"Неожиданные трудности" 4

Apr 22, 2007 12:24

Антиквар коротко вздохнул, сунул руку в жилетный карман и двумя пальцами достал часы:
- Вы, верно, устали уже от моих рассказов?
- Немного. И знаете что? - с вызовом сказала девушка, - мне начинает казаться, что вы нарочно тянете время…
- Поверьте мне, милая барышня, я прекрасно знаю, как неприятны молодым всякие советы. Мы все в молодости горды, и непременно полагаем, что знаем все лучше всех…
- И вы наверняка можете рассказать мне поучительную историю о том, что все молодые заблуждаются? - усмехнулась девушка.
- Вы невероятно проницательны, мадемуазель, - в свою очередь усмехнулся антиквар, - что-то подобное я вам и хотел рассказать…
- Хотите - верьте, хотите - не верьте, но история подлинная. Жил в Вильне один господин, успешный и богатый еврей Якуб. Однако в жизни бывает всякое, дела пошли плохо, и он полностью разорился. Первое время Якуб украдкой продавал все ценное, что мог продать. Но, как известно, ничто так быстро не кончается, как деньги. Он очень стыдился этого и никому не рассказывал о том, как бедно живёт. В конце концов Якуб перестал выходить из дома и умер от голода. Горожане были потрясены тем, что никто не протянул ему руку помощи. Но Рабби Исраэль Салантер сказал: «Этот человек умер не от истощения, а от своей гордыни. Если бы он признал, что попал в затруднительное положение и попросил о помощи, то не умер бы от голода» Антиквар прищурился и взглянул на девушку лукавым взглядом. - Ваша гордыня позволит вам дальше слушать о моде 1911 года?




Девушка молча кивнула. Антиквар закурил трубку, вкусно затянулся, выпустил облачко ароматного дыма и приступил к рассказу:
- Я постараюсь понемногу рассказать обо всех аспектах жизни в 1911 году. О дамском костюме я вам уже немного рассказал, поэтому перейдём к мужскому. Мужская мода, в отличие от женской, менялась тогда очень медленно. Надеюсь, вам эти знания не пригодятся, - продолжил антиквар, смерив девушку загадочным взглядом, - но знать вам об этом полезно. Поэтому сегодня я расскажу вам подробней о мужской одежде начала двадцатого века. По сравнению с ХIХ веком можно отметить следующие тенденции: облегчение ухода за костюмом и удобство ношения оного. Надо заметить, что большинство мужчин в то время были избавлены от беспокойства о том, что сегодня гордо именуется модой. Военные, чиновники и государственные служащие различных ведомств, студенты, ученики гимназий и училищ носили форму. Рабочие, крестьяне и даже купцы носили традиционную народную одежду. Одежда горожан среднего достатка была дороже крестьянской домотканой, особенно при широкой продаже в городах суконных, шелковых хлопчатобумажных тканей, но мало от неё отличалась фасоном. Начнём, пожалуй, с нижнего белья.
Девушка улыбнулась, но антиквар сделал вид, что ничего не заметил, и разложил на столе пожелтевшие страницы с рисунками.
- Нижнее белье по сравнению с предыдущим веком значительно облегчается.



Пижамы полностью вытесняют ночные рубашки; обычно пижама дополняется халатом, излюбленным материалом для них является шёлк. Носки делались шёлковыми, шерстяными, хлопчатобумажными - тёмных тонов. Интересно, что использовались специальные подтяжки для носков…



- А какими были мужские рубашки? - поинтересовалась девушка.
- Рубашки в то время продолжали надеваться через голову, хотя в начале ХХ века в Америке уже появился покрой, застёгивающийся спереди (как современные рубашки). Однако в течение названного периода в обществе он не принимался.



- Менее состоятельные мужчины носили не рубашки, а манишки - съёмные или пришитые нагрудные вставки. Этот предмет одежды пристёгивали к внутренней части пиджака. При резких движениях он мог запросто отстегнуться, и тогда подскакивал и сворачивался. Выглядело это довольно смешно.
Девушка тихо засмеялась, и антиквар заметил, что смех у неё очень мелодичный, похожий на звон серебряного колокольчика, но сразу же отогнал эту мысль…



- Ещё в то время носили отдельные воротники из накрахмаленного белого полотна высотой примерно 5 см, хотя в это время они могли быть уже, до 2 см, и не крахмалиться. С вечерним туалетом продолжали носить воротничок со стоячими кончиками, но современная форма воротника постепенно становится все более распространённой.



Брюки в начале века были очень узкими, в 1910 году появляется авангардная деталь - отвороты и складка (стрелка). При наличии отворотов брюки делались немного короче, а без отворотов - обязательно имели напуск. Бриджи или брюки-галифе носили для занятий спортом или охоты. Бриджи шились довольно широкими, пышными у колен. Галифе (расширенные на бедрах, узкие у колен, часто сажались на подкладку) носили с сапогами для верховой езды или гетрами и куртками с очень длинными расходящимися полами. Иногда галифе используются как часть военной формы, в частности в России.
- А пиджаки в то время были? - поинтересовалась девушка.
- Да. Однобортные или двубортные приталенные пиджаки классического стиля и пиджачные пары постепенно становятся основным фасоном мужской одежды. Вначале классические пиджаки имели высокую застёжку (типа «френч»), талия была слегка занижена, они были очень длинные, со спинным швом и шлицем посередине, рукава заканчивались у запястий разрезом с пуговицами, карманы с клапанами располагались на уровне бёдер, на груди был прорезной карман с листочкой. Рукава делали короче, чем сейчас, чтобы крахмальные манжеты выступали на 2-3 см из-под рукава. Двубортные пиджаки застёгивались на три, иногда на четыре пуговицы (на четыре пуговицы носил народ попроще, главным образом рабочие, приказчики, мелкие торговцы, это была устоявшаяся мода в 1910-х гг.). Ряды пуговиц были расположены довольно близко друг от друга и строго вертикально. На двубортных пиджаках зачастую не было верхнего кармана. Они обычно имели сзади разрез (шлицу), который позволял не мять пиджак при сидении. Под американским влиянием примерно к 1910 году появились пиджаки более свободного покроя с расширенными плечами, застёжка стала ниже, лацканы - длиннее.



Под пиджак обязательно надевали жилет. Передняя часть жилета обычно шилась из ткани пиджака или контрастной, спинка - из подкладочной ткани и снабжалась ремешком для посадки по фигуре.



- Хорошо, с одеждой ясно. А что с обувью?
- Сапоги тогда имели множество складок (гармошку). Чем больше складок, тем считалось шикарнее. Складки эти были толщиной примерно в палец и имели совершенно правильную круглую форму. Для этого под кожу вшивалась круглая веревка - получалось кольцо; отступая полсантиметра, снова вшивали кольцо. Таких колец на сапоге было пять-шесть. Носки сапог имели круглую или удлинённую форму. Некоторые заказывали специально сапоги со скрипом. Для этого между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок.
- Так вот откуда пошло выражение «сапоги гармошкой», - улыбнулась девушка.
- Да, именно оттуда. Ещё носили тесно облегающие ногу чёрные ботинки с узкими носами (изредка - с верхом из сукна) для города и более просторные коричневые с закруглёнными носами для сельской местности употребительны везде. В 1910 году появился тупой круглый носок, называемый американским. В городе коричневую обувь было принято носить с пиджачной парой. Для вечерней обуви обычной оставалась лакированная чёрная кожа (следует отметить, что шнурки на бальных туфлях появились позже, а в описываемый период они застёгивались на пуговицы).



- А дальше будут головные уборы?
- Несомненно, - усмехнулся антиквар. - В качестве головного убора мужчины простых сословий носили летом матерчатые картузы с козырьком. Самым популярным был чёрный или темно-синий картуз из крепа или диагонали с матерчатым или чёрным лаковым козырьком. По нижнему канту околыша шёл шёлковый шнурок. При ветреной погоде этот шнурок крепился за петлю к пуговице сюртука или пальто. Зимой носили меховые шапки. Некоторые купцы, особенно старообрядцы, предпочитали высокие, дорогие бобровые шапки. Все шляпы конца XIX века продолжали носить и в начале ХХ, и мужчины не выходили на улицу без головного убора. Меньшей популярностью пользуется цилиндр, большей - котелок, который носят с официальным костюмом. Летом - соломенная шляпа-канотье, обычно с чёрной или белой лентой.



- А как насчёт причёсок? - ехидно поинтересовалась девушка. Антиквар сделал вид, что не заметил колкости.
- Волосы в то время стригли «в кружок» или «под скобку». В. Тверитин писал: «У городских жителей волосы на голове стригутся на образ военных лиц, а некоторые носят волосы под кружок, и раздваивают и причёсывают к вискам, а другие на лбу подрезывают, а виски оставляют длинные - вокруг головы - скобка. Бороды почти у всех бритые, а у старых подстригаются». В праздничные дни было в обычае смазывать волосы растительным маслом.
- Ужас какой! - вздрогнула девушка.
- Мадемуазель, не судите о тогдашней моде с нынешней точки зрения, - отрезал антиквар. - Я продолжаю. Дворяне, богатые горожане, да и часть среднего класса старались следовать новой западной моде.



- На улице носили пальто «Честерфилд», «Ольстер», пальто-реглан. Первое было самым популярным, оно могло быть однобортным или двубортным, с потайной застёжкой, длина его варьировалась от щиколотки до чуть выше колена, обычно оно имело два боковых кармана и небольшой кармашек над правым карманом, а также нагрудный карман с листочкой, воротник, как правило, бархатный. Пальто «Ольстер» - двубортное, с поясом, внутренними или накладными карманами, тоже было довольно популярно, в основном среди молодёжи.



Продолжение

1911

Previous post Next post
Up