Синод Церкви Кипра (ЦК) 23 и 25 ноября 2020 г. «обсудил проблемную ситуацию, возникшую с поминовением Блаженнейшим архиепископом Кипрским Хризостомом Епифания как Предстоятеля Церкви Украины, и решил не выступать против этого решения».
Судя по данной формулировке официального коммюнике ЦК, речи об однозначной поддержке синодом самовольного (в нарушение апостольского правила «…первый епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов») речь всё же не идёт. По крайне мере, данное положение можно рассматривать как наполовину полный или наполовину пустой стакан. А вот о том, что 7 из 17 епископов выступили против признания «СЦУ», сказано вполне определённо. Означает ли это, что о признании «СЦУ» Церковью Кипра говорить рано? Участник заседания митрополит Киккский Никифор заявил, что решение Хризостома «не носит обязательного характера».
Обольщаться, конечно, не стоит. Ещё несколько месяцев назад большинство кипрских епископов во главе с предстоятелем поддерживали каноническую Церковь на Украине, так что тенденция не утешительная. Как рассказал сам Хризостом, ему после нескольких встреч с Варфоломеем (от которого ЦК во многом зависит) стало вдруг «многое понятно». «Я не знал некоторых существенных аспектов, например, что в Томосе об автокефалии, дарованном Россией, было условие, что Церковь Украины должна сначала поминать Вселенского патриарха как поместного главу, а затем уже Патриарха Московского», -
пояснил резкую смену позиции младший партнёр Фанара в преддверии синода. Тогда как на самом деле Русская церковь вообще никогда не выписывала «Церкви Украины» томоса об автокефалии! Была
грамота о независимости и самостоятельности в своем управлении 1990 года. И никакой патриарх, кроме Московского, там, естественно, не упоминается.
Но самый «убийственный» аргумент привёл Хризостом уже на синоде. По источникам ФСК, десятерых епископов ЦК удалось убедить в том, что «апостольская преемственность СЦУ» законна, потому что первые хиротонии т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») совершал в 1990 году… епископ РПЦ. Речь идёт некоем «митрополите Викентии (Чекалине)». Да, в том же 1990 г. данный персонаж перешёл в унию. Затем, говорят, метнулся в буддизм. Но… «законную хиротонию успел-то совершить в статусе канонического епископа».
Убедительно. Если бы не два «но». Во-первых, для высвячивания новых епископов нужно три действующих архиерея (ну, минимум два - в условиях страшных антихристианских гонений либо поголовного мора, чего в 1990-х в СССР не наблюдалось). А во-вторых, был ли сам Чекалин епископом?
Ответ на оба вопроса даёт действующий «митрополит СЦУ» О. Драбынко (заранее просим прощения за длинные цитаты, но что заменит «чистосердечное признание»?):
Читать дальше...