Часть I -
http://strigunov-ks.livejournal.com/268952.html)
Часть II (начало) -
http://strigunov-ks.livejournal.com/271447.html САНКЦИИ, ПАДЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ И СМЕНА РЕЖИМА
В этом разделе речь пойдет не о перечислении видов принятых Западом санкций (в предыдущих главах частично о них уже шла речь), а про то, как они сказались на принятии решений российским руководством. Санкции, постепенно вводимые Западом против России, составляют экономическую компоненту комплексной атаки, поэтому отделять ее от политических факторов нельзя. В действиях Запада чётко прослеживается тактика, которую он применял против других стран, когда при помощи санкций подается сигнал части российской элиты, в большей степени зависимой от Запада, с целью ее принуждения к оказанию давления на российское политическое руководство. В результате, кроме сугубо экономического эффекта, идет прямое давление на российскую власть. Метод также не отличается оригинальностью; постепенный ввод санкций с их неизменным усилением и расширением.
Расчет такого метода предельно прост и заключается в создании условий, когда российские власти в конечном итоге должны будут поступиться национальными интересами России и изменить всю внешнюю политику. Если текущий уровень давления не оказывает нужного воздействия, тогда санкции ужесточают. В начале подобные меры инициировались в отношении конкретных лиц из ближайшего окружения Президента В. Путина, однако со временем их расширили до секторальных размеров, против крупнейших банков и компаний России, а также отдельных ее регионов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь). К сожалению, следует констатировать, что определенных успехов Запад добился. Российская элита оказалась не готовой к полному разрыву отношений с Западом и, начиная приблизительно с мая 2014 г., включила реверсный режим в своих действиях и тем самым попала в ловушку, которую Запад использовал в других странах. У российской элиты создается иллюзия того, что снятие санкций и возврат к докризисному периоду возможны и для этого требуется поступиться интересами своего государства на отдельных направлениях. Фактически Запад не дает гарантий снятия санкции и возврата ситуации к докризисному периоду, а лишь заявляет о возможности пересмотра уже принятых мер. Лучше всего эту тактику характеризует заявление сенатора Д. Маккейна: "Единственный сценарий, который я вижу, это - верните Крым Украине, покиньте восточную Украину, и лишь тогда, возможно, мы сможем говорить про финляндизацию Украины" [35]. То есть предлагается отказаться от всех своих интересов в ключевом регионе и только после этого, возможно, станут говорить о внеблоковом статусе Украины, не давая никаких гарантий. Такая тактика малых шагов действительно оказалась крайне эффективной, поскольку создает ложное впечатление о возможности все повернуть вспять. Однако, как показала практика, подобный самообман никогда не приводит к улучшению отношений и вместо этого он фактически вынуждает элиты страны-жертвы сдавать свои позиции, что неизбежно приводит к катастрофе. С очень высокой вероятностью можно считать минские договоренности 5-го сентября 2014 г. следствием задействованной Западом тактики малых шагов, поскольку в результате данных соглашений было остановлено крайне успешное наступление ополчения. По оценке начальника штаба 4-й бригады ЛНР Александра Беднова, трагически погибшего 1 января 2015 г., наступательный потенциал ополчения был столь велик, что оно было способно дойти до Киева [36]. Естественно, в самих республиках остановку наступления ополчения восприняли крайне негативно и небезосновательно посчитали предательством. Вместо того, чтобы позволить подразделениям республик сбросить киевский антироссийский режим, в Москве приняли решение об остановке боевых действий. Результатом этих соглашений стал срыв киевским режимом практически всех договоренностей, продолжение системного и целенаправленного обстрела гражданских объектов на территории ДНР и ЛНР, что привело к массовой гибели мирного населения. Таким образом не был устранен основной источник угрозы, а сам конфликт законсервирован в состоянии "ни войны, ни мира". Есть все основания полагать, что подобная сдача интересов России проводится определенными кругами ее политического руководства именно вследствие введенных санкций, главная цель которых заключается не столько в изоляции и экономическом давлении на Россию, сколько в воздействии на ее правящую элиту с тем расчетом, чтобы она изменила политическую линию в угоду западным интересам за счет интересов национальных.
Помимо санкций со стороны Запада наносится удар и по российскому рублю. По мнению Директора Службы внешней разведки (СВР) РФ М. Фрадкова иностранные инвестиционные фонды принимают участие в спекулятивной атаке на российский рубль, а "западные финансовые институты и фонды действуют на российском рынке через своих агентов и финансовых посредников, участвуя таким образом в скоординированной атаке на Россию" [37]. Однако опасность исходит не только извне, но имеет и внутренне происхождение. Здесь нельзя не сказать несколько слов о действиях Центробанка России (ЦБ), которые по мнению многих ведущих российских экономистов, несут угрозу национальной безопасности страны. В частности, академик С. Глазьев, выступая на Московском экономическом форуме (9 декабря 2014 г.), прямо заявил, что "ЦБ обрубает финансовую систему от реального сектора, вследствие чего вся ликвидность начинает накапливаться в финансовом секторе. Это ведет к разного рода спекуляциям, а также к падению национальной валюты" [38]. В текущих условиях ЦБ поднимает процентную ставку до 17%, тем самым приводя к превышению рентабельности почти всех операций, исключая возможность кредитования российской экономики. Власти же не предпринимают никаких мер по ограничению на трансграничное движение капитала, о котором все настойчивее говорят эксперты [39]. В условиях негласно объявленной войны подобные действия иначе как антигосударственными назвать сложно.
Еще один фактор падения валюты и поступлений в бюджет заключается в действиях внешних игроков. Так министр финансов Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме, сообщил, что при цене на нефть в $50 за баррель потери бюджета в 2015 году оцениваются в 3 трлн. рублей [40]. Когда Саудовская Аравия (СА) отказалась понижать уровень добычи нефти после встречи ОПЕК, последствия не заставили себя ждать и падение цены продолжается до сих пор, а ее уровень приближается к отметке в $40 за баррель. Более того, министр нефти СА Али аль-Нуйами прямо заявил о том, что СА не станет сокращать добычу нефти даже при цене в $20 [41]. Подобное поведение прямо связано со стремлением Эр-Рияда сохранить свою долю на нефтяном рынке даже ценой сокращения поступлений в бюджет. Собственные резервы позволяют СА пережить период низких цен, сохранив свою долю на рынках. С точки зрения того, кто из конкурентов первый пострадает от низких цен, для Саудитов нет никакой разницы, однако в первую очередь убытки понесут такие страны-экспортеры, как Венесуэла, Иран и Россия. Кроме того, вероятность сговора не исключил и Президент РФ В. Путин [42], а также экс-министр финансов А. Кудрин [43] при том, что несмотря на возможность банкротства отдельных небольших американских компаний на рынке сланцевой нефти, в целом США не пострадают, о чем уже заявили представители Белого дома и ФРС [44]. Несомненно, происходящее на нефтяном рынке также имеет и фундаментальные причины, как превышение предложения над спросом, однако в нынешней ситуации действия Эр-Рияда наносят удар по России и странам, с которыми у нее сложились тесные отношения. К сказанному следует добавить и заявление Б. Обамы о том, что "единственным фактором, который удерживает российскую экономику на плаву, являются цены на нефть" [45], в комментарии к которому глава комитета Госдумы по международным делам А. Пушков написал: "В интервью NPR Обама дал понять, что именно администрация США стояла за резким снижением цен на нефть с целью нанести удар по слабому месту России". Таким образом, на данный момент наблюдаются серьезные разногласия во мнениях относительно действий СА и США в контексте продолжающегося падения цен на нефть, но факт остается фактом: текущее обострение ситуации на нефтяном рынке случайно или нет, но практически синхронизировано с началом резкого обострения в отношениях между Россией и Западом. Не исключена суперпозиция объективных и субъективных факторов, которые приводят к дополнительному урону российской экономики.
Естественно, описанные выше угрозы не полностью отображают весь их перечень, но основные из них, влияющие на данный момент сильнее остальных, дают представление о комплексности и масштабе организованной против России войны. Поскольку причины скоординированной атаки носят фундаментальный характер, рассчитывать на ослабление жесткости позиции Запада означает совершить огромную ошибку. В этой связи все разговоры о возможности смягчения или отмены санкций не имеют под собой никаких серьезных оснований. Противостояние России и Запада фактически никогда не прекращалось со времени своего начала, а его ослабление наступало только тогда, когда Россия по тем или иным причинам представляла для него минимальную угрозу. На современном этапе наблюдается резонанс фундаментальных причин, когда удар по России следует из кризисного состояния нынешней капиталистической модели и резкого обострения отношений после ответных мер Москвы в Крыму. Действительно, расчет Запада, и в первую очередь США, на полный отказ России от своих интересов на Украине после февральского переворота был сломан ее активными и во много неожиданными действиями на Крымском полуострове. Данный случай выбивался из мейнстрима стандартных последствий от стратегии Запада по сносу режимов в той или иной стране. Типичным результатом этих процессов являлся хаос и разрушение отдельных стран, создававшие на ее территории самоподдерживающийся режим перманентной войны, но в случае с Крымом наблюдался процесс обратный, когда вместо дезинтеграции произошло воссоединение и нормализация ситуации в отдельно взятом регионе. В результате крымские события фактически перевели темп агрессии на совершенно иной уровень, а на Западе сложилась ярко выраженная позиция, суть которой в том, что ничего общего иметь с В. Путиным нельзя и требуется создать все условия для его свержения. Стоит заметить, что понимание этих целей у российского руководства есть, а министр иностранных дел С. Лавров недвусмысленно сказал: "В том, что касается концептуальных подходов к использованию мер принуждения, Запад однозначно показывает, что они не хотят заставить изменить политику России, а хотят добиться смены режима" [46].
Политической элите России следует уяснить себе невозможность возврата на уровень отношений, который был еще до начала украинских событий и сейчас необходимо предпринять экстренные меры, адекватные новым реалиям. Впрочем, по многим признакам политическая элита России ведет себя так, словно не понимает всю глубину текущего кризиса, а принимаемые контрмеры явно не соответствуют уровню угрозы объявленной России войны. Анализу данного вопроса и будет посвящена заключительная публикация цикла.
Продолжение следует...
Автор: К.С. Стригунов
[1]
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1651722 [2]
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1120398 [3]
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1561008 [4]
http://www.kp.ru/daily/26261.5/3139903/ [5]
http://itar-tass.com/politika/1345471 [6]
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/F6C3BBD89AC2532D44257D1D00203CCF [7]
http://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2014/11/24/7028091/ [8]
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1680831 [9]
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/07B09A8409E5FB54C3257DAF0050C8C3 [10]
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1629387 [11]
http://podrobnosti.ua/accidents/2014/12/17/1007793.html [12]
http://www.mk.ru/politics/2014/11/13/forsmazhor-rossiyskaya-delegaciya-peredumala-ekhat-vo-franciyu-za-mistralyami.html [13]
https://www.youtube.com/watch?v=L_lmLxw_T9U [14]
http://www.globalresearch.ca/obamas-transatlantic-trade-and-investment-partnership-ttip-would-be-disastrous-for-europe/5414546 [15]
http://www.svpressa.ru/politic/article/90637/?mrat=1 [16]
http://regnum.ru/news/polit/1653000.html#ixzz2RSpUt2Ze [17]
http://www.preslovljavanje.com/?act=prevedi&variant=lat2cyr&url=http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/230365/ [18]
http://www.interfax.ru/world/405531 [19]
http://ria.ru/religion/20141105/1031757476.html [20]
http://lifenews.ru/news/146449 [21]
http://www.stratfor.com/weekly/ukraine-iraq-and-black-sea-strategy#axzz3CRH0cQgS [22]
http://vz.ru/news/2014/10/6/709029.html [23]
http://rus.azattyk.org/archive/ky_News_in_Russian_ru/20140922/4795/4795.html?id=26599422 [24]
http://itar-tass.com/politika/1666845 [25]
https://scms.usaid.gov/sites/default/files/documents/1861/USAIDCentralAsiaRDCSRussian.pdf [26]
http://www.kp.ru/daily/25840/2812511/ [37]
http://www.mk.ru/politics/2014/09/03/bystryy-trezubec14-nato-provedet-masshtabnye-ucheniya-na-ukraine.html [28]
http://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2014/12/2/7028385/ [29]
http://dziennikzbrojny.pl/artykuly/art,10,51,7959,komentarze,1,w-48-godzin-mozemy-byc-pod-kaliningradem [30]
http://www.dni.ru/economy/2014/8/6/277177.html [31]
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1393210 [32]
http://www.ft.com/intl/cms/s/0/4730c97a-216a-11e4-a958-00144feabdc0.html#axzz3ObR9C74i [33]
http://m.golos-ameriki.ru/a/ukraine-looms-over-obama-trip-to-asia/1897693.html [34]
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/12/141217_cuba_usa_normalisation [35]
http://glavred.info/politika/makkeyn-o-edinstvennom-scenarii-dlya-ukrainy-vernite-krym-i-pokinte-donbass-299868.html [36]
https://www.youtube.com/watch?v=iRGPTadru-s [37]
http://itar-tass.com/ekonomika/1624963 [38]
https://www.youtube.com/watch?v=dJ0PRjbj1S0 [39]
http://www.fondsk.ru/news/2014/12/18/iz-mirovogo-opyta-ogranichenij-i-zapretov-na-transgranichnye-operacii-s-kapitalom-30977.html [40]
http://itar-tass.com/ekonomika/1695780 [41]
http://www.ntv.ru/novosti/1277821 [42]
http://www.svoboda.org/content/article/26642972.html [43]
http://www.vestifinance.ru/articles/47950 [44]
http://korrespondent.net/world/3463967-v-ssha-nashly-vyhodu-ot-padenyia-tsen-na-neft [45]
http://vz.ru/news/2014/12/30/722948.html [46]
http://itar-tass.com/politika/1590313 ***
Первоисточник -
http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/analitika/novaya-holodnaya-voyna-chast-ii