z00m Автор Голополосов
Итак, как и
обещал вчера, вторая часть фото-рассказа о выставке Борьба за знамя
Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936 (
Часть первая здесь)
Искусство такого рада гораздо менее известно широким массам любителей, нежели классический социалистический реализм чуть более позднего времени - 1930-х и далее. Это послужило поводом куратору - Екатерине Дёготь противопоставить эти два явления. Но противопостовляет она их не только эстетически (что справедливо), но и идеологически. А это уже не просто натяжка. Это или недомыслие, или сознательная ложь (поскольку в невежестве знатного куратора - титулую по аналогии со знатными комбайнёрами и доярками - заподозрить могу с трудом. Хотя, мир полон разных чудес... А может она и вправду не знает, чем стал большевистский режим буквально с первых своих дней?!)
В
предуведомлении кураторы пишут:
"Советское искусство - это не только изображения детей, благодарящих Сталина за свое счастливое детство. Было в нашем прошлом время, когда история еще была драмой с открытым финалом, вопрос «кто подхватит знамя Ленина?» не был решен, и не было известно, куда пойдет СССР - к демократии или диктатуре, откроется «мировой революции» или замкнется на поклонении вождю."
Дорогие читатели! Куратор сказала неправду: если вопрос кто подхватит знамя Ленина?» и правда был открыт, то второй вопрос - куда пойдёт СССР : к демократии или диктатуре и будет ли насаждать «мировую революцию» - никогда не стоял. Мировая революция стояла на повестке дня для каждого искреннего коммуниста всегда и стоит до сих пор (для руководства СССР, соответственно, года до 1985). Но нам сейчас интереснее начальный период власти большевиков в России. Альтернативы "демократия или диктатура" не было никогда; ни на одну минуту Ленин, Троцкий и верхушка партии большевиков не допускали слабины, всеми мерами, в основном прямым уничтожением, подавляли все силы, которые выступали за демократию в послереволюционной России. Это касалоськак, в первую очередь, демократов как таковых - кадетов, так и тех социалистов- - эсеров, анархистов, меньшевиков - которые готовы были допустить отдельные элементы демократии или свободы.
"Временные рамки проекта ограничены сплочением левой оппозиции по вопросу о НЭПе (1926) и Конституцией 1936 года. Период «обострения классовой борьбы» завершился, когда Сталинский Основной Закон, замаскировав социальные конфликты, открыл путь репрессиям против любой оппозиции как «врага народа».
Может быть, кураторам неизвестно, что классовая борьба никогда не завершалась в Советском Союзе, а лишь - обострялась? А путь репрессиям против любой оппозиции как «врага народа» открыла отнюдь не Сталинская Конституция, а перворот 25 октября 1917 года? Им неизвестно, что термин "враги народа" принадлежит не 30-м и не концу 20-х годов, а применялся с самых первых дней большевитской власти (не говорю вопреки принятому словоупотреблению "советской", ибо ВКП(б) власть Советов, как подлинно народное самоуправление, уничтожила, аппроприировав, впрочем сам термин)?
"Именно в этот момент и возникает чудовищный разрыв между идеализирующим искусством и страшной реальностью машины террора. Но вторая половина 1920-х и начало 1930-х еще были временем живой политической драмы, которое прошло для мыслящих людей в постоянных спорах о предательстве первоначальных идей революции."
Машина террора - повторю в который раз - действовала с самого начала. Она была безжалостна и очень эффективна. Её создавали Ленин и Троцкий, Зиновьев и Бухарин, все светочи левачествующей художественной интеллигенции, проникнутой "благородныи" антибуржуазным пафосом.
"Многие из деятелей нового левого художественного движения погибли в сталинских чистках, но пали они не как безвинные или случайные жертвы, а как раз за твердость своих демократических и антитоталитарных убеждений. Именно поэтому они до сих пор не реабилитированы эстетически - их работы ни разу не рассматривались как произведения искусства. Наше искусствознание уже с 1970-х годов, стесняясь таких работ, постаралось максимально деполитизировать советское искусство, быть выше идеологии, прокламируя вневременные ценности «хорошей живописи». Полемически антикапиталистические произведения были подвергнуты цензуре, действующей в значительной степени до сих пор. "
Тут что ни слово - так перл передёргивания, в котором мастера искусствоведческого слова и критического очерка достигают нечеловеческиъх высот. Как много нового мы узнаём! И о демократических и антитоталитарных убеждениях настоящих коммунистов, и о внеидеологичности советского искусства... Можно, я не буду это комментировать?
"Задача этого проекта - вернуть советскому искусству его антибуржуазную идентичность, его политическую и критическую силу. Мы хотим показать искусство советской модернизации как свободное и критическое высказывание<...>. Оно присягало идеям коллективного творчества, социального эксперимента, проектного мышления. Оно отвергало производство фетишей для индивидуального потребления и буржуазное совершенство формы"
Слава Богу, силу марксистский дискурс утратил бесповоротно и навсегда (кучку уличных хулиганов, а также очкариков, говорящих на птичьем языке мы же не будем принимать всерьёз?). А вот искусство, как производство фетишей для индивидуального потребления и искусство как буржуазное совершенство формы, надеюсь, будут существовать до тех пор, пока существует само искусство как таковое.
И.Тапириани
Надо ещё сказать, что визуальные образы - это сила, которая действует без того, что б её толковали. И если у вас есть глаза, то заклинания искусствоведающих ленинистов не смогут сбить вас с толку. Вот так забивали в деревнях "врагов":
Вот так демократическая Красная Армия несла свет антибуржуазности всем народам Российской Империи и окрестных стран:
http://img-fotki.yandex.ru/get/26/tapirr.c8/0_16ccb_11ae19e2_-1-XL.jpg Вот так мужика насильственно мобилизовывали от труда на самого себя - в РККА, офицальным законом сделав его семью заложниками за него (в случае дезертирства - семья расстреливается)
http://img-fotki.yandex.ru/get/54/tapirr.c4/0_16b4e_f5607370_XL.jpg Прашкин В.Н.
Калошный цех 1929
Фогелер Г.
Погрузка леса.
Лес-то кто валил, товарищь Дёготь?
Пахомов А. Ф.
Купание красно-флотцев с борта корабля 1933
На мою спутницу произвели неизгладимое впечатление стринги краснофлотцев...
**
Также в кураторском тексте говорится о том, чсто "последними отзвуками демократитеской эстетики" являются следующие ниже произведения художника Дейнеки. Это я тоже не могу прокомментировать внятно. Лишь смутные сомнения во вменяемости подобной "левой" публики закрадываются в моё сознание.
Дейнека А.А.
Знатные люди Страны Советов
Эскиз монументального панно для павильона СССР на международной выставке в Париже 1937
Дейнека А.А.
Эскиз монументального панно для павильона СССР на международной выставке в Париже 1937
Дейнека А.А.
Эскиз монументального панно для павильона СССР на международной выставке в париже 1937
http://img-fotki.yandex.ru/get/54/tapirr.c5/0_16b56_3b342fd2_XL.jpg Апофеоз демократической эстетики!
http://img-fotki.yandex.ru/get/54/tapirr.c5/0_16b58_ac5a58f0_XL.jpg Эти самолётки несли счастье всему человечеству, когда СССР открылся «мировой революции»
Видео с выставки:
http://img-fotki.yandex.ru/get/26/tapirr.c4/0_16b49_cd68e226_XL.jpg Ссылки на графические файлы под картинами - суть подписи и биографии художников.
Кому нужны полные размеры - благоволите писать в камменты.
Часть первая здесь:
Фото tapirr