из истории Комсомольска-на-Амуре

Nov 11, 2013 18:32

ИСТОРИЯ  УМАЛЧИВАЛА…

… так долго, что даже теперь, когда многое  уже стало известно, мы по-прежнему предпочитаем оставаться в неведении.

Невероятно, но факт: многие в Комсомольске до сих пор не знают, что памятник в виде  хвостового оперения  самолета,  установленный напротив дома №49 по улице Кирова -  не просто, и не только памятный знак,  монумент,  мемориал. Это захоронение, под бетонной плитой покоится прах тринадцати человек,погибших в ходе операции по спасению экипажа самолета «Родина».  Причем,  сам памятник - не скульптура, не изображение, а самый настоящий, подлинный хвост того самого самолета «Дуглас», упавшего в тайгу 75 лет назад…



ПО СЛЕДАМ ДАВНЕЙ АВИАКАТАСТРОФЫ

4 октября 2013 года минуло ровно 75 лет со дня гибели двух самолетов-спасателей экипажа знаменитой на весь мир «Родины». Валентину Гризодубову,  Марину Раскову и Полину Осипенко ждала слава, портреты во всех газетах, громкие военные марши, поздравительные речи с самых высоких трибун, Звезды Героев Советского Союза. Их погибшие спасатели, оставшись в тайге на долгие десятилетия, получили тогда в награду лишь забвение...
Серебристый блеск металла, не тронутого ржавчиной, на крыле и хвостовом оперении «Дугласа» - первое, чему удивились на месте падения самолетов участники экспедиции Эдуарда Синельникова в 1989 году. И тут же у архитектора Светланы Вялкиной возникла мысль использовать прекрасно сохранившуюся часть самолета как элемент памятника. Именно ее проект стал победителем конкурса и  был утвержден  градостроительным советом 21 декабря 1989. 
Это ясно из документа, хранящегося в  потрепанной папке у  Эдуарда Ивановича Синельникова, бывшего в то время заведующим отделом культуры горисполкома. Самое настоящее богатство для будущих исследователей истории, папка эта содержит драгоценные свидетельства. Здесь и акты, и сметы, и запросы на вертолет для транспортировки из тайги части самолета, и распоряжения городского совета народных депутатов о выделении средств на экспедицию…Есть даже сценарий фильма «Люди и небо», снятого в 1990 году городской студией телевидения. Множество документов, подтверждающих нелегкую работу по изысканию средств на строительство памятника. Надо отдать должное группе энтузиастов под руководством Э. И. Синельникова. Благодаря их настойчивости и убеждению в том, что память погибших героев должна быть увековечена, город имеет сейчас этот уникальный памятник.
Интересно, и страшно, и больно слушать увлекательные рассказы самого Эдуарда Ивановича, знакомиться с документальными свидетельствами, постепенно вникая и понимая, как все это происходило, с чего начиналось…
О том, как в 1986 году при переносе захоронения и памятника летчикам  Сорокину и Брядинскому с территории расширяющегося ЖБИ, прах летчиков не был обнаружен.
О том, как в апреле 1989 года из бетонного основания старого памятника, к тому времени выброшенного на свалку, Синельников  лично вынимал капсулы  с прахом погибших в авиакатастрофе 4 октября 1938 года.
О том, как, к изумлению присутствующих, капсул оказалось не две, а четыре. К ним прилагались и таблички с именами не только знаменитых Сорокина и Брядинского, но еще одиннадцати никому не известных спасателей.
О трех экспедициях к месту гибели самолетов, о том, как вырубали подросшую березовую рощу для вертолетной площадки, о том, как с риском для жизни вертолеты доставляли в город  хвостовое оперение «Дугласа».  
О том, как пролежали в тайге незахороненными истлевшие кости молодых парней-спасателей, о которых был приказ: забыть навсегда.

ПОИСК. САМОЛЕТ. ДЕВУШКИ.

25 сентября 1938 года женский экипаж в составе Гризодубовой,  Расквой и Осипенко установил мировой рекорд, совершив беспосадочный перелёт на самолёте АНТ-37 «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток. Рекорды были нужны молодой стране для престижа на мировой арене, для демонстрации силы и мощи советской боевой машины. Конечным пунктом был  назначен Комсомольск-на-Амуре, но в полете отказала связь, произошло оледенение крыльев, летчицы сбились с пути. Перелёт героических девушек закончился вынужденной посадкой на болото в районе посёлка Дуки. Из-за отсутствия связи «Родину» вынуждены были искать на территории площадью более полутора миллионов квадратных километров.
На поиски мобилизовали больше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопытов, рыбаков.  Девять дней никаких вестей о судьбе отважных женщин не было. Наконец, 3 октября летчик Михаил Сахаров, вылетевший  из Комсомольска на гидросамолете Гражданского воздушного флота, нашел «Родину». Ее распластанные по земле крылья  на болотистой местности было очень трудно заметить, с высоты они поблескивали, как многочисленные водоемы. На следующий день туда отправилась уже группа самолётов для выброски парашютного десанта -  врачей, радистов, техников, корреспондентов. Вот тогда, 4 октября, и произошла нелепая гибель двух самолетов, которые столкнулись в воздухе прямо на глазах у летчиц «Родины».
Когда в 1988 году открыли доступ к секретным архивам, стали известны показания Гризодубовой: «...на развороте «Дуглас» ударил РН (ТБ-3 РН-Я.В.) по хвостовому оперению, задел крыло… оба самолета,  перейдя в штопор, скрылись за сопками, откуда вскоре показался дым…»

И ЦЕЛОГО НЕБА МАЛО

Что это было? Безрассудное лихачество? Неосмотрительность или неопытность пилота «Дугласа» ? Или  то, что экипажи самолетов были полностью поглощены наблюдением за землей? Самые разные точки зрения существуют на этот счет. По мнению некоторых исследователей , катастрофа 1938 года - прямое следствие сталинских чисток командных кадров Красной Армии, во время которых большинство высшего комначсостава советских Военно-воздушных сил подверглось беспримерным по своему масштабу репрессиям. Результат - более низкий, чем раньше, уровень подготовки летного состава, что сопровождалось ростом аварийности и количества жертв.
К тому же, буквально за несколько дней до рекордного перелета внезапно был арестован полковник Алехин, который отвечал за радиосвязь с самолетом «Родина». Не было бы этого ареста, связь была бы в порядке, и все было бы по-другому. Но история не терпит сослагательного наклонения, все случилось, как случилось, и как оно было на самом деле, не узнать уже никогда.
Спешка при организации вылетов спасателей объясняется нормальными человеческими чувствами - дружбой, заботой, тревогой  за девушек-летчиц, которые находились в опасности. Жертвам этого трагического происшествия надо воздать должное и лихом не поминать  - они отдали жизнь, стараясь спасти экипаж «Родины».

ПРИКАЗ: ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА

Бурное ликование, вызванное блестящей победой героических женщин, и тем, что отважных лётчиц удалось найти, охватило всю страну. Чтобы не «портить праздника», чтобы не снижать значение мирового рекорда, никаких сообщений о случившейся катастрофе ни в газетах, ни по радио сделано не было. Оставшиеся в живых свидетели давали  подписку о неразглашении. Тогда, в 1938 году, с места катастрофы официально были извлечены тела только двух человек: героя гражданской войны и Хасана комдива Якова Сорокина и Героя Советского Союза, флаг-штурмана ВВС Александра Бряндинского, которых  похоронили со всеми воинскими почестями в Комсомольске-на-Амуре. Об остальных приказано было молчать.
За разглашение тайны можно было запросто угодить в ГУЛАГ. В 1939 году охотник, случайно вышедший к месту катастрофы и попросивший  в Дуках людей для организации захоронения, был осужден на пятнадцать лет лагерей.

ТАЙГА СОХРАНИЛА УЛИКИ

В следующий раз  охотники  наткнулись на место давней авиакатастрофы только через 30 лет, в 1968 году. В деформированном от сильного удара фюзеляже ТБ-3 они обнаружили разбросанные в беспорядке полуистлевшие останки людей... Летом 1969-го они были частично собраны и с почестями захоронены у посёлка Дуки, где был  установлен деревянный обелиск. Безымянный, поскольку имена погибших оставались тогда все еще неустановленными.
Экспедиция 1989 года завершила  начатое: останки погибших были собраны полностью и перевезены в Комсомольск. Властям поселка Дуки предлагалось перенести безымянный прах, соединить с теми, чьи имена были указаны на капсулах, чтобы все они покоились бы в одном месте. На это последовал категоричный отказ: «Это неотъемлемая часть нашей истории».
История, однако, далеко не полная и до сих пор зияет белыми пятнами.  До сих пор некоторые факты остаются тайной… В фонде Хабаровского крайпартархива,  хранится дело № 91-А,  на пожелтевших страницах которого значатся  фамилии погибших: «Сорокин, Земцов, Mapценюк, Морозов, Заботкин, Андреев, Сосков, Климов, Медведев, Лещиков, Раппопорт, Бряндинский, Лесников, Шевченко, Черепахин, Микусев». Шестнадцать человек, а на нашем памятнике - только тринадцать.
Примечательно, что в разных источниках фигурируют разные цифры - то «пятнадцать», то «восемнадцать», то «двадцать пять». У многих фамилий нет даже инициалов, некоторые вообще искажаются - то майор «Лесников», то «Лисиков»… Официальных письменных свидетельств того времени не сохранилось, никаких списков для участия в поисках не составлялось, все происходило  в лихорадочной спешке, в азарте поисков, и теперь уже вряд ли  удастся прояснить подробности той трагедии. «Погибли при исполнении служебного долга» - вот и вся информация. То же было написано и в похоронках на погибших молодых парней, которые получили их семьи. Многие из них так и не узнали обстоятельств, при которых ушли из жизни их мужья, сыны, братья…
Чему удивляться - число погибших в Великой Отечественной войне до сих пор точно не установлено…. Что уж сетовать про пару десятков погибших где-то в необозримых дальневосточных просторах, в какой-то странной засекреченной аварии?  Народу в стране - не считано, не меряно, и отношение к людям, как к «ресурсу», чего греха таит, до сих пор в ходу….

75 ЛЕТ СПУСТЯ

Открытие памятника-захоронения состоялось в 1993 году. Памятный комплекс так и не был доведен до той стадии завершения, которую предполагал проект. Не были возведены полированные стелы из черного мрамора, вместо них имена тринадцати погибших спасателей нанесены прямо на цилиндрическую поверхность основания.  Но и в таком виде он является одним из памятных мест города, включенных во все экскурсионные маршруты, вот только о том, что под памятником - саркофаг с прахом погибших, редко кто из экскурсоводов упоминает. Расположенный строго напротив мемориальной доски экипажу «Родины», памятник  как бы связывает в единое целое героическое и трагическое в нашей общей, истинной  истории Отечества.
За порядком на памятнике вот уже несколько лет следят учащиеся Лесопромышленного техникума, члены молодежного волонтерского движения «Регион» (председатель Максим Гетман). Шефствовать над мемориалом им никто не поручал, ребята добровольно наводят здесь чистоту,  убирают сухую траву, мусор, листья. Зам. директора по учебно-воспитательной работе Валентина Владимировна Демина придает большое значение этой работе, которая является частью патриотического воспитания молодежи.
К 75-летию катастрофы на памятнике-захоронении был проведен митинг, в ходе которого студенты техникума еще раз выслушали страшный рассказ о своих почти сверстниках, живших в эпоху массового героизма, между готовностью к самопожертвованию с одной стороны  и страхом ареста - с другой. А то ведь некоторые и не знали, вокруг чего подметали…Как не знают прохожие,  стоящие рядом на остановке, прогуливающие в сквере собачек… Когда мы теряем память, мы теряем вкус жизни. Мы не можем сравнивать - как это было тогда, как теперь стало? Мы теряем способность сочувствовать и сопереживать.  Давайте же бережнее относиться к своей истории. Как бы ее ни трактовали, как бы ни искажали, ее трагические факты остаются реальностью. Их надо помнить и чтить. Вечная память героям.

Для еженельника ДВК

Более подробно:
http://www.agesmystery.ru
http://ganfayter.livejournal.com
http://www.amur.info/news/2010/10/20/1.html
http://www.nnre.ru
http://zurnalist.ucoz.ua

Комсомольск-на-Амуре, ИСТОРИЯ

Previous post Next post
Up