Петр Александрович Нилус (1869-1943) - художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Передвижников. Он разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались забытыми на Родине.
П. А. Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом - участником войны 1812 года. Родился в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К. К. Костанди (уникальный пердагог!) в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств.
В 1889 году П. А. Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И. Е. Репина.
Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».
Революцию 1917 года П. А. Нилус принял с воодушевлением, но вскоре изменил свое мнение. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов, после чего понял, что в последующей изменившейся обстановке, с победой красных возвращение в Одессу будет грозить ему казнью, в 1919 г он покинул Россию.
Три года живописец ездил по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде.
И наконей, в конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И. А. Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И. А. Бунина переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.
До конца 1920-х годов П. А. Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов.
Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1924 году.
Большой успех имела выставка П. А. Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной экспозицией.
Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне.