Не гламурный Рим Донато Карризи.

Oct 11, 2019 21:55

В 2000 году вышла книга Дэна Брауна "Ангелы и демоны", которая в 2004 году стала бестселлером и по следам которой в Риме стали проводить экскурсии, знакомя туристов с творениями короля барокко - гениального Бернини. Это парадный, туристический Рим со знаковыми фонтанами и скульптурами в старинных церквях. Действия ряда триллеров итальянского писателя Донато Карризи также происходят в Вечном городе, но это другой Рим, не гламурный, о котором большинство туристов понятия не имеют. Главный герой триллеров "Потерянные девушки Рима" и "Охотник за тенью" - священник, и многие действия триллеров происходят в церквях, с некоторыми связаны жутковатые истории.

Фасад с черепами церкви «Молитвы и смерти» - chiesa dell'Orazione e Morte. Церковь действующая и принадлежит братству с таким же названием. В саму церковь я не попала - она была закрыта на реставрацию. Можно ли обычному туристу посетить крипту церкви - не знаю, но что там находится, известно, о чём я подробно описала: РИМ. Виа Джулия - церкви. А вот как описывает Карризи крипту церкви ("Потерянные девушки Рима"): "Дойдя до улицы Джулия, вошел в церковь. Он никогда здесь не был. Клементе назначил ему свидание в крипте. Спускаясь по каменным ступеням, Маркус вдруг понял, что это место особенное. Подземное кладбище, катакомбы.



До того как Наполеон своим декретом постановил, что, из соображений гигиены, мертвецов должно хоронить вдали от живых, при каждой церкви имелось кладбище. Но то, где сейчас находился Маркус, отличалось от прочих. Вся утварь - канделябры, украшения и скульптуры - была сделана из человеческих костей. Прихожан, погружавших пальцы в святую воду, встречал вделанный в стену скелет.

(Инетный кадр)

Кости были рассортированы в анатомическом порядке и аккуратно разложены по нишам. Тысячи и тысячи костей. Но место это производило не столько зловещее, сколько гротескное впечатление.

В конце шестнадцатого столетия Братство молитвы и смерти предприняло благочестивый труд. Оно поставило перед собой цель обеспечить достойное погребение безымянным телам, подобранным на улицах Рима или за чертою города либо же выловленным из Тибра. Самоубийцам, жертвам разбоя или просто умершим от лишений. Их сюда вместилось около восьми тысяч."

Инетный кадр.


---------------------------------------------------
На главной улице Рима - Виа Корсо расположена церковь Сан Марчелло аль Корсо: РИМ. Церковь San Marcello al Corso.



В церкви находится чудотворное распятие, капеллу с распятием я сфотографировала. В триллере "Охотник за тенью" описывается история чудотворного распятия:

"- Жители Рима считают, что распятие чудотворно. Ты должен знать, что эта церковь, в ее теперешнем виде, была перестроена после пожара 23 мая 1519 года. Старое здание сгорело дотла. Огонь не тронул только Христа, которого ты видишь над алтарем.
Пораженный историей, Маркус взглянул на скульптуру другими глазами.
- И это еще не все, - продолжал Клементе. - В 1522 году на Рим обрушилась чума, кося людей сотнями. Люди вспомнили о чудотворном распятии и решили устроить процессию по улицам города, несмотря на противодействие властей, которые боялись, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии. - Тут друг выдержал паузу. - Процессия длилась шестнадцать дней, и чума покинула Рим.
- С этим творением связана и другая история… Вглядись хорошенько в лик Христа, терпящего крестную муку.
Выражение страдания на этом лике было передано невероятно живо. Казалось, дерево кричит от боли. Глаза, рот, морщины - все говорило о мучительной смерти.
Клементе посуровел.
- Скульптор, который изваял распятие, остался безымянным. Но говорят, будто он был проникнут такой верой, что пожелал создать для христиан творение, способное растрогать сердца и в то же время произвести впечатление полного жизнеподобия. Поэтому он стал убийцей. Выбрал моделью бедного угольщика и медленно убивал его, чтобы уловить выражение смертельной муки."



---------------------------------------------
Недалеко от площади Навона расположена старинная базилика Св. Аполлинария (Инетный снимок), с которой связаны две истории, история сегодняшнего дня - скандальная. До этой церкви я не дошла и историю церкви узнала из книги Карризи "Охотник за тенью" и из статьи итальянского журналиста. Далее цитаты.

Цитата из книги Карризи:

"с небольшой базиликой были связаны две истории, одна старинная, другая - ближе к нашим временам. В обеих шла речь о некоем скрытом присутствии.

Первая касалась образа Мадонны, восходящего к XV веку. Когда в 1494 году солдаты Карла V, короля Франции, разбили лагерь перед церковью, прихожане замазали святой лик, чтобы уберечь Пречистую Деву от нечестивцев. Но потом о существовании картины забыли на полтора столетия, и только при землетрясении 1647 года отвалился слой штукатурки, скрывавший ее.

Вторая история, гораздо ближе к нашим временам, касается странного погребения в церкви Энрико Де Педиса по прозвищу Ренатино, члена кровавой банды из Мальяно, которая терроризировала Рим в середине семидесятых годов и была замешана в самых темных делах, какие творились в городе и в которых нередко принимал участие Ватикан. Банда вроде бы распалась: кого-то осудили, с кем-то расправились; но некоторые считают, что она до сих пор продолжает действовать в тени.

Иные сведущие люди поддерживали версию, будто вместе с преступником здесь захоронили юную девушку, которая много лет назад пропала без вести в нескольких шагах от церкви Святого Аполлинария. Эмануэлу Орланди, дочь сотрудника Ватикана, предположительно похитили, чтобы шантажировать папу. Но эксгумация останков Де Педиса показала, что это очередной ложный след в истории и без того достаточно темной.

Пенитенциарий помнил, какой скандал разразился, когда кто-то поведал миру о столь двусмысленном захоронении, так что церковным властям пришлось перенести останки. Но перенесли их только после долгих, настойчивых протестов, которые натолкнулись на твердое и необъяснимое противодействие Церкви."
--------------------------------------------------------------------------------
В 2012 году на русском языке была напечатана статья итальянского журналиста: http://www.ng.ru/style/2012-05-16/8_vatikan.html. В ней подробно описывается кто такой был Де Педис и почему он был первоначально похоронен в церкви.

"Это был, говоря без обиняков, настоящий гангстер. Он возглавлял банду грабителей и рэкетиров, известную как «Мальянская банда». Но он был знаком с важными политиками, прежде всего из бывшей Христианско-демократической партии, и через них общался с церковными кругами. Но Де Педис, оказывается, был не только бандитом, но и набожным человеком, занимавшимся благотворительностью. Об этом свидетельствует монсиньор Пьеро Вергари, бывший капеллан римской тюрьмы Regina Coeli («Царица Небесная») и ректор базилики святого Аполлинария в окрестностях площади Навона. Базилика находится под попечительством организации Opus Dei («Дело Божье»). Вергари познакомился с Де Педисом как раз при исполнении своей пастырской миссии среди заключенных. Выйдя из тюрьмы, бандит сделал священнику щедрые пожертвования. Но Де Педис вскоре погиб, его застрелили неизвестные ночью 2 февраля 1990 года, когда он проезжал на мопеде по площади Кампо дей Фьори. Монсиньор Вергара в письме на имя римского кардинала-викария Уго Полетти поручился в том, что Де Педис «был большим благотворителем бедных, посещающих базилику, и поддерживал много благодатных инициатив». По рекомендации Вергары и с разрешения кардинала Полетти Де Педис был похоронен в крипте (подземелье) базилики святого Аполлинария, несмотря на протесты многих верующих и возмущенные депутатские запросы в итальянском парламенте."

В итальянских источниках сообщается, что в 2012 году, спустя 22 года, останки Де Педиса были кремированы и похоронены на кладбище Prima Porta. https://roma.repubblica.it/cronaca/2012/06/18/news/de_pedis_il_corpo_del_boss_via_da_sant_apollineare-37416368/
-----------------------------------
Поскольку в статье речь идёт также о капеллане тюрьмы "Царица Небесная", отмечу, что в триллере "Потерянные девушки Рима" упоминается эта тюрьма: "Тюрьма Царицы Небесной вначале была монастырем. Возвели его во второй половине XVIII века. С 1881 года преобразовали в место заключения. От старинного предназначения, однако, осталось имя Пресвятой Девы. Комплекс мог вместить около девятисот заключенных, их отправляли в разные отделения, в зависимости от тяжести вины.".

Об этой тюрьме в Сети я нашла большую публикациюв Андрея Бабушкина https://an-babushkin.livejournal.com/471771.html "В 1943 году в тюрьме были казнены сотни участников антифашистского сопротивления,"- сообщает автор. "Царица Небесная" находится в 10 минутах ходьбы от Ватикана, в Трастевере и "является по сути следственным изолятором, рассчитанным на 644 места. Однако сейчас в нем содержится 918 человек. И это - не предел: в 2013 году, когда Европейский Суд из-за переполнения итальянских тюрем назвал условия пребывания в них бесчеловечными, в «Реджино Чели» содержалось более 1100 человек. Примерно 25 обитателей тюрьмы - осужденные (по нашему, хоз. обслуга), остальные - подозреваемые и обвиняемые. Средний срок содержания в тюрьме - 6-9 мес."

Далее автор пишет: "60 % заключены являются иностранцами (румынами, марокканцами, тунисцами, алжирцами, албанцами), 30 % - наркозависимыми, а 8 % заключенными страдает психическими отклонениями."

Ещё интересные цифры: "Администрация тюрьмы (в ее состав входит католический капеллан) насчитывает 44 человека. Еще 11 человек - воспитатели, которые информируют заключенных об их правах, помогают поддерживать связь с родственниками решать иные вопросы. Но основная часть штата - это сотрудники пенитенциарной полиции, их 447 человек. Они несут на себе функции охраны, надзора, сопровождения заключенного при его выезде из тюрьмы. (...) Сегодня в тюрьме работает около 100 волонтеров. Это-представители религиозных организаций, студенты, преподаватели университетов, правозащитники."

Снимок тюрьмы "Царица Небесная" из Инета.


----------------------------------
Интригующе сведения сообщает Карризи об одной из капелл знаковой церкви Рима - Базилики Святой Марии над Минервой - мой пост: РИМ. Церковь Santa Maria sopra Minerva.



Это огромная церковь, в которой 20 капелл, все они в Сети подробно описаны: http://vgrigoriev.ru/2017/rim-minerva2/, на итальянском языке: http://iviaggidiraffaella.blogspot.com/2016/11/la-basilica-di-smaria-sopra-minerva.html.

Речь идёт о капелле Святого Раймондо из Пеньяфорта. Описание капеллы в книге Карризи "Потерянные девушки Рима" не совсем соответствует действительности. Цитата: "Капелла, которая интересовала Сандру, оказалась последней, в глубине справа. Самой бедной. Лишённая украшений, затиснутая в тёмный угол, она составляла не больше пятнадцати квадратных метров. Драгоценный резной мрамор не покрывал голую стену, почерневшую от копоти. Вдоль стены - только ряд надгробных памятников."

Однако во всех публикациях об этой капелле отмечается, что алтарь украшен драгоценным полихромным инкрустированным мрамором, что видно и на этом инетовском снимке. Судя по инетным кадрам, в капелле большое окно. Но это ещё не всё.


Карризи пишет, что своды и стены капеллы покрыты специальным лаком, который светится в темноте.

"Фигуры вокруг нее понемногу выступают из тьмы. За алтарём новым светом сияет святой Раймондо из Пеньяфорта. Иисус Судия и два ангела тоже облекаются в иной, нестерпимый блеск. На шероховатой стене, серой от копоти, проступают контуры. Это фрески. Сцены благочестия и покаяния, но также и прощения.
Чудо свершается перед ее глазами, и Сандра не верит себе. Самая бедная капелла, где нет ни мрамора, ни украшений, становится прекрасней всех других.
Новый свет скользит по голым стенам, покрывая их бирюзовыми инкрустациями, которые, лучась, поднимаются к сводам. Искрящиеся нити вьются вдоль колонн, которые казались нагими. Всюду - синева, напоминающая о покое океанских глубин.

(...) Секрет свечения относится к семнадцатому веку, его открыл сапожник из Болоньи, который растолок какие-то камешки и нагрел их, смешав с углем. Обнаружился странный феномен: побыв под воздействием дневного света, они на протяжении нескольких часов продолжали испускать сияние в темноте. - Маркус обвел рукой капеллу. - То, что ты видишь, через несколько десятков лет сотворил, применив состав сапожника, безымянный художник, расписывавший капеллу. Представь себе изумление людей той эпохи, никогда не видевших ничего подобного. Сейчас это не так удивляет нас, поскольку мы знаем причину явления. Во всяком случае, каждый волен выбирать, видит ли он перед собой очередную достопримечательность Рима или же некое подобие чуда."
---------------------------------------------------------
В книге есть упоминание об Ангелической библиотеке - Biblioteca Angelica. Посетив два раза церковь: https://suomilarissa.livejournal.com/1171473.htm, я видела вход в библиотеку, он виднеется у меня на снимке справа, за балюстрадой лестницы. В библиотеку я не зашла, а зря.


Вход в библиотеку - кадр из Википедии.


Далее описание библиотеки в книге Карризи "Потерянные девушки Рима" и Инетный снимок.

"Ангелическая библиотека располагалась в бывшем монастыре августинцев на площади Сант-Агостино. Монахи занимались ею с семнадцатого века, они собрали, описали и сохранили около 200 000 драгоценных томов; собрание делится на фонд старинный и фонд современный. Это первая в Европе библиотека, открытая для широкой публики.

Маркус сидел за столом в читальном зале, который, по имени архитектора, перестроившего все здание в XVIII веке, назывался Ванвителлианским, и его окружали со всех сторон деревянные полки, забитые книгами. Туда попадали, проходя через вестибюль, украшенный картинами, изображавшими иллюзорные аркады; там, в вестибюле, располагались каталоги. Поблизости находилась и бронированная комната, где хранились самые ценные миниатюры.

На протяжении веков Ангелическая библиотека не раз подвергалась нападкам со стороны ортодоксов, поскольку содержала в себе многочисленные запрещенные книги. Именно они и интересовали Маркуса: он запросил некоторые тома по символогии. (...)  Во времена святой инквизиции Маркус заплатил бы жизнью только за то, что читает эти строки."
----------------------------------------------------------
Добавлю: библиотека была основана в 1604 году Angelo Rocca (1546-1620) и для публичного пользования была открыта в 1609 году.


соборы и церкви Рима, italia, italy, о книгах, roma, Рим

Previous post Next post
Up