Крымская Хазария

Jan 09, 2012 01:25

КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО

В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная - до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте - Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний
Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским.

Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.
Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение - его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи, населявшие города и поселки, были первыми поселившимися Крыму, и когда там появились иудеи из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.


А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом. Напомню, что в то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.
Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готского государства на полуострове.

Но, в свою очередь, Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное государство, а его столица - в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы.

В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодоро. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм.

В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.
Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.

Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.
Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро. Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.

Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.
Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников - евреев.

Однако существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство. Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.
Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим - Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.

А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана.
Как видим, стремление евреев России поселиться на полуострове и создать там нечто вроде автономной республики, проявленное дважды в XX веке, имеет глубокие корни, если знать историю княжества Феодоро и Хазарского каганата.

Марк Штейнберг, Русский Базар

18.01.2006 12-11

Если посмотреть этнический состав Крыма, то нередко встречается, что в основном там жили греки, армяне, татары, тавры, алано-сарматы и евреи. Примерно в такой последовательности.
Однако есть некоторые сомнения в этом. Как мы видим, есть тонкая грань между собственно евреями, и исповедовавшими иудаизм местными племенами. Тот факт, что иудейский князь был женат на дочери хана Тохтамыша (!), также весьма красноречив.
Относительно происхождения караимов (крымских евреев), ведутся споры - бежали они после разгрома Византии в 11м веке, являлись ли частью хазарского населения, или были местными племенами, принявшими иудаизм. Тем не менее, караимизм основан на Танахе, и является авраамической религией. Отдельно отмечается, что караимы не были ограничены законами России. Могли занимать офицерские должности, и т.п.
Правовое положение. В традиционных местах проживания при разных государственных устройствах крымские караи имели привилегии. В Крымском ханстве за защиту крепости причислялись к военной аристократии - тарханам, занимали высокие посты; в Литве составляли личную гвардию князя и единственные из нехристиан получили Магдебургкое право (самоуправление, привилегии); имели все права граждан Российской империи, пользовались личным покровительством государей, занимали высшие посты и т. д. Многие были дворянами в России и шляхтичами в Польше.

Основателем рода Нарышкиных является караим Нарышко (Мордко). Иван III собирался связать свой род с караимской княжной, женив на ней своего сына (брак сорвался из-за нашествия турков в Крым). Впрочем, Ивана III и крымского хана Менгли-Гирея связывали союзнические отношения, направленные против хана Большой Орды Ахмата и Великого Литовского княжества. В частности, Менгли-Гирей совершал регулярные набеги на Южную Русь, и даже захватывал и сжигал Киев, находившийся в её составе.

Интересно, что со временем разгрома Византии, 11м веком н.э., связывают и появление в Северном Причерноморье сотен тысяч армян. Османская империя разгромила тогда армянское государство Багратидов. Между тем, одним из его основателей считается иудей, что нашло отражение и в символике.
Согласно армянскому историку V в. Мовсесу Хоренаци, Багратидам приписывается библейское происхождение от царей Древнего Израиля Давида и его сына Соломона, так как род Багратуни происходит от некоего Шамбота (Шамбата, арм. Смбата), одного из иудейских пленников, привезённого в Армению царем Гайком II, союзником Навуходоносора.

Так что какие там были в Крыму армяне - это еще большой вопрос.
Особенно интересно упоминание армян, наряду с евреями, в торговле невольниками, угнанными крымскими татарами в полон в 15м веке. Всего через руки работорговцев Крыма прошло порядка 3х млн. славян...
Работорговля - традиционный еврейский промысел.
Обращает на себя внимание и деталь, что в отличие от ногайских татар, мужская часть которых не могла без серьезных последствий уклониться от участия в набегах за рабами (ясырем), в Крымском ханстве была возможность "заплатить откуп и спать спокойно". Также любопытная деталь: татары и турки считали недостойным себя заниматься торговлей, и сдавали пленников торговцам-евреям и армянам, арабам на Перекопе. Кафа (Феодосия) был крупнейший невольничий рынок, в котором содержался запас в десять тысяч угнанных славян. Между тем, в населении Кафы, по одним источникам, числится очень немного евреев (что довольно странно). По другим же, Кафа называется одним из крупнейших иудейских центров региона. Интересно и совпадение в названиях: Феодория и Феодосия. Явно один источник происхождения.
Имеются также и сведения о христианской основе княжества Феодоро, а происхождении ее княжеского рода - греческого (армянского) - неподтверждено источниками. С другой стороны, одна из версий появления евреев в Крыму - вместе с эллинами. Одна из версий говорит о иудаизации Феодории, первоначально алано-готской.

Любопытное развитие:
В конце XIV века одна из ветвей династии переселилась в Москву, где ими был основан Симонов монастырь. Эта ветвь - Ховрины - были наследственными казначеями Московского княжества. В XVI веке они разделились на роды Головиных и Третьяковых.
(!) - вот-те и русские купцы-меценаты...

Как оказалось, караимы, несмотря на всю свою вроде бы скромность и малочисленность, являлись одной из мощных действующих сил в России, :
В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность, проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни; формирование системы «учитель - ученик» вне традиционных православных представлений.
Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Перед людьми, твердыми в вере, еретики представляли себя «добрыми христианами» и «образцовыми ревнителями Православия».
Начало ереси относится к 1471, когда в Новгород в свите кн. Михаила Олельковича из Киева прибыл жидовин Схария («Захарья евреянин», «Захарья Скарья жидовин»), князь Таманский. Этот хорошо образованный и обладавший большими международными связями жидовин принадлежал к иудейской секте караимов, имевшей широкую сеть своих организаций в Европе и на Ближнем Востоке. Караимы относились к одному из течений иудаизма, выполнявшему почти все его установления, но признававшему Иисуса Пророком. Караимство возникло в VIII в. в Вавилонии, вобрав в себя мелкие иудейские секты и восприняв традиции саддукеев. В отличие от иудеев-раввинистов, руководствовавшихся преданием и Талмудом, караимы считали себя вправе обращаться к закону Моисея без посредников.
К числу наиболее почитаемых книг в этой секте, кроме Пятикнижия Моисея (Торы), относились сочинения Анан бен Давида, Моисея Маймонида и Аль-Газали, а также труды по каббале, астрологии и другим оккультным наукам. Как сообщал св. Иосиф Волоцкий, основатель секты Схария «изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконению и астрологии». Еще с X в. караимы имели тесные связи с Иерусалимом и Константинополем.

Очень интересная деталь:
Первым внешним проявлением ереси жидовствующих уже в 1470-х стали иконоборческие демонстрации. Еретики, ссылаясь на Пятикнижие Моисеево, стали призывать к уничтожению икон. «Они, - писал Иосиф Волоцкий, - запрещали поклоняться Божественным иконам и Честному Кресту, бросали иконы в нечистые места, некоторые иконы они кусали зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали».

Напоминает византийские перепитии, не правда ли?
А между тем, Иван III был мужем византийской Софьи Палеолог
Примерно в 1480 еретики проникают и в Москву. Здесь они расширяют свою организацию за счет видных государственных деятелей из окружения самого царя Ивана III. Кроме священников главных соборов Кремля, еретики привлекли к себе многих бояр, руководителя русской внешней политики дьяка Федора Курицына и даже ближайшее окружение наследника русского престола. Участие в тайной организации значительного числа государственных людей во многом объяснялось хорошим отношением к жидовину Схарии самого Ивана III, вплоть до 1500 приглашавшего этого иудея к себе на службу.

Тут уже не вызывает удивления и это:
Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472-86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите.

Крым выступает центром иудейства и его плавильным котлом; здесь сошлись раличные иудейские толки - раббаниты, караимы; крымские иудеи выкупали попавших в полон во время татарских набегов евреев. Также практиковалось освобождение рабов, с обращением их в иудаизм и обязательным регулярным посещением синагоги...
На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кохен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

Похоже, после разгрома Хазарии, именно Крым стал новым Вавилоном.
Акад. А.Е.Крымский в статье «Чуфут Кале», помещенной в сборнике историко - филологического отдела Академии Наук Укр. ССР высказывает о караимской крепости 'следующие соображения ( о хазарском характере крепости).По мнению этого ученого, здесь нашли убежище последние хазарские цари, после разгрома их столицы Итиля, на Волге, в 1016 г. соединенными силами князя Мстислава Владимировича Тьмутараканского (?) и Византийского императора Василия II.

евреи, история, Русь, религия, Хазария, Крым, война, власть

Previous post Next post
Up