью заключается в том, что он готовил телерепортажи из Донбасса, где в то время проходила так называемая антитеррористическая операция. Он заявил, что происходящее на юго-востоке страны - это гражданская война. Коцаба снял на видео послание президенту Порошенко, в котором заявил, что участвовать в братоубийственной гражданской войне он не желает и призвал бойкотировать четвертую волну мобилизации на Украине. На следующий же день, после того, как ролик оказался в интернете, Руслана арестовали. Ему предъявили обвинение в измене родине, за что грозит большой срок. Следствие тянется с февраля прошлого года. Раз в месяц выслушивают одного-двух свидетелей, это просто издевательство над человеком, который все это время остается в тюрьме. В юриспруденции подобное обычно именуется «пытками или негуманным обращением». По таким жалобам Европейский суд по правам человека, как правило, принимает решения в пользу пострадавших, и сейчас адвокаты Коцабы готовят жалобу в Страсбургский суд. Знаменательно, что «Amnesty International», авторитетная международная организация, признала Руслана Коцабу единственным на Украине узником совести.
Мирослав Митрофанов. Замечу, что Россия эту организацию регулярно критикует, за то, что она в украинском конфликте отстаивает точку зрения Запада. Известно, что Европарламент снисходительно так, по-дружески относится к киевским властям, критика в адрес Киева обычно приглушается. В случае с Коцабой все журналистские и правозащитные организации встали на его защиту. А как отнеслись к этому случаю в Европарламенте?
Татьяна Жданок. Я часто говорю депутатам Западной Европы, представляющим разные политические группы, разные взгляды, что для них Восточная Европа - тайна за семью печатями. Депутатов, действительно разбирающихся в ситуации, сравнительно мало. Тем не менее около сорока депутатов подписали в прошлом году письмо в защиту Руслана. Но, чтобы суть проблемы донести до всех, нужно еще изрядно поработать. Мы намереваемся подготовить резолюцию Европарламента по этому вопиющему случаю нарушения прав человека.

Мирослав Митрофанов. На прошлой неделе в Комитете по петициям обсуждали проблемы людей с ограниченными возможностям. Существует специальная Конвенция ООН, которая оговаривает минимальные стандарты отношения государств к таким людям. Ваш Комитет по петициям рассматривал вопрос о том, как нормы этой Конвенции соблюдаются в странах Евросоюза. Что было интересным в обсуждении, какие проблемы высветились?
Татьяна Жданок. Я также выступала по этому вопросу, поскольку являюсь содокладчиком от Комитета по петициям по ратификации и выполнению Конвенции ООН по правам инвалидов. Хотя Евросоюз считает, что он «впереди планеты всей», не все страны ЕС ратифицировали эту конвенцию. Латвия, правда, это сделала, и на слушаниях выступила представитель нашей республики, вице-председатель Европейской Ассоциации прав инвалидов. Она говорила, что тем не менее и в нашей стране, и вообще в Евросоюзе много проблем. Например, далеко не все страны издают книги для слепых с использованием азбуки Брайля.
Мирослав Митрофанов. Страны различаются по числу населения, и поддержка книгопечатания для слепых или адаптация компьютерной техники для слабовидящих с точки зрения малонаселенных государств является неподъемной задачей…
Татьяна Жданок. Да, все это дорого. Однако мы будем готовим призыв ко всем странам ЕС как минимум присоединиться к Конвенции ООН по правам инвалидов.

Мирослав Митрофанов. Мне известно, что вашем Комитете по петициям продолжается работа над документами по защите детей и семей жителей Латвии и других стран Евросоюза, оказавшихся за пределами своей родной страны. По-прежнему есть случаи, когда родители и их дети становятся заложниками так называемой ювенальной юстиции и жертвами слишком рьяной деятельности чиновников, работающих в органах опеки и попечительства.
Татьяна Жданок. Такие жалобы поступают регулярно. Вот только что изъяли, опять же в Великобритании, детей еще двух женщин из Латвии. Вопрос архиважный: что можно и нужно сделать на законодательном уровне? Сейчас Еврокомиссия вышла со своими предложениями, весной они будут рассмотрены. Я думаю, надо добиваться того, чтобы в случае конфликта граждан из одной страны ЕС с органами опеки другой страны Евросоюза о конфликтах в обязательном порядке нужно ставить в известность соответствующее посольство. И крайне желательно, чтобы судебный процесс проходил в той стране, откуда прибыли люди. То есть в нашем случае надобно, чтобы Великобритания переправляла такого рода судебные дела на рассмотрение Латвии. Лед, однако, тронулся: даже политики Латвии зашевелились, и 28 января Сейм принял декларацию с призывом к иностранным государствам уважать права латвийских детей и информировать Латвию о возникающих конфликтах в области ювенальной юстиции.

Мирослав Митрофанов. Следующий вопрос тоже касается Комитета по петициям. На прошедшей неделе ваш комитет рассмотрел жалобу, поступившую от граждан Польши. Оказывается, законодательство Польши позволяет регистрировать трудовые отношения в гражданском порядке, уходя от требований трудового законодательства. Благодаря этому работодатели обходят нормы, защищающие права работника. Некая серая зона законодательства.
Татьяна Жданок. Латвия, между прочим, тоже замечена в таких прегрешениях. Нам представили исследование, в нем упоминалось, что и в Латвии, и в Литве при наличии договора с работодателем, заключенного на основании Гражданского закона, могут не выплачивать зарплату или не платить налоги, из которых начисляются социальные пособия. Пользуясь возможностями эфира, я обращаюсь к нашим радиослушателям: если у вас есть жалобы на оформление трудовых отношений вне поля действия Закона о труде, обращайтесь в мой офис в Риге, позвонив по телефону 67 288883. Мне очень важно собрать соответствующие материалы.
Что же касается конкретного случая в Польше, решение принято следующее: будет направлен запрос Комитета по петициям польским властям с требованием привести законодательство в соответствие с директивами ЕС, регулирующими трудовое право.

Мирослав Митрофанов. Следующая тема - тема беженцев. На прошедшей неделе сразу несколько стран оказались в центре внимания. В Дании был принят новый закон, которые предполагает ужесточение отношения государства к соискателям статуса беженца. В частности, планируется изымать ценности, стоимость которых превышает определенную сумму - для покрытия издержек содержания этих людей на территории Дании. Также ужесточаются временные рамки, в течение которых рассматривается заявление, и правила воссоединения семей. Закон уже вызвал волну критики ряда европейских стран.
Татьяна Жданок. Судя по прессе, латвийские власти собираются практиковать что-то подобное в отношении тех, кто уже сейчас находится в Муцениеках. Но насильно изымать имущество, ценности у людей в лагерях беженцев - это уже сравнимо с нацистскими концентрационными лагерями. Я думаю, это не тот путь, по которому нужно идти. Печально, что за закон проголосовали либералы и социалисты, и сейчас их группы тормозят в Европарламенте рассмотрение датского закона. Правда, другие фракции добились, чтобы рассмотрение все же состоялось.
Мирослав Митрофанов. Похоже, что датские власти просто пытаются напугать потенциальных переселенцев и перенаправить их потоки на другие страны.
Татьяна Жданок. Встает еще и вопрос Шенгена, проверок на границах. Много ажиотажа, много воспаленных речей. Некоторые СМИ, толком не разобравшись в ситуации, уже кричат «Конец Шенгену!», «Шенген обречен!». На самом деле Шенгенские соглашения достаточно гибкие. Они допускают возможность восстановления контроля на границах, но сроком максимум на 6 месяцев. Такие проверки, как известно, ввели осенью Австрия и Германия. Весной закончится период в шесть месяцев, и вот тогда предстоит решать, как поступать дальше. Продлить пограничный контроль больше, чем на 6 месяцев, невозможно. Само по себе восстановление проверок документов на границах еще не значит, что человека дальше не пропустят. Шенген предполагает свободное передвижение по Европе, фиксация же личных документов и отслеживание, соответственно, потоков беженцев допускается.
Сейчас основная проблема - внешние границы стран ЕС. Нарастает проблема с Грецией. Как всегда, бедные греки отдуваются за всю Европу, вспомните кризис, связанный с дефицитом бюджета и так называемыми мерами жесткой экономии. Теперь острая проблема с беженцами. Они в Грецию идут сплошным потоком из Турции. Поток настолько интенсивный, что Греция не справляется с требованием  ныне действующей европейской нормы, - о том, что в первой стране ЕС, куда прибыл беженец, он должен зарегистрироваться. Греки физически не справляются с регистрацией, и часть людей без регистрации продвигается по территории ЕС. Сейчас предлагается создать европейские «отряды быстрого реагирования», чтобы помочь Греции максимально полно регистрировать тех, кто прибывает, и, по возможности, отсеивать подозрительные личности. Работа идет, но попутно нужно пересмотреть соглашение с Турцией о трех обещанных миллиардах евро. В этом соглашении недостаточно конкретно прописано, на что пойдут эти деньги. В принципе они должны идти на адресную помощь беженцам, живущих в лагерях на территории Турции.
Мирослав Митрофанов. Тем временем поток беженцев с территории Турции не убывает, и турки не спешат перекрывать границу с Грецией. Что вызывает большие сомнения в желании руководства Турции остановить этот процесс. Каждая страна Европейского Союза пытается своим способом, часто достаточно сомнительным, решить проблему беженцев, а общих действий на европейском уровне мало.

Мирослав Митрофанов. Было бы неправильно пропустить новость, которая потрясла многих радиослушателей и телезрителей. Речь идет о планах закрыть в конце марта популярнейший латвийский телеканал ТВ5. Лично мне очень нравятся новости этого русского канала Латвии, многие передачи, вообще его содержание.
Татьяна Жданок. Я присоединяюсь к вашей оценке. Кроме того, закрытие ТВ5 лишит многих молодых журналистов надежды на перспективную работу. Просто исчезают рабочие места для творческих, талантливых, знающих людей. Вспомните, что и ежедневная газета на русском языке осталась только одна... Понятно, что интернет, большие телеканалы перебивают и снижают рейтинги локальных, региональных каналов. Здесь на помощь должно прийти государство.
Мирослав Митрофанов. Накануне стали известны результаты изучения популярности латвийских телеканалов. Оказалось, что у ТВ5 в прошлом году был даже небольшой прирост зрительской аудитории. С другой стороны, его владельцы утверждают, что, начиная уже с 2009 года, ТВ5 работал в минус, приносил убытки. Мало рекламы, что не позволяет создавать и оплачивать оригинальные программы. В опубликованных комментариях специалистов отрасли - в основном сочувствие. А рекомендации следующие: латвийское государство должно взять на себя развитие национального телеканала на русском языке. Об этом много говорилось в прошлом году, но почти ничего не было сделано.

серая зона законодательства, ювенальная юстиция, Узник совести Коцаба, беженцы

Previous post Next post
Up