Кубичка идёт на завод

Sep 16, 2014 08:45

Компания Башнефть проводит в блогосфере полезную акцию: приглашает блогеров на свои объекты от upstream до downstream. Цель: показать обывателям все подробности превращения нефти в бензин от извлечения её из земли до заливания её в машину.

Очень трудно выразить словами мой энтузиазм по этому поводу, но я попытаюсь. Итак.
Я уже шесть с копейками лет работаю в проектировании объектов нефтехимии и нефтепереработки. У нас в стране с девяностых годов модно ругать проклятых-олигархов нефтяников, которые на простых людях типа наживаются и получают лёгкие деньги.
Я до сих пор это слышу между строк в словах таксистов, которые меня иногда привозят на работу. Но по факту нефтедобыча и нефтепереработка - это такие же субъекты экономики, требующие не только много рабочей силы, но и большого научного потенциала. Организация такого производства требует огромных инвестиций, а готовая продукция имеет большую добавленную стоимость.

Я работаю как раз в научном серьёзном институте, который создан в 1956 году и с тех пор стабильно вносит свой вклад в развитие технологий нашей страны.
В том числе мы проектируем целые заводы и воспроизводим их в виде трехмерных моделей на компьютерах. Поэтому я уже кое-что в этом понимаю, но всегда хочется узнать побольше. Я уже бывал на установках висбрекинга и гидрокрекинга татарского нефтехимического комплекса, а так же на установке ЭЛОУ АТ-3 Антипинского НПЗ.
Ну и ещё немножко гулял по Салаватнефтеоргсинтезу.
Поэтому я в сообществе 102 попросился сам на часть экскурсий, посвященную уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов.

Уфимская промзона огромна. Если смотреть с трассы М5 ночью, то её огни по протяженности немногим уступают целому городу.




Панорама кликабельна!

Состоит комплекс Башнефти из трёх ключевых заводов:
"Башнефть-УНПЗ" (его ещё в быту называют старым заводом).
"Башнефть-Новойл" (Новоуфимский НПЗ).
"Башнефть-Уфанефтехим".
Есть еще «Уфаоргсинтез», но он к «Башнефти» уже не относится.

Мы посетили только УНПЗ и Новойл, но это уже не мало. Хотя кого я утешаю? Этого очень мало, Уфанефтехим - это передовой завод, на нём есть что посмотреть. Но я на него итак попаду в рамках своей профессиональной деятельности в следующем году.

Я стараюсь всех гостей города поздно вечером свозить по Бирскому тракту посмотреть издалека на наши заводы. Технологические процессы работают и днём и ночью, трубопроводы, аппараты и клапана являются обслуживаемыми, местные контрольно-измерительные приборы нужно периодически проверять, поэтому все установки электрифицируются мощными светильниками от и до. В итоге получается шикарная иллюминация!
Есть в этом освещённом железе какая-то урбан-романтика. Триумф человеческой мысли. Да и уфимская группа НПЗ выгодно выделяется среди остальных нефтеперерабатывающих заводов - это реально самые передовые и мощные установки. У нас есть установки замедленного коксования и сернокислотного алкилирования, чем могут похвастаться редкие владельцы заводов.
Глубина переработки нефти - лучшая по России, а в каких-то моментах мы лидируем и по Европе.

Экскурсию для нас проводил начальник производственно-диспетчерского отдела. Молодой и офигенно грамотный чувак.

Safety first! Вся одежда у работников выполнена из антистатической нити Nega-Stat:


А фонари - взрывозащищенные:


Начали мы с резервуарного парка сырья (сырой нефти). Самое важное, что стоит об этом знать - нефть поступает на НПЗ двумя путями: либо по железной дороге (монополия ОАО РЖД, крупнейшим акционером которой является государство), либо по нефтепроводу ОАО Уралсибнефтепровод (монополия ОАО Транснефть, крупнейшим акционером которой является опять же государство).

Первой крутой штукой на нашем пути оказалась ЭЛОУ АВТ-6.


Как вы видите, это электрообессоливающая установка с атмосферно-вакуумной трубчаткой.
То есть на установку приходит сырая нефть, из неё извлекают воду, соли при помощи электродегидраторов.
Затем очищенную таким образом нефть нагревают в гигантской печи и направляют в колонны фракционирования - высоченные аппараты - на атмосферную секцию и на вакуумную секцию.
По-настоящему хороший засасывающий вакуум нынче в дефиците, так что без этой установки никуда. Тем более шестимиллионник! То есть в год эта установка перерабатывает шесть миллионов тонн нефти на плесень и липовый мёд гудрон, мазут, бензин, дизтопливо и т.п.

Колонна - это аппарат с давлением и температурой внутри. Причем на разной высоте аппарата - разные характеристики. Под влиянием температур нефть разделяется на более узкие фракции с разными температурами кипения (тут еще сложная зависимость от давления).
На атмосферной части получают дистилляты - полуфабрикаты светлых нефтепродуктов: прямогонные бензиновые и дизельные фракции, а в вакуумной части отбирается широкая фракция, служащая сырьём для каталитического крекинга.

Установку мы смогли посмотреть только снаружи, но и тут примечательны металлические жалюзи под аппаратами воздушного охлаждения. Они позволяют регулировать количество подаваемого к АВО воздуха. Когда-нибудь я дорасту до Главного Инженера Проектов и своим проектировщикам прикажу: "А ну запроектируй мне этажерку с жалюзи, как на УНПЗ! Да побыстрее!"
Ни один НПЗ не обходится без установок первичной переработки нефти. Мы для Антипинского НПЗ в Тюмени успешно запроектировали установку ЭЛОУ АТ-3 и мой друг neverbelive даже распечатал на трехмерном принтере кусочек модели этой установки - электродегидратор. Что важно, установка создана по нашему же базовому проекту (не иностранному). То есть мы конкурентоспособны и можем побеждать иностранцев в части некоторых технологий.

В принципе, какую-то часть бензина, полученную на АВТ можно уже заливать в бак вашего ЗИЛ-157, но хорошие и умные нефтепереработчики на этом не останавливаются. Во-первых, из-за того, что на АВТ из тонны нефти получается слишком мало бензина, а во вторых, из-за того, что такой бензин содержит ещё большое количество серы, а значит вреден для экологии.

Поэтому мы идём вслед за широкой фракцией к установке каталитического крекинга.


Это самая маржинальная установка на УНПЗ. Выхлоп по баблу с неё максимальный благодаря хорошему материальному балансу в пользу бензина. Если вы срубили где-то кучу денег и решаете, куда их вложить, то стройте каталитический крекинг, не ошибетесь. Заодно на своей шкуре почувствуете, как сложно и дорого разработать и построить технологический процесс в нефтепереработке ;)

Каталитический в названии установки означает, что внутри колонны кроме давления и температуры присутствует ещё катализатор - как правило это такие мелкие металлические гранулы особой формы и с особым составом.
Катализаторы стоят миллионы долларов и являются "сердцем" технологического процесса. Причём в большинстве технологических процессов эти катализаторы постепенно расходуются и приходится докупать ещё. Причём основная часть катализаторов - зарубежные.
Это охренительный хайтек, почти космос. Иностранные учёные десятки лет разрабатывают наилучшие катализаторы, вкладывают огромное бабло в научные исследования.
Россия - нефтяная держава, но к сожалению, научным исследованиям уделяется в ней слишком мало внимания. Властям кажется более выгодным построить трубу в Китай или морской порт в Усть-Луге, но по-хорошему инвестировать надо и в порт, и в катализаторы.

Бензиновые фракции, полученные на этой установке уже всем хороши, но если мы хотим соответствовать стандарту Евро-5, то нам нужно уменьшить содержание серы в этом бензине до 10 ppm (10 промилле, то есть 10 миллионных долей). Для этого умные люди придумали использовать водород.

А значит мы переходим на установку гидроочистки бензина каталитического крекинга.


На этой установке мой кореш работает оператором. Построили её по лицензии (базовому проекту технологии) компании CDTECH (хотя мировым лидером в таких технологиях является компания UOP).
Это самый свежак, установка пущена в июне и на неё одну потратили 5 миллиардов рублей, нехило.
Что тут происходит вообще:
Бензин загоняют в реактор (здоровенная колонна) и туда же заводят водород. Под огромным давлением (рванёт - мало не покажется) водород связывается с серой, образуя сероводород. Этот сероводород отправляют на установку получения элементарной серы, а итоговым бензином гордятся ;)
На самом деле процесс намного сложнее, из бензина при этом прогоняют не только серу, но и диеновые углеводороды.

Опять же не хочется усложнять, но нужно пояснить, что получение полезных углеводородов из нефти - это вариативная задача. Если менять температуры, объемы, давления в технологическом процессе, то можно получать разное процентное соотношение готовой продукции, а то и совсем другие продукты.

А ещё очень важно откуда взято исходное сырье - сырая нефть - и какие у нее характеристики. Если люди принимают решение построить новый завод, то им нужно сперва решить, откуда они будут долгие годы получать сырую нефть.
Нефти по всей России имеют разный состав и разное содержание серы, а значит нет в стране двух одинаковых заводов.
Кроме того, есть ещё и октановое число, при увеличении которого появляются новые сложности. Надеюсь вы простите мне, если я эти подробности опущу. Если же вам всё это очень интересно и вы не боитесь трудностей - приходите к нам работать! ;)

После ГОБКК мы посетили установку смешения бензинов. Это стало для меня откровением. Оказывается, готовый бензин с установок не отправляют прямо на склад для последующей продажи, а сперва смешивают с другими бензинами.
Получается, что-то вроде купажирования виски: бензины разных установок имеют свои плюсы и минусы. Грамотные люди на заводе стараются смешать бензины таким образом, чтобы максимально сгладить минусы и получить максимум от плюсов. В итоге у бензина получается нежный аромат и долгое насыщенное послевкусие.
И речь не об Atum. Атум - это бензин со специальными компонентами, его готовят на основе стандартного АИ-92. А здесь - очень тонкий процесс, за ним постоянно надо следить, да и рецептуры иногда меняются. Нам подробно всё рассказал об этом "мастер купажа" - интеллигентный мужчина с чувством юмора. Прикольно!

Готовый смешанный бензин можно уже отправлять с завода на нефтебазы как раз. Для этого существуют так называемые установки налива. Эти установки должны решать три проблемы: строгий учёт дорогих нефтепродуктов, искро-взрывобезопасность и удаление испарений при наливании. Бензин же очень быстро испаряется.

Мы посетили самую современную установку тактового налива в железнодорожные цистерны.


Она загружает готовый бензин с помощью хитрых телескопических труб в цистерны.


Все части установки имеют взрывозащищенное исполнение:


Масса каждой цистерны строго мониторится в режиме реального времени:


Сейчас подобная же автоматизированная установка тактового налива (АУТН) строится в Салавате, по нашему проекту, который мы выполнили совместно с немцами Mess- und Fördertechnik Gwinner GmbH. Её трехмерная модель у меня так же есть.

От УНПЗ мы переехали на Новоуфимский НПЗ к комбинированной установке Жекса.


Мне очень стыдно, но я не слышал о такой установке до экскурсии, да и до сих пор не представляю, что именно она делает с бензином, но делает она это хорошо судя по всему: работает долгие годы. Немного оправдывает меня то, что и редкий выпускник нефтяного университета сможет объяснить суть местного технологического процесса. А вообще Жекс - это фамилия учёного, вроде как.

Через дорогу от неё находится новая, огромная установка получения водорода.


Водорода в чистом виде заводам нужно очень много. Эта установка полностью обеспечивает водородом весь объем производства бензина и дизельного топлива стандарта евро-5 сразу всех уфимских НПЗ.

И наконец мы добрались до установки сернокислотного алкилирования.


На ней нам удалось осмотреть каждый уголок и даже забраться на самый верх этажерки! Для этого мы все прошли инструктаж по технике безопасности, расписались в журнале и обещали вести себя примерно.


Защищающие глаза очки искажают пространство и время:


Всё ещё новое, смонтировано на отлично:


Обратите внимание на гигантскую синюю задвижку вдалеке:


Кусочек охренительного просто компрессора размером с трехкомнатную квартиру улучшенной планировки:


Компрессор позволяет получить огромное давление в реакторе для технологического процесса.
Катализатором при этом является серная кислота. Здесь же на соседней установке применен технологический процесс регенерации серной кислоты в рабочем режиме.
Готовым продуктом установки является алкилат. Алкилат - это изооктан.
Ладно, шучу. Алкилат - это бензин, полученный путём алкилирования. Это тоже компонент бензина стандарта Евро-5.

На этом экскурсия завершилась. Нам показали процентов 20 всего от общего объема технологических процессов, так как показать нам хотили именно производство бензинов.
Я надеюсь, что пригласят и посмотреть на производство дизтоплива тоже ;)

(Обновление: пригласили!
https://taftimanovo.livejournal.com/581553.html)

Ну и немножко про экологию. Так-то ей стоит посвятить отдельный пост. Но пока я думаю так: да, установки на заводе не фиалками пукают, но и гроб-гроб-кладбище-разливы уже в прошлом. Бизнес не будет инвестировать миллиарды в очистные сооружения только из добродушия, поэтому всё зависит от законодательства и контроля за его соблюдением. Сейчас нефтеперерабатывающие заводы в соответствии с законодательством переходят на получение топлива стандарта евро-5, это уже огромный вклад в улучшение ситуации. Кроме того, в частности на Уфанефтехиме сейчас проектируются самые передовые биологические очистные сооружения. Так что не всё однозначно.
Я не опрадываю наличие факелов и свечей сброса в атмосферу, но и лицемерия людей, благополучие которых связано с наличием серьёзного производства, не принимаю.

Блог-туром в итоге я убердоволен.
Кульминацией же этого стал комментарий в инстаграме от того самого оператора установки гидроочистки бензина каталитического крекинга.



Ради такого стоит вести блог. Я шесть лет к этому признанию шёл!

культ Карго, ещё один всё понял, Жан-жак свежак, журнал высокой культуры быта, аусгемахт, заплатить за рекламу можно здесь, а власти скрывают, в кэш яндекса, Башкирия без границ, киберпространственные

Previous post Next post
Up