О бюджете не по-детски.

Dec 20, 2017 01:22

Скопирую-ка я себе.
Часто приходится цитировать один материал, хоть он уже и не новый, от 31 октября нынешнего 2017 года - но настолько там хорошо сформулировано... О том куда уходят деньги, и кому они прибывают исходя их бюджетных статей, и что там как вообще двигается.

А цитировать обычно приходится вот это:
Когда вам в следующий раз будут говорить о том, что международной сообщество или коллективный Запад имеют претензии к нашему политическому режиму и хотят его сместить разными средствами, имейте в виду, дорогие товарищи, с точки зрения обобщенного международного сообщества наш политический режим является идеальным.

Претензии к нему могут быть у нас изнутри за низкое качество государственных услуг, отсутствие безопасности, силовой прессинг, плохое образование и здравоохранение, отсутствие свобод, ерунду по телевизору - у нас могут быть претензии.

Глядя извне Российская Федерация - это страна, которая платит все долги, прощает долги всем, кто ей должен; просто оказывает помощь деньгами любому, кто попросит, и все свои собственные заработанные деньги вывозит в Лондон, Брюссель и Вашингтон.

Полностью материал здесь https://echo.msk.ru/programs/status/2083250-echo/
Под кат упрячу (придется на два поста разбить, сильно большой материал получился, в ЖЖ не лезет); а от себя добавлю, что обобщение об идеальности российского политического режима конечно загрублённое получилось. После попытки вмешательства в выборы в США (а вскрыть приватную переписку избирательных штабов и вывалить на люди - это серьезно), штаты понимают, что наш солнцеликий вошдь заигрлся и его надо наказывать. Штаты никогда не простят это действие авторам идеи - это заявка на новые правила игры, где путинский режим берёт на себя не по чину. Экономический карлик да не будет командовать, вот примерное кредо высшего политического руководства в штатах, как я это понимаю примерно.

Часть 1-я
Екатерина Шульман
«Статус»
Время выхода в эфир: 31 ОКТЯБРЯ 2017, 21:05
ГОСТИ: Екатерина Шульман
политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС
Наталья Зубаревич
директор региональной программы независимого института социальной политики
ВЕДУЩИЙ:
Майкл Наки

М.Наки
― 21 час и 4 минуты в Москве. И сегодня вторник, значит, вы слушаете программу «Статус», смотрите ее на YouTube и в Сетевизоре. И, естественно, сегодня в студии Екатерина Шульман. Здравствуйте!

Е.Шульман
― Здравствуйте!

М.Наки
― И не только Екатерина Шульман.

Е.Шульман
― Сегодня чрезвычайная удача посетила нашу программу. В нашем первом разделе, посвященном не новостям, но событиям, мы должны были говорить и будем говорить о федеральном бюджете, первое чтение которого состоялось в Государственной думе 27 октября, а второе планируется на 17 ноября.

Было у меня много и будет чего сказать по этому поводу, но по чрезвычайно удачному стечению обстоятельств с нами в студии сегодня Наталья Васильевна Зубаревич, человек, который больше всех понимает в федеральном бюджете и в региональном бюджетировании, и в трансферах из федерального центра в регионы, и в бюджетном балансе регионов, чем нежели кто-нибудь другой в этом понимает, и уж точно много-много больше меня. Она любезно согласилась поприсутствовать на нашей первой части с тем, чтобы мы могли у наиболее компетентного источника уточнить те моменты, которые мне представляются важными и одновременно не совсем понятными.

М.Наки
― Здравствуйте, Наталья!

Н.Зубаревич
― Здравствуйте!

Е.Шульман
― Спасибо вам еще раз.

Е.Шульман: Среднерусские регионы всегда получают намного меньше
QТвитнуть
Н.Зубаревич
― Только я про федеральный бюджет не специалист. Маленько знаю, но я региональщик.

Е.Шульман
― Вот про регионы мы тоже поговорим.

М.Наки
― И тогда перейдем к первой части нашей программы и ее традиционной рубрике.

НЕ НОВОСТИ, НО СОБЫТИЯ

Е.Шульман
― И вот теперь, когда мы услышали глубокий и внушающий доверие голос, который сказал нам: «Не новости, но события» - перейдем к нашим с вами событиям.

Итак, 27 октября был принят в первом чтении проект федерального бюджета на 18-й год и финансовый план на ближайшие три года, поскольку у нас последние годы так осуществляется бюджетное планирование.

Первое чтение не предполагает поправок. Поправки возможны только ко второму чтению. То есть мы видим ровно тот документ, который был внесен правительством. Что интересно в этом проекте бюджета? Мы его с вами уже достаточно подробно описывали, когда он был только внесен. Мы говорили о том, что бюджет состоит в общем из трех основных колонн, на трех таких больших ногах покоится, это: расходы на национальную оборону, расходы на национальную безопасность и социальные расходы. Трансферы пенсионному фонду - это, собственно говоря, сердце социальных расходов. Всё остальное, в общем, сокращается. Эти три ноги продолжают оставаться достаточно масштабными.

Мы говорили с вами о том, что продолжает увеличиваться количество расходов, отнесенных к секретным. В бюджете 18-го года доля секретных расходов у нас составляет 17,4% от общего числа бюджетных расходов. Это обозначает, что они не рассматриваются комитетом по бюджету Государственной думы и пленарным заседанием Государственной думы. Они рассматриваются специальной комиссией по рассмотрению секретных расходов, куда входит ряд депутатов Государственной думы в основном в прошлом сотрудники Министерства обороны, либо силовых структур.

М.Наки
― И является страшной тайной.

Е.Шульман
― Это является страшной тайной. К сожалению, из этих секретных расходов довольно значительная часть не относится к расходам на оборону и безопасность. Засекречена часть расходов на ЖКХ, на капитальное строительство. Некоторая часть, насколько я понимаю, тех денег, которые передаются регионам, они тоже у нас засекречены.

Теперь что касается денег, передающихся регионам от федерального центра. Мы с вами в одном из прошлых выпусках рисовали на доске табличку, подобную той, которые вы сейчас видите. Об этой табличке мы поговорим чуть позже, а прошлый раз у нас тут с вами были регионы и трансферы им. И мы с вами пытались из этого извлечь некоторые представления о приоритетах федерального центра.

Говорили мы о том, что многолетний чемпион по количеству федеральных денег - это Дагестан. Доля Дагестана увеличивается. А Чечня тоже хорошо выглядит, тоже, в общем, увеличивает свои доли, получаемые ею из Москвы. Среднерусские регионы всегда получают намного меньше. В качестве примера демонстрировали мы с вами Липецкую область. Ну, вот можно мою родную Тульскую область тоже привести в пример. Там, кстати говоря, тоже - я посмотрела - есть упадок, скажем так, то есть на 17-й год было больше, чем будет на 18-й, и дальше, получается, еще меньше.

То есть если мы с вами, кстати, попытаемся наивно рассматривать это как роспись неких политических приоритетов, то мы не видим, что те губернаторы, которые считаются какими-то особенными любимцами Москвы, исходя из этого, получают больше денег.

Если пытаться вычислить гипотетического преемника по этой степени приоритизации именно в рамках федерального бюджета, то и выходит как раз Виктор Васильев, а отнюдь не кто-нибудь другой. Но, я думаю, что такой прямой корреляции, конечно, нет, но, тем не менее, интересно.

Что начало происходить в связи с обсуждением федерального бюджета? Появились, насколько я понимаю - и тут бы я хотела обратиться к Наталье Васильевне, - жалобы из регионов на тяжелое финансовое положение. Первая такая жалоба поступила от республики Хакассия. Насколько я понимаю, есть жалобы от Пермского края, где недавно сменился губернатор. Есть обращение от Карелии, есть обращение от Удмуртии, где губернатор тоже новый. Честно говоря, у меня были предположения, что такого рода выступления по поводу того, что «дайте денег, мы не справляемся с задолженностью по кредитам, и нам не хватает на наши расходы», - что они будут каким-то образом транслироваться через депутатов одномандатников. Но пока это происходит напрямую от региональных властей. И опять же, насколько я понимаю, связано именно с кредитными задолженностями.

На этом фоне у нас есть заявление президента, сделанное в сентябре на заседании Госсовета о том, что будет реструктуризация долгов регионов в течение в ближайших нескольких лет. Наталья Васильевна, во-первых, что это такое, что за реструктуризации? И сделает ли это жизнь региональных властей как-то легче и приятнее, решит ли это проблему?

Н.Зубаревич
― Вот я мучаюсь, думаю, с чего начать-то? Потому что вы меня начали спрашивать сначала вообще про помощь регионам, и я по-детски должна была задать вам вопрос: а вы что рассматривали - дотацию на выравнивание?

Е.Шульман
― На выравнивание.

Н.Зубаревич
― Мои дорогие, вот давайте так. Общий объем трансфертов субъектам Федерации составляет около 1,5 триллионов рублей. В «жирные» времена дотация на выравнивание составляла четверть всех трансфертов. Сейчас времена подусхошие, субсидий дают меньше - дотация на выравнивание составляет 30-31% всех трансфертов.

А за пределами этой дотации еще много чего интересного. Поэтому не рассматривайте дотацию на выравнивание. Она по формуле выделяется. Формула простая как трактор. Вот у вас есть подушевой ВРП в регионе. И вам, если вы низко по уровню душевого ВРП, докладывают - самым дохлым - до какого-то уровня. Их выравнивают в горизонталь. А всем остальным, у которых душевой ВРП побольше, им докладывают с учетом. Получается некая диагональ.

Е.Шульман
― А почему тогда бедные среднерусские области получают меньше, чем бедные республики с низкими доходами?

Н.Зубаревич
― А что значит бедные? Вопрос душевых доходов населения никого не волнует. Считается по подушевому валовому региональному продукту. А дальше работают корректировки на НРЗБ, на горность, на удаленность - есть специальные корректирующие коэффициенты. Но это всё по формуле. Не мучьте вы формулу, Христа ради. Ну, смотрите на другое - что ручками дается.

Здесь, может быть, не очень хорошая, кому-то не нравится, но она формула. И это же для России так хорошо, что дают по формуле. Поэтому не стреляйте в этого пианиста.

Смотрите, что за пределами дотации на выравнивание. А тем есть чудесная дотация на сбалансированность, которую в середине «нулевых» начали давать как премию за правильные результаты на выборах, а сейчас дают по разным нуждам трудящихся из регионов.

Есть иные межбюджетные трансферты, которые Москва может, например, ухватить, когда, казалось бы, уж куда ей еще. А вот так.

Поэтому чертова туча веселых, интересных историй. Если вы посмотрите, сколько в финале получается Ингушетия или Чечня - она получается в две с половиной раза больше, чем было бы, если ей давали только дотацию на выравнивание. Поэтому давайте по итогам года я вам просто картинку подарю: как это реально по жизни происходит.

Н.Зубаревич: Дотацию на сбалансированность в «нулевых» начали давать как премию за правильные результаты на выборах
QТвитнуть
Теперь второй вопрос, который вы мне конкретно задали. Что сейчас происходит с криками трудящихся в связи с этим процессом завершения года? Тут простая история. Плохо регионам не первый год. В 12-м молчали как рыба об лед, делали долги. В 14-м продолжали делать долги. Но федералы немножечко посочувствовали - начали увеличивать вот эти самые бюджетные кредиты. Они жутко дешевые: 0,1% годовых. А регионам понравилось! Хороший, правда, процент?

Е.Шульман
― Да, процент радостный.

М.Наки
― я дума.

Н.Зубаревич
― А то! И я бы не отказалась. Так вот, довели этот объем до 300 миллиардов. Это все равно не спасает, потому что общий долг субъектов Федерации сейчас составляет 2,44 триллиона рублей. Но доля бюджетных кредитов в нем где-то уже процентов 45%, то есть это где-то в сторону 1,3 триллиона. В год докидывали 300, но и приходилось возвращать то, что было дано дальше. И регионам как-то полегчало. Федералам не понравилось. Потому что 15-й год федеральный бюджет закончил с дефицитом 2 триллиона, 16-й - 3 триллиона. Сколько ж можно давать этим сирым и убогим, когда самому сильно не хватает?

Счастье закончилось. Указы вот-вот, как вы понимаете, должны быть строго выполнены к следующим выборам. Пора завязывать с этой богадельней. И сентябрем сказали: «Так, ребята, мы вам два-три года по 300 миллиардов давали. Теперь - ша! - больше такого праздника не будет. 18-й - переходный - сразу рубить не будем. А потом - круто под нолик. «Хотите, чтобы мы вам накопленный долг, - извините, он примерно 1,3 триллиона бюджетный кредит, - реструктуризировали лет на 8-10, - так: сводите бюджет бездефицитный, рубите то, что называют в Минфине неэффективные расходы - и будет вам счастье: мы растянем эти возвраты на достаточно длинные срок, при этом порубав новые кредиты».

Я с немым изумлением сейчас смотрю, что будет: труба, которая на влив или труба, которая на вылив; бассейна наполнится или усохнет окончательно? Прелестная физическая задачка. Ждем.

Теперь про писк губернаторов. Чего сейчас-то запищали? Во-первых, новенькие за старое не отвечают. Помните это правило? И новенькие имеют право попросить.

Е.Шульман
― Они пришли с некоторым политическим мандатом.

Н.Зубаревич
― Так нет. Значит, непублично не получилось, значит, пришлось немножко в атмосферу… Удивительная история. Это новость, правда. Но у меня есть ощущение, что у них какое-то чувство защищенности пока еще.

Е.Шульман
― Потому что только-только, поэтому их не могут сразу посадить или снять.

Н.Зубаревич
― А Хакасия сошла с ума, потому что в прошлом году - чудовищных дефицит, в этом году за полгода уже - опять 12%. По долгу - вторя после великой республики Мордовия. Конца края не видно…

Е.Шульман
― Мордовия, кажется, закредитована максимально

Н.Зубаревич
― 180% к собственным доходам. В Хакассии - всего лишь 130%. Ну, есть куда расти. И заметьте, кричал не губернатор - он старый. Кричали безответственные депутаты.

Поэтому пейзаж российский становится всё интересней. Выборы - это такой тонизирующий период. Посмотрим, что будет дальше.

Е.Шульман
― Отлично! То есть два слова о тех, кому не стало хуже, а даже стало лучше. Одновременно с принятием проект бюджета в первом чтении принят в третьем чтении в тот же день проект о внесении изменений в федеральный бюджет на 17-й, то есть на текущий год и плановый период на ближайшие два года.

Поправки предусматривают дополнительные субсидию в 3 миллиарда рублей «Первому каналу», на, как там написано, «возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением телеэфира и обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей», то есть, собственно говоря, на то, чем занимаются телеканалы. Написано в пояснительной записке, что субсидия связана с возмещением недополученных доходов, в том числе, в связи с международной деятельностью «Первого канала».

Остальным федеральным каналам не положено таких прекрасных денег. «Эхо Москвы», если кто-то думает, что работает на государственные деньги, как было сказано, это все-таки не совсем так, по крайней мере, в федеральном бюджете и бюджетообразующих документах никак не упомянута. Но при этом, например, в 18-м году на ВГТРК запланированы субсидии в 19,9 миллиардов рублей. Так что «Первый канал еще достаточно скромно у нас смотрится.

К вопросу о международной нашей помощи, о международной деятельности, которую тоже у нас «Первому каналу» компенсируют. Несмотря на тяжелую бюджетную ситуацию и на всякие разные социальные цели и даже, как нам сейчас объяснили, на помощь регионам, не снижаются объемы двусторонней и многосторонней помощи, которую Российская Федерация оказывает разнообразным другим странам.

Вот у нас тут приведена выразительная табличка, в которой имеются данные за 11-й год, за 14-й год и итоговые цифры за 11-й и 15-й год, поскольку за 16-й цифры есть не по всем, а более свежих тоже пока еще, к сожалению, не подвезли. Тем не менее, кто чемпионы по получению двусторонней помощи? Что такое двусторонняя помощь? Двусторонняя помощь - это Российская Федерация дает другой стране. Многосторонняя - это Российская Федерация дает международным организациям.

Значит, двустороння помощь. Чемпионы по получению наших с вами российских денег, первые пятеро: это Киргизия…

Н.Зубаревич: Выборы - это такой тонизирующий период
QТвитнуть
Н.Зубаревич
― Единицы измерения доллары?

Е.Шульман
― Миллиарды рублей. Нет, прошу прощения, доллары, конечно.

Н.Зубаревич
― Нет, миллиардов - такого не может быть. Единица измерения… Не пугайте, это в 60 раз… Я думаю, что рубли.

Е.Шульман
― Это миллиарды рублей. Вы меня сбили.

Н.Зубаревич
― Простите.

Е.Шульман
― Итак, Киргизия - номер один. Номер два - это Куба. На третьем месте Корейская Народно-Демократическая Республики, известная как Северная Корея, Никарагуа и Сербия - вот первые пять стран, которые пользуются нашими с вами благодеяниями. И что мы тут с вами видим? Мы видим по всем этим странам увеличение помощи в 14-м году, резкий рост и дальнейшее как минимум неснижение. Последняя колонка итоговая, поэтому не пугайтесь - это с 11-го по 15-й год вместе.

Одновременно на фоне этого, как мы знаем, Российская Федерация выплачивала и продолжает выплачивать свои собственные международные долги - долги, оставшиеся от Советского Союза - и списывает те деньги, которые задолжали нам другие страны.

М.Наки
― То есть щедрая душа.

Е.Шульман
― Щедрая душа, совершенно верно. Мы списываем долги странам бедным типа Никарагуа, Анголы или Эфиопии, списываем долги Монголии или Лаосу, списываем долги Ираку, Алжиру, Афганистану и той же самой Корейской Народно-Демократическое Республике, которой мы и так деньги даем, и Киргизии тоже списываем.

М.Наки
― Кубе тоже списывали, я помню.

Е.Шульман
― И Венесуэле тоже простили некоторую сумму. К чему я рассказываю, собственно, вам эту историю? Когда вам в следующий раз будут говорить о том, что международной сообщество или коллективный Запад имеют претензии к нашему политическому режиму и хотят его сместить разными средствами, имейте в виду, дорогие товарищи, с точки зрения обобщенного международного сообщества наш политический режим является идеальным.

Претензии к нему могут быть у нас изнутри за низкое качество государственных услуг, отсутствие безопасности, силовой прессинг, плохое образование и здравоохранение, отсутствие свобод, ерунду по телевизору - у нас могут быть претензии.

Глядя извне Российская Федерация - это страна, которая платит все долги, прощает долги всем, кто ей должен; просто оказывает помощь деньгами любому, кто попросит, и все свои собственные заработанные деньги вывозит в Лондон, Брюссель и Вашингтон.

Я сейчас не буду рассказывать эти конспирологические истории о том, что у нас триллион триллиардов находится где-то за рубежом в черных кассах, тем не менее, понятно, что вызов капитала идет большими темпами, и темпы эти не снижаются.

М.Наки
― Как минимум списанные деньги точно находятся НРЗБ.

Е.Шульман
― Есть у нас мнение, что эти черные кассы представляют собой могучий рычаг влияния России на все политические процессы в мире. Так вот, я не знаю, какой нам бенефит происходит от нашего великого влияния. А то, что деньги уходят, - это свершившийся факт. Поэтому, граждане, никто нам извне менять режим не будет. Еще раз: если кто-то и произведет в нем трансформации, то только мы, исходя из тех претензий, которые есть у нас.

М.Наки
― Это была наша первая рубрика. И в ней поучаствовала Наталья Зубаревич. Спасибо вам!

Е.Шульман
― Спасибо огромное, Наталья Васильевна.

М.Наки
― Всегда рады вас услышать и с вами пообщаться.

И переходим к нашей второй регулярной рубрике.

бюджет, Деньги, политолог здорового человека, памятки

Previous post Next post
Up