Николай Александрович Носов, "Виртуальная психология". Выдержки из книги - 1.

Apr 14, 2016 11:42

"Виртуальная психология" Н.А.Носова была издана в Москве в 2000 году. Она основана на личном опыте психолога-практика. Теоретическая часть включает новый, поистине революционный, философский подход к бытию человека. Автор показывает, как динамично взаимосвязаны человек (субъект) и его внешний мир.

Начинается изложение с определения виртуальности.
Далее следуют рассуждения об устаревшей парадигме европейской философии.
(курсив означает, что это мой собственный текст. - Синкрозета)

...корень vrt обозначает событие творимое, порождаемое сейчас, в данный момент чьей-то активностью. (с.21)
...в буддизме, как и в схоластике, глаголы с корнем vrt означают мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта в психике йогина. (с.21)

По мнению Носова, реальность зависит от субъекта и строится здесь-и-сейчас. Сколько людей, столько и реальностей.

О современной моноонтичной (т.е. цельной, где всё принадлежит одной - природной, реальности) научной парадигме:
...Отсутствие (в современной философии) идеи полионтичности (т.е. множественности субъективных миров) приводит к стремлению построить в пределе единую теорию, модель мира, в которой всё было бы связано со всем. Собственно, ничего плохого в этом нет, надо лишь понимать, что при этом сам теоретик выходит из этой модели и, к тому же, претендует на то, чтобы обладать божественным разумом, что противоречит научной картине мира, поскольку, если бы такой разум существовал, то его тоже надо было бы включить в картину мира, и поэтому возникает необходимость обладать ещё более сложным умом, который бы знал законы божественного разума первого уровня... и так далее до бесконечности. (с.28)
Полагание существования промежуточных реальностей даёт возможность строить непредельные теории - не сводящие сущность события к конечным законам природы или божественным законам. Непредельная парадигма необходима для построения теорий развивающихся объектов (психики ребёнка...и т.п.)

Полионтичные парадигмы существуют. Например, буддизм строится на основе такой парадигмы. В буддизме признаётся существование нескольких уровней сознания человека, не сводимых друг к другу, т.е. законы одной реальности не сводятся к законам другой реальности. (...)
Причём, что принципиально важно,для буддиста, находящегося на определённом уровне реальности, все реальности более высокого иерархического уровня находятся в свёрнутом виде, они никоим образом не даны ему в ощущениях, переживаниях, понимании, представлении. Они не входят в его жизнь, и он о них знает только по рассказам других людей. Когда же он переходит на следующий уровень, то реальность этого уровня становится ощущаемой, видимой, несомненной в своём существовании; то, о чём он только слышал, становится данным и в ощущениях, и в представлении. (с.29)

Критика теории и практики буддизма:
Но продуктивность работы с индивидуальным сознанием буддистских моделей, определяемая признанием идеи полионтичности, ограничивается тем, что задаётся абсолютная жёсткость иерархической структуры сознания. Это позволяет сделать модель очень технологичной, но исключает возможность существования других типов реальности, не заданных в данной модели, и тем самым - других типов взаимоотношений между ними. В буддизме происходит онтологизация частных теоретических моделей, что с методологической точки зрения неверно. Буддистская философия, так же как и европейская, строится на предположении, что сам философ стоит вне мира и строит модель внешнего мира. И поэтому буддистская парадигма так же абсолютна (т.е. в контексте теории Носова, неверна), как и западная. (с.30)

продолжение следует

Носов Н.А. "Виртуальная психология"

Previous post Next post
Up