Эрьзя… Еще при жизни, в середине ХХ века произведения Степана Дмитриевича Нефедова (1876-1959) вызывали восхищение не только в России, но и далеко за ее пределами - в Англии, Италии, Франции, Аргентины. Эрьзя - гений, творения мастера ввергают в эстетический шок, восторг. Даже когда смотришь репродукции его работ, забываешь обо всем, настолько сильные, мужественные характеры, мятущиеся души запечатлены в его портретах. И женщины. В каждой их них - тайна и жизнь; кажется, что жилка трепещет на шее девушки, повернувшей к вам голову.
«Степан Дмитриевич Нефедов родился в маленьком селе Баево в Мордовии. Художественное мастерство начал постигать, работая иконописцем. В начале ХХ века был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала живописного отделения, потом скульптурного. В 1906-1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает обучение и находит собственный стиль. В это же время скульптор становится известен под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был. В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева - кебрачо и альгарробо.
В 1950 году Эрьзя возвращается в СССР. Вместе с ним Одессу на корабле прибывают его работы, созданные за 23-летний период. Общий вес этого ценного груза составил порядка 75 тонн. Возвращение на родину и передача произведений советскому народу имело для автора первостепенное значение. Но 73-летний скульптор оказался не готов к советской действительности. Лишь в1954 году состоялась его персональная выставка в Москве, публика восприняла ее неоднозначно. Вот несколько выдержек из газет, писавших об открытии: «Всем показался новым и оригинальным посредственный скульптор. Эрзья нравится так же, как нравится джаз на фоне надоевших мелодий. Искусства здесь нет», «Позор невежественным людям и организациям, мешающим нормальным условиям для жизни и элементарным условиям для творчества Степана Эрьзи, этой редкой жемчужины нашего искусства».
Степан Дмитриевич последние годы своей жизни жил и работал в мастерской на Песчаной улице, в районе станции метро «Сокол». Михаил Журавлев рассказывает, что это была подвальная комнатушка, заставленная скульптурами. «В 1959 году он умирает, как нищий. Нищий, потому что у него украли свободу. Свободу творить и быть самим собой». Это кусочек, цитата статьи, которая находится
здесь. Пару слов о чудесном дереве Кебрачо. Под таким названием известно несколько субтропических видов деревьев из Южной Америки (Аргентины, Бразилии). Древесина очень твердая, коричневого тона. Трудно поддается резцу, полируется до зеркального блеска.
репродукции
отсюда Добавить меня в друзья можно здесь:
Добавить в друзья