Поездка в Иран. Часть II Исфахан. Армянский квартал и мосты

Mar 16, 2017 08:30



Конечно, рассказ об Исфахане логичнее было бы начать с его главной площади, т.к. именно ее мы увидели первой вечером по приезду в город.

Именно на ней мы проводили много времени, и, вообще, площадь Имама - это, своего рода, место притяжения всех горожан и гостей города.

И, тем не менее, я решила отложить свой рассказ об этой визитной карточке Исфахана и начать с других, но менее интересных и достойных посещения мест. По сути, именно с них мы и начали свое знакомство с городом на следующее утро после прибытия.

Сегодня это будут древние мосты Исфахана и колоритный Армянский квартал.



01. Самый первый мост находился относительно недалеко от нашего отеля. Мы шли какое-то время прямо по улице Чахар Баге Аббаси, пока не увидели первый мост Си-о-Се Поль. Вообще, в Исфахане, конечно, немало мостов, а точнее 11.  Но особого внимания заслуживают три из них: Си-о-Се Поль, Пол-е Джуби и Хаджу.


02.  Мост Си-о-Се Поль, или Мост тридцати трех арок (си-о-се - это "33" на фарси), был построен на средства и под руководством полководца Аллаверди-хана в 1602 г.  Мост связал Исфахан с армянской колонией Джульфа.


02. В моем путеводителе о мостах говорилось следующее: "Подлинное украшение города - мосты через реку Зайендеруд. Она начинается в горах Загроса, течет с запада на восток через центр Ирана, создает исфаханский оазис и теряется в безводных песках пустыни Кевир".

Простите, но глядя на открывающийся с моста пустынный пейзаж, такое описание казалось издевкой. Мы недоуменно переглядывались с мужем и задавали друг другу вопрос: "А где, собственно, река?"  В голову лезли самые разные мысли: засуха? может, в сезон дождей она как-то заполняется?.. Признаться, это было, наверное, самое большое мое разочарование в Иране.



03. Арки моста. Я не раз представляла себе, как буду вечером сидеть на мосту и смотреть, как блики отражаются в воде. О, Боги!.. А самого главного-то и не было!


04. Мост сам по себе имеет верхнюю и нижнюю часть - своего рода, ложи. Нижние располагаются на 2-3 м выше уровня реки (которой уже нет), а верхние на высоте проезжей части.


05.


06. Мы уточнили потом у хозяина нашего отеля, что же стало с рекой. Он сказал, что это результат человеческого вмешательства, когда для выращивания фисташковых плантаций было принято решение повернуть русло реки для их орошения. Т.е. каких-то 6 лет назад река здесь еще была!


07.


08. Безумно жаль было наблюдать такую картину. Вместо прохлады жарким днем и выгодного подчеркивания мостов - вот такая пустыня.


09. Где-то застряла лодка, проржавели забытые и никому не нужные теперь катамараны... Это тот не единственный случай, когда человеческая алчность так пагубно повлияла на окружающую среду.  Оставалась еще маааленькая надежда, что реку мы еще увидим в Исфахане. Но ей не суждено было сбыться.


10. Кстати, до недавнего времени старинные кирпичные мосты выдерживали интенсивное движение транспорта, но сегодня эти объекты культурного наследия предназначены только для пешеходов и велосипедистов.


Кому интересно, вот как выглядел этот мост сравнительно недавно:



Фото взято из Википедии

11. Набережная и променадная часть ухоженные, чистые. Обратите внимание, как затейливо подстрижены кусты.


12. Идти до следующего моста нужно было в другую сторону и довольно долго, поэтому мы решили сначала съездить в Армянский квартал, т.к. боялись что церковь, которую мы хотели посетить, закроется.


13. Это фото вы уже видели в общем посте об Иране. Мы сели в первый попавшийся автобус, спросили у водителя: "Джульфа?" С пятого раза нас поняли и кивнули. :) Про половую сегрегацию в общественном транспорте я уже писала.


14. Итак, Армянский квартал. Во время правления шаха Аббаса I из города Джульфы, что на северо-западе Ирана, переселилась в Исфахан группа армян-христиан, в основном ремесленников и торговцев.


15. Ресторан в одном из внутренних двориков.


16. Облюбовав одну из деревень вблизи города, те самые армяне-переселенцы назвали свою колонию Новой Джульфой. Армяне пользовались уважением, им было разрешено открыто исповедовать христианство, строить церкви.


17. Когда Исфахан расширился, Новая Джульфа (или просто Джульфа, как ее стали называть впоследствии) стала одним из его пригородов. Бывшая колония сохранилась и до наших дней.


18. Мы ехали в Армянский квартал, чтобы увидеть его доминанту - собор Вонк. На фото вход на территорию комплекса.


19. Построенный между 1606 и 1655 гг. собор Вонк - основной храм армянской церкви. Вход платный (200.000 риалов за 1 билет), как и везде в Иране в любую мечеть или достопримечательность. В среднем, 150.000 - 200.000 риалов. Это примерно 250-300 рублей с носа, что недешево, на самом деле.


20. Рядом с собором находится также музей, в котором содержится более 700 рукописных книг, в том числе и первая печатная книга Ирана, много экспонатов по армянской культуре и этнографии.


21.


22.


23.


24. Собор внешне хоть и не примечателен, но его внутреннее убранство с лихвой это восполняет.


25. В соборе можно наблюдать смесь стилей: кажется, что христианская и мусульманская традиции сплелись для того, чтобы создать неповторимый интерьер храма.


26. Восточные узорчатые плитки соседствуют здесь с христианскими фресками, выполненными в армянском стиле.


27.


28. Узорчатый купол с цветочными мотивами отливает золотом, подчеркнутым благородным синим цветом.


29. Сцены Ветхого и Нового Завета оживают перед посетителями и заставляют подолгу рассматривать их детали.


30.


31.


32.


33. Забавно, что вызывает больше внимания к себе: убранство церквей или рождественская ель с Санта-Клаусом перед входом? Все-таки диковинка для иранцев. ;)


34. Собор Вонк со стороны музея. Есть в этой эклектичности свой особый шарм.


35.


36.


37. В музее интересны древние рукописные книги, преимущественно Библии. Это святое писание датируется 1472 годом.

38. Вот эта Библия постарше - 9-10 век.


39. Много книг с иллюстрациями.


40. А вот это интересный экспонат. Точнее, вы его даже не увидите здесь. Предлагалось заглянуть в микроскоп, чтобы при многократном увеличении увидеть надпись на армянском языке, сделанную на... волоске!  Тут поневоле вспомнишь подкованную блоху! ;)


41. Портреты, видимо, очень знатных горожан.


42. Печатный станок.  Кстати, часть экспозиции музея посвящена геноциду армянского народа в 1915 г., когда тысячи армян были выселены из Турции и многие из них погибли в Сирийской пустыне.


43.


44. Улица возле церкви Вонк была украшена светящимися (по ночам) шарами, что-то напомнилось мне нашу Малу Дмитровку зимой. ;)


45. Если вы окажетесь в этих краях однажды, можете заглянуть в располагающееся неподалеку кафе Firouz Sherbat Cafe, нам его порекомендовали местные.


46. Оно довольно колоритное, но почему-то там не оказалось национальных сладостей. Это потом мы узнали, что для этого есть специальные места, чайханы.


47. В Исфахане, да, пожалуй, во всем Иране, довольно часто встречаются вот такие скульптуры на самую разную тематику: от анималистической до социальной. Здесь вы видите гончара за работой. Скульптура, кстати, довольно большая. По-моему, такие вещи только украшают город.


48. После Армянского квартала мы отправились смотреть два других моста. Снова вернулись к мосту Си-о-Се Поль.


49. Это уже современный мост. Земля почему-то частично выжжена. Реки, как вы понимаете, так и не будет.


50. Мост Пол-е Джуби, который был изначально построен как акведук, снабжающий водой шахские сады на северном берегу реки.


51.


52. Но вот показался самый, пожалуй, красивый из исфаханских мостов - мост Хаджу.


53. Он был построен в 1650 г. Мост состоит из двух ярусов, в центре построен павильон для отдыха правителя.


54. С целью развлечения шахской семьи во время кратковременного пребывания сефевидского шаха на мосту в средней его части была сооружена особая веранда.


55. Все исфаханские мосты являются излюбленным местом прогулок исфаханцев и гостей города.

56. Подлинное название моста - Пол-е шахи (Шахский мост). Этот мост получил название Хаджу потому, что в течение последних двух столетий он находился по соседству с кварталом Хаджу.


57. Мост выглядит очень нарядным, здесь хорошо сидеть на солнышке, вести неспешные разговоры о вечном. :) Мы слушали, как какая-то группа исфаханцев пела красивые и душевные песни. Но потом их почему-то урезонила подъехавшая сюда полиция. Странно, получается нельзя было петь?..


58.


59.


60. Единственное, что омрачает этот вид - отсутствие реки.


61. Еще одна затейливая скульптура.


62.


63.


64.


65.


66. Исфаханские мосты, безусловно, заслуживают внимания. И все же меня не покидала мысль о том, что без реки они смотрятся как-то сиротливо, ведь она непременно подчеркивала бы их величие и красоту. И как здорово, наверное, было когда-то сидеть на мосту вечером, глядя как отражаются таинственным светом очертания моста в бегущей воде Зайендеруда...


В следующем посте читайте о главной достопримечательности Исфахана - площади Имама.

путешествие, Иран, Исфахан

Previous post Next post
Up