«Дыша духами и туманами»

May 25, 2007 10:43

Перелистывая, пожелтевшие страницы «Нивы», я невольно заметил как много там парфюмерной рекламы.
Ралле, Келер, Брокар, Жуков - эти имена символизировали золотой век русской парфюмерии. Так сошлись звезды, что в конце XIX века этот бизнес оказался невероятно востребованным. Состояния на мыле сколачивались за несколько лет. Во-первых, наука достигла необходимого уровня, во-вторых - общество просто помешалось на запахах. Образ прекрасной незнакомки, воспетой Блоком, и мода завораживали. Дамы ходили в огромных шляпах с перьями, «дыша духами и туманами»...


Начав же, читать о русской парфюмерии, я с удивлением узнал, что русские духи до революции успешно конкурировали с французскими. Например на всемирной выставке в Париже, духам Брокара ''Персидская сирень'', члены жюри присудили Большую золотую медаль. Вообще, говоря о Брокаре, нужно отметить огромную популярность его продукции. А ведь когда в Москву приехал молодой Анри Брокар, или так он стал представляться Генрих Афанасьевич Брокар, ничего не предвещало его блистательной карьеры.



Позднее, когда имя Брокара стало знаменитым, рассказывали много легенд о начале его блистательного пути. По одной из легенд, как-то на вечере кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. От цветов шел тонкий запах. Гостям нравилось, а молодой певец почему-то взял не ту ноту и оконфузился. Причину знал только Брокар, сын парижского парфюмера: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки.
Так, по легенде, молодой Брокар отбил свою будущую жену Шарлотту у ее жениха-певца. Впрочем, это только легенда. А вот корзина с фиалками была на самом деле. Только, цветы там были из ВОСКА!!!
Кроме восковых фиалок, там были еще и ландыши, розы, нарциссы. Но от каждого цветка исходил свойственный ему в природе запах. Такую корзину Брокар преподнес великой княгине Марии Александровне. Об этом букете говорила вся Москва, и за это парфюмера удостоили чести именоваться поставщиком двора.



Брокар Генрих Афанасьевич (1836-1900)
- учредитель и владелец товарищества парфюмерного производства "Брокар и Ко" в Москве, коллекционер русской и европейской живописи.
1887 г

Но это будет потом, начинал же Анри с малого. В заброшенной конюшне Фаворских он открыл мыловарню, и вместе с двумя работниками начал варить мыло. Но как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2-3 рубля. Его молодая жена Шарлотта подсказала, что русские аристократы пользуются мылом, выписанным из Франции, и сочла, что правильнее ориентироваться на простых людей. Но простые люди не покупали мыла. Народ мылся в ту пору щелоком, который изготавливали из печной золы. Таким образом, проблема состояла в том, чтобы заинтересовать их покупкой мыла. Она предложила создать дешевое мыло с буквами алфавита. Говорят, благодаря брокаровскому мылу немало бедных детей выучили азбуку :)



Вымыв российского обывателя, Брокар решил надушить его. Посетив ряд европейских производителей парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона “Цветочный”. Выпуск одеколона сопровождался эффектной рекламной акцией. На Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Газетные отчеты умалчивают о том, пытался ли кто-нибудь пить из этого фонтана, однако достоверно известно, что некоторые посетители снимали пиджаки и кидали их в фонтан, а потом долго благоухали как цветы. Рекламная акция сделала свое дело, и вскоре производством одеколона “Цветочный” занимался целый корпус фабрики Брокара. Так же как и “Народное мыло”, “Цветочный” стал первым массовым одеколоном в России.
Брокар, а точнее его супруга тщательно следила за тем, чтобы дизайн этикеток и название продукции соответствовали духу времени. Так, на события русско-турецкой войны фабрика Брокара ответила выпуском мыла и помады “Букет Плевны”.



Однако завоевать место на рынке элитной парфюмерии было непросто. Покупатели хороших духов, как правило, не гонятся за дешевизной, а предпочитают продукцию известных торговых домов. Брокара это злило, он возмущался, но тщетно. В одном из писем жене он писал: ''В России хрустальная посуда для тонких духов не менее изящна, а порой и выше качеством и формой здешней, не говоря уже о самих духах''
Брокар изобрел изящный способ продемонстрировать покупателям, что они ничего не понимают в хороших духах. В Москве тогда процветала дорогая французская фирма ''Любэн''. Брокар закупил у неё партию духов и перелил в свои флаконы. На прилавках магазинов их специально ставили рядом с любэновскими. Богатые покупатели привычно платили бешеные деньги за французскую марку и отворачивались от местной. Представьте себе изумление публики, когда Брокар через газеты официально признался в намеренном обмане, вызывая тем самым немыслимый скандал…



Реклама французских духов в "Ниве"

Уже к началу XX века фабрику француза стали уважительно именовать “Империя Брокара”.

П.С Не знаю как вам, но мне ужасно захотелось ощутить какой-то из легендарных запахов Брокара. Увы, духи столько не живут...
Можете же представить мое изумление, когда я читая о созданных в год празднования трехсотлетия дома Романовых, духах Брокара - узнаю, что они выпускаются до сих пор! А духи были знаменитые, ведь пройти мимо такого события Брокары просто не могли, и к памятной дате в продажу поступили изысканные духи, собравшие потом первые места на всех выставках. Эти духи назывались «Любимый букет императрицы»...



Оказывается, они потом долгие годы производились под названием «Красная Москва».

Эх, какой бы мог быть интересный подарок (с интересной историей в комплекте) любимой девушке, вот только бы изменить флакон :)

fragrance

Previous post Next post
Up