Как-то так получается в последние дни, что тексты практически пишут себя сами. Они возникают из
бесед с г
остями этого блога, из
обменов репликами в других
блогах, из ленты «
друзей друзей», формируются из тягостной атмосферы, в которой - увы - все громче, все настойчивее звучит тема предыдущего текста: «
Феномен Майдана напугал традиционных политиков до судорог, как когда-то напугала Французская революция "Старые режимы" по всей Европе.»(с).
Видимо, пришло время поговорить об этом уже не в общих чертах, а более подробно. Слишком многое сейчас поставлено на карту. Слишком многое сейчас зависит от того, как скоро осознает украинское гражданское общество как ту опасность, которая над ним нависла, так и то направление, откуда эта опасность исходит.
Мой собеседник
purgenetik совершенно справедливо заметил, что, сейчас в Украине создалась военная ситуация, и это «переключило фокус людей с
майдана на войну»(с). Пора признать: такое переключение внимания и - в конечном счете - ликвидация майдана являются одной из целей путинской агрессии против Украины с молчаливого согласия Запада и нынешнего украинского правительства.
Да, разрабатывая план дестабилизации Украины и планируя будущее вторжение, Путин, скорее всего, не мог предвидеть , какую форму примет Майдан, какой духовный подъем он вызовет и какое огромное воздействие он окажет на гражданское общество Украины в целом. Путин рассчитывал, что «раскачивание ситуации» вызовет раскол между русскоязычным населением и украинцами, что, в свою очередь, приведет к этнически окрашенному насилию, общей резне и хаосу. Для этого было сделано многое: от направления «специалистов» по такого рода делам в распоряжение Януковича до подталкивания самого Януковича всенастойчивее к применению массированного насилия. Снайперы «третьей (российской?) стороны» также сделали все, что могли, для того, чтобы конфликт перерос в массовую бойню. Мы все это помним, мы все это видели. Мы чтим память Небесной Сотни. Но планы организации массовой резни, войны «всех против всех» и хаоса провалились.
Майдан проявил себя как социальная структура, способная контролировать даже такие, казалось бы, неуправляемые человеческие эмоции, как гнев, скорбь и жажда отмщения за невинно пролитую кровь. Майдан сохранил порядок, организацию, создал «структуры повседневности», как говорят антропологи, и эти структуры позволили людям не только выжить, но и остаться людьми в, казалось бы, нечеловеческих условиях. Майдан, а не «Горынычи-переговорщики» фактически ликвидировал режим Януковича
. Майдан не разошелся и после ликвидации этого режима: он требует отчета о деятельности правительства, требует права смещать тех министров, чья деятельность представляется неудовлетворительной, требует отмены привилегий для власть предержащих... Это - уже факты политической жизни Украины, и все указывает на то, что мировая политическая элита напугана этим до судорог.
И вот тут необходимо остановиться и отдельно отметить, что, судя по всему, особенно напугана этим именно элита украинская. Легко ли Тимошенко понимать, что всеукраинский майдан более не принимает ее как национального лидера и вежливо желает ей здравствовать где угодно, только не в политической сфере? Легко ли Яценюку выслушивать нотации относительно того, что законы одинаковы ДЛЯ ВСЕХ, и правила надо соблюдать тоже ВСЕМ? Думаете, забыли «Горынычи», как стояли они на коленях перед Майданом во время похорон Небесной Сотни? И как просили прощения за рукопожания с Януковичем? Впрочем, может, все это они и проглотили бы (и не такое проглатывают политики в ходе своей деятельности), если бы не факт того, что Майдан (и майдан как социальное явление) пока не собирается никуда расходиться, а, напротив, собирается и впредь использовать созданные им структуры, а также приобретенный им авторитет в украинском обществе для того, чтобы осуществлять пристальный контроль за властью. Вот это-то и есть самый страшный кошмар любой правящей элиты: надзор, контроль и гласность, которая тоже сейчас - не проблема благодаря электронным средствам связи.
Нынешнему правительству Украины майдан уже явно стоит как кость в горле. «Переключение внимания» общественности на войну в этом смысле - буквально манна небесная. Еще не понятно? Что ж, посмотрим, что пока было предпринято правительством Украины для защиты суверенитета и целостности своей страны, а также для обеспечение безопасности ее населения.
Пожалуй, самым кратким образот это можно описать так
: НИ-ЧЕ-ГО. Кроме символических жестов. Причем все они были предприняты слишком поздно и оказались бесплодными. Почему был выпущен за пределы Украины Янукович, метавшийся по Юго-Востоку с кортежем автомашин, которые практически невозможно «потерять» при нынешних системах слежения или спутать с чем-то другим? Почему не были немедленно перекрыты границы с Россией для предотвращения проникновения провокаторов-«туристов», которые до сил пор беспрепятственно попадают на территорию Украины и свободно выезжают обратно? Почему не делается ничего для того, чтобы разоблачить массированную ложь, распространяемую путинскими СМИ относительно происходящего в Украине? Почему - и это самое чудовищное - были
брошены на произвол судьбы украинские военные в Крымской АР?! Не ожидает ли подобная судьба и всю украинскую армию в случае вторжения российских войск в «континетальную Украину»?! Хотелось бы знать, каков источник того олимпийского спокойствия, с которым нынешние руководители Украины относятся к тому, что их страна подверглась агрессии и находится фактически в состоянии войны?!
Мысль о том, что это - не просто некомпетентность и паралич воли перед лицом опасности, а сознательный
и циничный сговор - как с Западом, идущим на поводу у агрессора, так и (
прямо или косвенно) - с самим агрессором,
напрашивается не только у меня. По всей видимости,
Мюнхенский Сговор-2014 был заключен и с - по крайней мере, молчаливого - согласия нынешних украинских лидеров. Обратим внимание на то, что именно деятельность Майдана и созданных им структур вызывает
нескрываемую ярость российских властей (цитата взята
отсюда, где еще много интересного по теме Мюнхена-2014).
Итак, судя по всему, правительство Украины не намерено предпринимать никаких решительных действий для защиты своего государственного суверенитета и надеется исключительно на заступничество Запада и на способность США как-то "умиротворить" ВВП. Впрочем, подобная доброжелательная трактовка действий (скорее, бездействия),украинского правительства перед лицом российской агрессии, становится все менее вероятной. К сожалению, гораздо более вероятно, то, что политические элиты Украины безумно напуганы Майданом, они не забыли того унижения, через которое им пришлось пройти, прося прощения за переговоры с Януковичем в то время, как на Майдане погибали люди, они не забыли выговора, полученного от "Самообороны". Короче, как большинство элит в истории, «они ничего не забыли и
ничему не научились»(с). К сожалению, многое указывает на то, что нынешняя украинская политическая верхушка вполне готова войти в соглашение с ВВП на условиях ликвидации майдана как социального явления и предоставления каких-то гарантий им лично. Относительно выполнения личных гарантий и их условий сейчас ничего определенного сказать нельзя (хотя, думается мне, Тимошенко находится сейчас в полной готовности подхватить бразды правления, поскольку в Кремле ее считают "договороспособной", а Януковича, судя по всему, уже можно предъявить только в виде мертвого тела), но это сейчас - далеко не главное.
Получается, что у майдана как уникального социального явления, порожденного украинским гражданским обществом, сейчас нет союзников. Его «сдает» и Запад, и собственные украинские политики, которым прямая демократия "
противнее проповедей отца Кондрата"(с), и - уж тем более - лютую ненависть к нему испытывает ВВП. Я бы сказала, он это воспринимает едва ли не как личный вызов себе и своей власти. Если Путину удастся прибрать к рукам Украину (а это, несомненно, и есть его конечная цель), режим, установленный там, будет таким, что банду Януковича все, наконец, увидят в истинном свете: как: команду гопников невысокого полета, хоть и с большими аппетитами до золота и цацок. Все-таки уркам никак не тягаться с профессиональными спецслужбами в организации террора, репрессий и политических преследований.
Что же - возвращаясь к заявленной теме этого поста - из этого следует?
Первое и главное: абсолютно нельзя допустить, чтобы фокус внимания общества переключился с майдана на войну. Напротив в этой ситуации - чрезвычайно опасной и даже трагичной - задача СОХРАНЕНИЯ МАЙДАНА как социальной структуры становится первоочередной. Более того, эта структура должна развиваться, вырабатывать новые механизмы самоорганизации, взаимопомощи, сплочения всех граждан Украины, независимо от их места проживания, языка или вероисповедания. Необходимо понять и донести до граждан Украины мысль, что именно в механизмах самоуправления, самоорганизации и самообороны сейчас - единственная надежда на оказание отпора интервентам. Правительство... впрочем о правительстве было уже сказано достаточно для того, чтобы понять, что на него возлагать надежды, видимо, не стОит. Судьба украинских солдат в Крыму (
да и остальных крымчан) должна послужить достаточным предупреждением всем остальным гражданам Украины. Будем лучше говорить о деле.
Пожалуй, задачи структур общеукраинского майдана в условиях иностранной агрессии можно условно разделить на три сектора: гражданский сектор, информационный и сектор самообороны.
1. В том, что касается гражданского сектора.
- необходимо создать структуры взаимной поддержки, обеспечения предметами первой необходимости, медицинской помощью, независимые от государственных структур настолько, насколько это физически возможно. Гос. учреждения (в том числе и больницы) могут быть легко захвачены противником, и, следовательно, те, кто там будут находиться (и их семьи) окажутся уязвимыми, могут стать жертвами насилия.
- нужно создать хотя бы минимальные запасы продуктов и средств первой необходимлости, которые будут доступны людям даже в экстремальной ситуации. Люди должны понимать, что они сами обеспечивают свою безопасность, и что она зависит не от государственных структур, а от них самих, их близких и соседей.
- нужно продумать и подготовить способы эвакуации в свободные от оккупации районы (или зарубеж) возможно бОльшего количества людей, наиболее уязвимых в случае начала военных действий: детей, стариков, инвалидов, беременных женщин. Нужно надеяться, что подобные схемы никогда не пригодятся, но они должны быть готовы, люди должны о них знать, система должна существовать заранее. Это позволит избежать паники и возможных жертв в результате скопления транспортных средств на дорогах (нельзя исключать бомбежек таких скоплений или иных действий с тем, чтобы получить максимальное количество жертв).
- необходимо ввести своеобразную «соседскую охрану» по месту жительства. Не хочется употреблять советское слово «бдительность», но в данном случае оно уместно. В условиях проникновения на территорию Украины провокаторов под самыми различными предлогами, необходимо с большой осторожностью относиться ко всем «новоприбывшим», особенно если они появились впервые, не известно откуда и не могут толком объяснить, зачем, собственно, они приехали.
- распространить, донести и максимально разъяснить
правила поведения в условиях оккупации:
1.Не знаете
2. Не беспокоитесь
3. Не говорите
4. Не имеете
5. Не знаете, как
6. Не даете
7. Не можете
8. Не продаете
9. Не показываете
10. Не делаете ничего
2. В том, что касается информационного сектора.
Об этом уже ярко и убедительно (и не один раз)
говорил А.Илларионов. Правда, тогда он обращался к правительству Украины. Ну что ж, правительство не только прикинулось глухим, но и, похоже, прибегло к услугам известного
интернет-провокатора для того, чтобы попытаться дискредитировать А.Илларионова прежде всего в глазах украинской аудитории.
Будем надеяться, что структуры майдана окажутся более восприимчивыми и более гибкими в их реакции на информационную войну, развязанную сейчас против Украины.
Необходимо создать информационные команды, которые распространяли бы реальную информацию о событиях в Украине круглосуточно, и - что главное - на английском и русском языке. В Украине есть блестящие русскоязычные блоггеры, на некоторых из них я ссылаюсь в этом тексте. Но сейчас речь не о литературных достоинствах. Речь о массовости. Необходимо доводить информацию до всего мира в массовом порядке, и для этого не нужен блестящий английский язык. Достаточно очень коротких, очень простых сообщений о том, что творится сейчас в Крыму. О провокациях на Востоке и Юге. Обо всем, короче, что происходит необходимо писать в ФБ, в ВК, в Твиттере, в Тамблере, во всех социальных сетях - на английском языке и по-русски. В самых простых выражениях, не стесняясьь того, что могут быть допущены ошибки. Сейчас - повторю - вопрос стоит слишком серьезно для того, чтобы зацикливаться на мелких ошибках в английском языке.
Майдан должен обрести свой голос, он должен быть услышан во всем мире, и этот голос должен слагаться из тысяч отдельных голосов, говорящих правду. Майдан должен обращаться не к дипломатам, а к тем, кто читает социальные сети во всем мире. Тексты должны сопровождаться видеорядом. Пусть агрессоры знают, что каждый свой шаг они делают под наблюдением. Что протокол их деяний ведется постоянно, и запись не прекращается ни на минуту.
3. Сектор самообороны
Это, пожалуй, та область, в которой давать советы и сложно, и пожалуй, неуместно в публичном пространстве. Не говоря уж о том, что выбор взять в руки оружие - это глубоко личный выбор каждого отдельного человека.
Позволю себе по этому поводу лишь два замечания.
Первое: необходимо сделать все возможное для того, чтобы обеспечить оружием не только членов отрядов «Самообороны», но и всех, кто выразит желание иметь оружие для самозащиты или защиты членов своей семьи. Разумеется, при условии, что такие «желающие» не появились ниоткуда, а имеют соседей, знакомых и родственников, которые могут подтвердить их личность.
И второе: историческая реминисценция. Самым страшным кошмаром для всех империй во все времена были войны, в которых им приходилось действовать не против регулярной армии противника, а против многочисленных и разрозненных отрядов, не имеющих ни общего командования, ни общей базы. Так было начиная с войн Рима против Галлии и до вполне современных американцев, застрявших в Афганистане. Да и СССР в Афганистане, а до того - Британия там же... Словом, тут, наверное, все понятно.
Осталось последнее и, наверное, самое главное.
Майдан должен осознать, что сейчас от него зависит судьба Украины. Праздничные концерты, как бы они ни были заслужены, необходимо отложить на потом, поскольку сейчас они - боюсь - служат не столько для того, чтобы отпраздновать победу, сколько для того, чтобы убедить наиболее активных граждан Украины, и особенно молодежь, что победа уже вполне состоялась, что можно спокойно расходиться по домам и лишь иногда заглядывать на Майдан для того, чтобы с удовольствием «оттянуться». Конечно, хотелось бы верить в лучшее. Но на днях Небесной Сотни снова прибыло: умер в результате тяжелой травмы головы и шеи Иван Максимович Наконечный,
1931 года рождения. Боюсь, очень боюсь, что эта жертва - не последняя.
Только от способности структур всеукраинского майдана организовать людей, помочь им выжить в условиях агрессии и сохранить достоинство зависит, сохранится ли в Украине гражданское общество. В условиях, когда правительство бездействует, майдан должен стать альтернативным (и, возможно, единственным) источником власти, легитимности и опорой украинской государственности. Миссия эта - практически беспрецедентная в истории, но украинский народ уже продемонстрировал, что он способен формировать свою судьбу.
Слава Украине!