Отреставрирован великолепный кровавый алтарь Святого Георгия

Sep 18, 2021 01:52




Алтарь Святого Георгия Победоносца, шедевр резьбы по дереву эпохи Возрождения скульптора Яна Бормана вернулся в Музей искусства и истории в Брюсселе после трех лет кропотливой реставрации.
Сцены поздней готики неподвластны времени и представляют собой особый класс. Они привлекают кинематографическими композициями, реалистичными персонажами, наполненными экспрессией и резьбой с беспрецедентной виртуозностью.
Алтарь монументальных размеров - 5 метров в ширину и 1,6 метра в высоту, и на нем 80 фигур и 7 сцен мученичества великого святого Георгия. Этакая завораживающая красотой исполнения кровавая жуть.




Согласно агиографии VI века, за 7 лет Святой Георгий перенес более 20 различных форм пыток в безуспешной попытке заставить его отказаться от своих убеждений.

Ян Борман потрясающе верно скомпоновал сцены - каждая привлекает внимание и заставляет вглядеться в происходящее. А когда начинаешь понимать, что видишь - мурашки бегут по коже.



Георгий, четвертованный на колесном механизме, Георгий с отрубленной головой, Георгий, зажаренный на жаровне, Георгий, привязанный к шесту и избитый, Георгий, зажаренный на бронзовом быке, Георгий висит вверх ногами над костром.



Алтарь был заказан для Часовни Богоматери за стенами в Левене, основанной в 1364 году гильдией арбалетчиков.
В те далёкие дореформационные времена у членов муниципального добровольного ополчения были религиозные требования.
Они хотели видеть своих покровителей, в чье могущество свято верили.

Победоносец был одним из покровителей.



Ну и политика. Она тоже сыграла немалую роль в создании алтаря.

Святой Георгий был важен для эрцгерцога Австрийского Максимилиана, который тогда победил фламандских повстанцев и сохранил контроль над Голландией.

Их клан выступил против Максимилиана, почти опустошив казну во время восстания.
Остальные деньги они потратили на заказ алтаря Яна Бормана, любимого художника двора Максимилиана.

Похоже, это сработало, поскольку Максимилиан решил не применять карательные меры к клану.

Мне хочется думать, что Максимилиан был покорен красотой созданного алтаря. За такое чудо много можно простить.



И арбалетчики оправились от неудачи, довольно быстро.

Они вкладывали деньги в часовню, заказывая исключительно прекрасные произведения искусства, такие как фантастическая картина Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста», которая сейчас находится в музее Прадо, потому что Филипп II Испании потребовал ее для своего дворца и запугал городской совет.

И это был не последний грабеж часовни.

В 1798 году правительство Республики Батавия, государства-клиента революционной Франции, упразднило все гильдии, а Богоматерь за стенами была продана.



Все произведения искусства, все серебряные украшения, позолота и даже медь люстр были проданы, оставив лишь пустую оболочку здания.
Позднее в том же году часовня была снесена, и на ее месте были построены частные дома.

Как единственное существующее подписанное произведение Бормана и его единственная работа, чей оригинальный документ комиссии сохранился, алтарь был бы уникальным сокровищем, даже если бы мир не признал его величайшим шедевром.

И вот специалисты музея и Королевского института культурного наследия воспользовались возможностью подробно изучить работу, демонтировав 48 отдельных деревянных элементов.



Они нашли скрытые сюрпризы. Мелкие детали, такие как пальцы и серьга, упали и застряли под сценами на переднем плане, и показалась оригинальная статуэтка позднего средневековья молящегося человека.
Молящийся датируется концом 15 века, поэтому исследователи полагают, что это могла быть клятва, которую Борман тайно спрятал в алтаре как свою молитву.



Другой сюрприз был обнаружен, когда центральная сцена была разобрана: пергамент, оставленный неким Сохестом, заявлял, что он проделал некоторые реставрационные работы на нем в 1835 году.

Группа реставраторов также обнаружила, что деревянные колышки, удерживавшие фигуры на месте, не совпадали с отверстиями.
Эта необъяснимая ошибка была исправлена, и теперь все расположено в исходном порядке.

Реставраторы удалили пыль и грязь с многочисленных мелких рельефов, склеили рассохшиеся куски дерева, и укрепили участки, ослабленные древоточцем. Слои неоригинальной патины 19-го в и черный слой воска, также были усовершенствованы и гармонизированы.



Это один из самых красивых резных деревянных запрестольных образований в истории Западной Европы.
Шедевр Яна II Бормана, величайшего мастера одноименной брюссельской династии художников, которого некоторые называют «лучшим скульптором своего времени». Он подписал и датировал алтарь 1493 годом.

скульптура

Previous post Next post
Up