В российскую столицу Распутин впервые прибыл в 1903 году… пешком. К ректору Духовной академии епископу Сергию. Как вспоминали современники: «Ему было 30 с небольшим. Он носил крестьянскую рубаху, штаны, заправленные в смазанные сапоги». Остановился в монастыре. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей». 1 ноября (во вторник) 1905 года состоялась первая личная встреча Распутина с императором. Это событие было удостоено записи в дневнике Николая II: В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губ. Первые адреса Распутина в Петербурге - это кельи для странников и дешёвые меблированные комнаты. Случалось, квартиры ему снимали почитательницы. Какое-то время он жил из милости у инженера Лохтина на Литейном, 27, у издателя Сазонова на Николаевской улице, 70. Сохранились свидетельства об этом адресе: «Распутин занимал одну комнату, в которой стояли постель, крашеный деревенский стол и буфет».
Собственного жилья в Петербурге Григорий Ефимович не имел до осени 1913 года, хотя ещё в 1910-м к нему из села Покровское приехали дочери Матрёна и Варвара. Отец определил их в частную гимназию. Первая отдельная квартира Распутина располагалась в доме № 3 по Английскому проспекту. Эту четырёхкомнатную обитель - «плохо и неуютно меблированную» - за небольшие деньги Григорию Ефимовичу предоставил хозяин дома генерал-майор Веретенников. Распутин жил здесь в 1913-1914 годах. Сохранилось свидетельство дочери об образе жизни отца: «Свой уклад он не изменил и после приближения к царской семье. Ходил в русской рубашке, шароварах, заправленных в сапоги. Мяса не ел до смерти. Обед всегда состоял из одной ухи, любил редиску и квас с огурцами и луком. Вставал рано, шёл на службу в церковь, возвратившись, пил чай с чёрными сухарями или кренделями. Строго соблюдал пост, ел одни сухари». Конечно, в квартиру бесконечным потоком шли просители. Сохранилась фотография, на которой Распутин изображён за чайным столом в окружении почитательниц. Посуду со стола прибирали и мыли по очереди и аристократки, и женщины из народа.
Самый известный распутинский адрес - Гороховая, 64. Григорий Ефимович занял пятикомнатную квартиру № 20 на третьем этаже с окнами во двор. Здесь он жил с дочерьми с 1914-го по 1916 год. Адрес не изменился до сих пор, как и дом, в котором не было капитального ремонта, как и сама квартира, правда, ставшая коммуналкой. Слежка за «старцем» велась давно, новая квартира охранялась особенно строго «как члена царской семьи». У филёров Распутин проходил под кличкой «Русский», затем - «Тёмный». Порой снаружи и на лестнице собирались до десяти тайных агентов. Они фиксировали каждое посещение квартиры. В прихожей с утра до вечера толпились просители всех рангов, вплоть до высших государственных чинов, недаром квартиру прозвали «Звёздной палатой». Из квартиры на Гороховой Распутин уехал в гости к Феликсу Юсупову, где его уже ждали заговорщики. Это было 17 декабря 1916 года. Домой Григорий Ефимович не вернулся. https://spb.aif.ru/culture/1390699
В 1912 году Распутин отговорил императора от вмешательства в Балканскую войну, что отодвинуло начало Первой мировой войны на 2 года. В 1914 году неоднократно высказывался против вступления России в войну, считая, что она принесет крестьянам лишь страдания. В 1915 году, предвидя Февральскую революцию, Распутин требовал улучшения снабжения столицы хлебом. В 1916 году Распутин решительно высказывался в пользу выхода России из войны, заключения мира с Германией, отказа от прав на Польшу и Прибалтику, а также против русско-британского альянса. В 2004 году Би-би-си показала документальный фильм «Кто убил Распутина?», привлёкший новое внимание к расследованию убийства. Согласно показанной в фильме версии, «слава» и замысел данного убийства принадлежит Великобритании, российские заговорщики были лишь исполнителями, контрольный выстрел в лоб произведён из револьвера британских офицеров. Дочь Распутина Матрёна после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. В 1930-е годы его вдова Прасковья Фёдоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара были арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера.