Увидела в ленте ссыль -
https://youtu.be/BIOXQ3N9ebYУслышала, что фильм "Ржев" вышел на большие экраны. И что в нем есть эпизод о каннибализме. Еще раньше встречала запись, где Серебренников и Пивоваров шагают по ржевской земле и обсуждают тогдашние бои. Тогда же приняла решение фильм не смотреть. Единственное, хотелось бы отметить: обидно за Александра Бухарова, для меня это знаковый актер после того, как он сыграл в двух замечательных фильмах "Волкодав из рода Серых псов" и "Слуга государев". Почему-то позже не нашлось ни одного режиссера, сумевшего столь же полно раскрыть грани его таланта. И, как по мне, лучше остаться в памяти стоящим на высоком пьедестале, чем разменивать свои способности ради текущих трендов, тем более, в такой неприкосновенной теме, как Великая Отечественная война 41-45 гг.. Да, я убеждена: ни у одного из ныне живущих НЕТ ПРАВА запускать свои ручонки в святую память. И, кстати, почему только верующие имеют возможность оскорбляться чувствами, в отличие от обычных людей, которых коробит любая экранизация ВОВ, когда все акценты переиначены? Так случилось и с книгой Вячеслава Кондратьева (1920-1993), застрелившегося накануне знаковых дней 3-4 октября 1993 года. Что известно об этом человеке? Навскидку:
"Родился в семье инженера-путейца, в 1922 семья переехала в Москву. С первого курса МАРХИ в 1939 году был призван в РККА Дзержинским РВК столицы, проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке, в декабре 1941 года ушел на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжелые бои подо Ржевом. Помощник командира взвода отдельного стрелкового батальона, сержант Кондратьев приказом ВС 30-й армии Калининского фронта №: 12/н от: 26.04.1942 года был награжден медалью "За отвагу" за то, что 7 апреля 1942 года в бою за деревню Овсянниково после гибели командира взвода под ураганным огнем противника поднял бойцов в атаку. Согласно наградному листу, в этом бою лично Кондратьевым из стрелкового оружия было уничтожено 12 немецких солдат, а броском гранаты он вывел из строя станковый пулемет противника. Позже был ранен. После отпуска, полученного по ранению, направлен в железнодорожные войска. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью. Младший лейтенант. В 1958 году окончил Московский полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Писал с начала 1950-х, но впервые опубликовался только в возрасте 59 лет. Первую повесть, "Сашка", опубликовал в феврале 1979 года в журнале "Дружба народов". В 1980 году в журнале "Знамя" были напечатаны рассказ "День Победы в Чернове", повести "Борькины пути-дороги" и "Отпуск по ранению". В 1985 году награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Жил в Москве. Состоял в СП СССР (1980), избирался членом правления (1986-1991), сопредседателем (в 1993). Покончил с собой 23 сентября 1993 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище..."
Поскольку В.Л. Кондратьев мертв и не имеет возможности защитить свою честь, каждый может переиначить на свой лад не только его книги, но даже биографию. Честно признаюсь - книгу не читала. Но мне достаточно и косвенных штрихов об этом человеке - раз, а два - не тот случай, чтобы, пользуясь отсутствием защиты, "мазать дегтем ворота" (до революции в деревнях существовал обычай мазать дегтем ворота двора, где жила девушка, потерявшая статус "девицы" до свадьбы. Иногда недоброжелатели таким образом порочили совершенно невинных девушек, каким-то образом им насоливших. И сколько угодно можно было драить ворота или доказывать невин/овность/ность, осадочек оставался - и девушка оставалась "невостребованной" до конца жизни, разве только какой-нибудь многодетный вдовец "из милости" не брал ее в свою семью в качестве домработницы, регулярно поколачивая от всей "широкой" души). Психология. Которая всегда сильнее любой идеологии (вопрос о собственности на ср-ва производства можно, кстати, оформить по-разному, в миксе с психологией, исключающей возможность манипулирования) или религии (делающей женщин существами "второго сорта", а т.н. охлос - слугами "начальств"), т.е. того, что якобы "приводит в чувство". Впору вспоминать Бориса Федоровича Поршнева и его труды... Встретилась прошлогодняя, достаточно этичная, статья в рунете:
"Вячеслава Кондратьева долго мучили воспоминания о войне, заставляя изучать "окопную" прозу, однако в прочитанном он так и не смог найти "свою войну" (Т.: а Виктор Некрасов "В окопах Сталинграда", к примеру?). Добиться "эффекта присутствия" Кондратьев сумел, благодаря собственным воспоминаниям о боях за Ржев. Творческий путь Кондратьева начался с повести "Сашка", опубликованной в журнале "Дружба народов" в 1979 году. Это история о жизни обычного солдата, главным постулатом которой является "человечность на войне". Прототипом героя повести "Сашка" является 17-летний Александр Капустин, отважный разведчик, награжденный медалью "За отвагу" после того, как 26 января 1943 года он атаковал пулеметный расчет противника и взял в плен немецкого ефрейтора. Через несколько месяцев, 4 сентября 1943-го, он героически погиб в бою. Похоронен в братской могиле деревни Красный Клин Холмского района Новгородской области. Действие повести происходит весной 1942 года. Солдат по имени Сашка во время набега вражеских разведчиков, проявив бесстрашие и смекалку, голыми руками берет одного из них в плен. Главный герой под угрозой трибунала не переступил через свои принципы и не расстрелял безоружного немца по приказу комбата. Он понимал, что перед ним такой же, как и он, солдат, только одураченный фашистским режимом. По сюжету, главный герой не раз проявляет гуманизм, поступая согласно своим внутренним убеждениям: помогает раненому, хотя сам истекает кровью, берет на себя вину лейтенанта перед майором, потому что знает - с простого солдата спроса меньше.
В мае 1982 года на экраны вышел фильм Александра Сурина "Сашка" по одноименной повести Вячеслава Кондратьева. Он закрепил в массовом сознании образ неунывающего, храброго, дерзкого, но в то же время очень гуманного советского солдата. В 1991 году в свет вышла повесть "Искупить кровью", где ротный Пригожин (с прототипом героя, участника боев подо Ржевом, писатель переписывался) становится для солдат героем, вовремя отдавшим приказ на отступление и сохранившим им жизнь, а для начальства - предателем, сдавшим рубеж. История, положенная в основу сюжета, посвящена штурму деревни Овсянниково. Выбить немецкие войска из населенного пункта безуспешно пытались довольно долго, и это удалось сделать, но с большими потерями, так как солдатам приходилось действовать без должной огневой и артиллерийской поддержки. В произведении оголяется проблема выбора и ответственности за принятое решение. В письмах Евгения Ильича Пригожина особняком стояла тема психологии воина и мужества, как социального явления. Пригожин ушел на фронт уже зрелым 30-летним мужчиной и, благодаря своему жизненному опыту, мог более детально анализировать происходящее. До войны он работал инженером шахты на Урале и ушел оттуда добровольцем. "Запомнились по дороге на вокзал глаза товарища, искавшего меня. В них читалась боль, будто я кончаю жизнь самоубийством. Позже я был счастлив, что не отсиделся в тылу, иначе бы не смог сам себя уважать" - делился воспоминаниями Пригожин. Евгений Ильич дослужился до капитана, был награжден медалью "За отвагу", а в 1943 году был ранен и вернулся домой, где прямо на костылях заступил на должность главного инженера шахты. Евгений Пригожин делился с Кондратьевым мыслями и переживаниями о подлинном и экранном героизме: "Участников войны обкрадывают, приписывая их подвиги экранным героям со сверхспособностями. В эту войну ушли добровольцами два миллиона человек, справедливо убежденных, что без них не победить. Войну выигрывают не сверхлюди, а наша Победа - достояние всего народа, а не отдельных одиночек" - писал он.
Идея о том, что войну выигрывают обычные люди, прослеживается у Кондратьева в произведениях сборника "Повести. 1941-1942 годы", куда вошли "Селижаровский тракт", "Искупить кровью" и "Сашка". В произведениях Кондратьева герои предстают в образе обычных людей, попавших на фронт и осознавших, что война в теории нередко отличается от войны на практике. Но даже в таких условиях всегда есть место для подвига и подлинного героизма..."
"Творцам" кино следовало бы знать, что такие, какой была та война, сражения выигрывают только те, за кем Правда и Дух, прошу прощения за пафос. Никто не спорит, на фронтах были разные люди. Однажды слышала рассказ об одном ротном, который во время боев трусливо прятался за спинами подчиненных и зажимал награды. И если у "соседей" их командиры не скупились на наградные списки своих бойцов, подаваемые наверх, этот крайне редко их составлял. Поcле войны, как позже стало известно, данный "фронтовик", рассчетливо рванувший в столицу, в разных инстанциях бил себя кулаком в грудь, что-де он "своей кровью жертвовал". Сделал большую карьеру. Когда спросила, "а почему подлеца не пристрелили свои же в одном из боев", ветеран ответил, что такие разговоры шли, но ни один не решился взять на себя подобную ответственность, ибо считали, что бить в спину не менее подло, кроме того, воевавшие не особенно придавали в то время значения наградам. Важно подчеркнуть, что настоящие фронтовики по жизни были самыми скромными людьми, при этом не ронявшими своего достоинства, ни при каких обстоятельствах не будучи холуями. Что касается каннибализма - это вообще гниль. Зачем тащить в такой фильм зэковский трэш? Помимо прочего, можно было бы вспомнить эпизод, случившийся зимой шестидесятого года, когда четверо советских моряков провели в неуправляемом дрейфе в океане без пищи 49 дней. Люди съели и подошвы обуви, и ремни, но ни у кого даже мысли не возникало покуситься на жизнь более слабого. Эпизод можно сравнить еще с одним, более поздним. Когда в американских горах зимой упал самолет, выжившие жрали друг друга, чтобы не околеть. Именно "околеть", ибо нормальным представителям рода хомо сапиенс мысль пожирать человечину в голову не приходит, независимо от обстоятельств, в отличие от разного рода психопатов. И никаким менталитетом тут не отговориться... Такие дела. Тема очень тяжелая. Тем тщательнее необходимо взвешивать все "за" и "против", берясь за нее. Когда каждое слово должно быть просеяно сквозь сито уважения к павшим, а не заказняка сомнительного хайпа или бабла.
"Я убит подо Ржевом", поэт Александр Твардовский, автор замечательного Василия Теркина:
Click to view
Из разных публикаций о ржевских операциях, в связи с которыми мне ярко запомнился эпизод с генералом Михаилом Ефремовым (на фото справа), лично разделившим судьбу со своими подчиненными, хотя не раз имевшим возможность улететь на "большую землю" (подробностей о М.Г. Ефремове, уроженце Тарусы, здесь нет, их можно узнать из других публикаций и воспоминаний):
"В действительности, о боях подо Ржевом не то чтобы не говорили, на них просто никогда не заостряли внимания. Во-первых, потому что бои за Ржев рассматривали не как одно сражение, растянувшееся более чем на год, а как несколько операций, не связанных друг с другом. Во-вторых, несмотря на ожесточение и потери, сражение подо Ржевом никогда не становилось ключевым на советско-германском фронте. Ни одна из сторон не могла здесь добиться ощутимого успеха, способного качественно изменить ситуацию. Вторая мировая стала войной маневренной, основанной на стремительных бросках и танковых прорывах, а битва под Ржевом больше похожа на противостояние времен Первой мировой. Недаром сравнивали происходящее с битвой под Верденом 1916 года, известной также, как "Верденская мясорубка".
Город Ржев был оккупирован гитлеровцами в октябре 1941 года, но тогда это событие не привлекло особого внимания. На карте стояла судьба Москвы, а возможно, и всей войны. Ржев вышел на передний план после успеха советского контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года. Директива Ставки Верховного Главнокомандования от 7 января 1942 года приказала охватывающими ударами армий правого крыла Калининского фронта из района северо-западнее Ржева на Сычёвку, Вязьму и войск левого крыла Западного фронта из района Калуги в направлении Юхнова, Вязи с одновременным наступлением остальных армий Западного фронта на Сычёвку и Гжатск окружить, расчленить и уничтожить основные силы группы армий "Центр" в районе Ржева, Вязьмы, Юхнова, Гжатска. Это наступление сегодня известно, как Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция 1942 года. Наступление, продолжавшееся до 20 апреля 1942 года, стало наиболее успешным для Красной армии этапом Ржевской битвы. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80-250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Немецкая группа армий "Центр" потеряла около половины своего личного состава. Однако на завершающем этапе операции Красная армия потерпела серьезную неудачу. Была окружена и практически полностью разбита 33-я армия. Погибла большая часть личного состава и командования, включая командарма, генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. По итогам боев зимы-весны 1942 года образовался Ржевско-Вяземский выступ: плацдарм до 160 км в глубину и до 200 км по фронту.
На территории Ржевско-Вяземского выступа проходили две крупные железные дороги: Великие Луки-Ржев и Орша-Смоленск-Вязьма. Ржевско-Вяземский выступ немцы называли "воротами к Москве". Отсюда немцы могли провести новую операцию по захвату столицы. Стратегическая выгода данной позиции заставляла немецкое командование всеми силами держаться за плацдарм. На относительно небольшой территории были сосредоточены 2/3 всех сил групп армий "Центр". Эти обстоятельства одновременно объясняют, почему советское командование с таким упрямством и настойчивостью пыталось "срезать" этот выступ фронта. Ради этого были проведены три операции: первая Ржевско-Сычевская (июль-август 1942 года), вторая Ржевско-Сычевская, также известная, как операция "Марс" (ноябрь-декабрь 1942 года), Ржевско-Вяземская (март 1943 года). Именно они и представляют собой ту "мясорубку", про которую так часто говорят и пишут. Немцы держались за выступ всеми силами. Здесь были сосредоточены отборные гитлеровские части, которые (в отличие от, например, Сталинграда) не были разбавлены гораздо менее боеспособными подразделениями итальянцев, венгров и румын.
Немцы имели здесь большое количество танков и штурмовых орудий. Но главным фактором стал перевес немцев в артиллерии, в первую очередь - в снарядах для тяжелых орудий. Перевес в огневой артиллерийской мощи оставался основной причиной, позволявшей немцам отражать все попытки советского наступления и объяснявшем значительные потери. Однако во время первой Ржевско-Сычевской операции советские войска продвинулись на запад на 40-45 километров, освободили три районных центра, оттянули силы противника с других направлений и даже в конце сентября 1942 года сумели ворваться в Ржев, но немцам удалось вернуть город себе. Цена побед была очень высока, однако противник оставил плацдарм, за который столь упорно держался. Разгром армии Паулюса под Сталинградом изменил всю ситуацию на советско-германском фронте. Немцы вынуждены были сокращать его протяженность, и у них не оставалось иного выхода, кроме отступления с Ржевско-Вяземского выступа.
Несмотря на наличие удобного плацдарма для удара в направлении Москвы, немцы так и не сумели его осуществить. Это было просто невозможно из-за постоянной необходимости сдерживать натиск советских сил. Этот кровавый клинч подо Ржевом привел к тому, что судьба войны решалась на других направлениях. В итоге, перелом внесла победа советских войск под Сталинградом. Но в этом успехе есть огромный вклад тех, кто жертвовал собой в боях за Ржевско-Вяземский выступ. Опыт Ржевской битвы позволил советским военачальникам разработать приемы, позволяющие вскрывать эшелонированную оборону противника. В частности, здесь возникла тактика использования штурмовых групп, продемонстрировавшая свою высочайшую эффективность на последующих этапах войны. Представлять сражение за Ржев, как тупое направление людей на убой, объясняемое скудоумием советских полководцев, подло по отношению к тем, кто жертвовал собой в боях с гитлеровцами. Великая Отечественная - это не повод для дешевых сенсаций..."
Click to view