Избирательный участок с видом на море

Sep 10, 2017 22:02



К сожалению, на фото не видно даже окна, а не только моря...

Участок с видом на море

ВАРВАРОВКА. 10 сентября 2017 года. День выборов депутатов Законодательного собрания Краснодарского края.
Я в брюках стального цвета и голубой рубашке, с черным кейсом в руках вхожу в помещение для голосования в Варваровском Центре культуры. Прохожу к столику секретаря, достаю бумаги, в которых написано, что я член комиссии с правом совещательного голоса от кандидата В.П. Верстунина. Меня молча регистрируют, не обращая внимания на мою забайкальскую прописку.
- А бейджик будет? - спрашиваю.
- Бейджик вам должны были дать в вашем штабе, если вы так уж хотите... - отозвалась председатель комиссии Нина Николаевна (в тексте я ее буду назвать "председатель"), одетая в яркое черно-зеленое платье.
- Мы бы хотели установить камеру видеонаблюдения, - сказал я.
На участке, кроме меня, присутствовали в качестве наблюдателей - Елена (это у нее была камера, полученная в штабе), Борис, худощавый энергичный мужчина с бронзовым загаром на лысине и Виктор - наш хуторской атаман.
- Камеру вы установите там, - показала председатель на самый дальний угол у входа.
- Считайте, что одну жалобу вы уже от меня получили! - Сказал я раздражаясь.
Председатель стала меня убеждать, что место отведенное для наблюдателей определено хорошее, все будет видно, а спокойная Елена сказала, что камера имеет зум, и можно настроить ее так, что избирательные ящики будут всегда под прицелом.
Потом и я успокоился. Зал был небольшой, светлый, по нему приятно гулял легкий морской бриз, а в одном из окон, между склонов темно-зеленых гор виднелся синий треугольник моря.
- Видите, у нас участок с видом на море! - сказала Елена.
Комиссия состояла из учителей местной школы № 20 во главе с председателем-директором. Один только зампредседателя Швецов (или Шевцов, буду называть его "смотрящим") был чиновником анапской администрации - высокий, узкий, в светлых брюках и с каменным непрошибаемым лицом.
Перед выборами нас инструктировали. Ростовский политтехнолог нас наставлял:
- На этих выборазх у нас нет союзников. "Единая Россия" - наш враг. "Справедливая Россия" - наш враг. ЛДПР - наш враг. Единственный наш союзник - КПРФ - они тоже заинтересованы в честном подсчете голосов.
Рядом со мной в длинном ряду стульев для наблюдателей сидела молодая женщина в черном: черные волосы, черная подводка на лице, черный брючный костюм, черные туфли на высокой платформе. Почему-то на меня произвели впечатления ее лакированные черные ногти на руках, и особенно, на ногах.
- Простите, вы от кого наблюдатель? - спросил я.
- От "Единой России", - ответила женщина в черном. - Если мы не победим, меня уволят. Так нам пообещали... - с грустью добавила она.
Еще две наблюдательницы от нашего кандидата-соперника Юлии Пархоменко, исп. директора ЗАО "Абрау-Дюрсо", вели себя очень тихо и незаметно.
В  8:00 началось голосование. Потянулись люди.
Я и вправду убедился, что находиться у урн нет надобности. Народу мало. Видно, как избиратели получают бюллетени, идут в кабинку, а от нее к урнам.
Прошло какое-то время, и я решил считать голосующих.
- Чтобы не было скучно! - объявил я и открыл блокнот.
Я на глазок прикинул, сколько уже людей прошло, а новых начал отмечать с помощью точек и палочек - рисовал сначала четыре точки, потом соединял все точки линиями, и в результате получалось окошечко, соответствующее числу десять. Количество окошечек стало расти.
Каждый час председатель объявляла, сколько человек проголосовало. Сначала эти данные с моими "окошечками" не совпадало. Но в 12 часов он вновь подошла к наблюдателям и сказала:
- На 12 часов у нас проголосовало 148 человек.
- О! - воскликнул я. - У меня совпало! Надо же... Как в "спортлото"!
А со своими соседями я поделился воспоминаниями о том, как я в школе здорово подгонял решение задач под ответы, размещенными в конце учебника.
И вообще, было много интересных разговоров, воспоминаний, которыми делились и Елена и женщина в черном. Людям свойственно откровенничать, оказавшись на какое-то время вместе.
Мой подсчет шел так четко, что и другие наблюдатели стали сверяться со мной.

Как я съел министерский пирожок

ИЗ штаба нам дважды подвозили питание - завтрак и обед. Сначала кормили курочкой с гречкой, днем - отварным мясом с макаронами, салатом, булочками с маком. Но вместо булочки, я из уважения к буфетчице (внизу в фойе был развернут по традиции буфет) я взял большой печеный пирожок с картошкой, причем бесплатно. А дело было так.
Около двух часов дня, когда многие члены комиссии и сама председатель удалились из зала на обед, в зал буквально вбежал полицейский (их дежурило двое) и стал спрашивать: "Где председатель?" Оказывается, в Центр культуры едет министр образования Кубани со своей свитой. Стали искать председателя, полицейские заняли свои места, все сосредоточились в некотором недоумении - почему министр?
Я подумал, что председатель ему потребовалась, скорее всего, как директор школы, а не как глава УИК.
Когда я спустился на первый этаж обедать (привозили нам еду в пластиковых контейнерах, почти как в самолете, а ели мы за столиками, которые поставили в фойе.
- Хотите пирожок бесплатно? - напустилась на меня с ходу буфетчица.
Она была с большими обведёнными черной тушью глазами, в красном колпачке и красном же фартуке.
- Да у нас тут свои булочки...
- Да берите, берите! - настаивала она. - Тут такое сейчас было!!!
И она стала рассказывать, пока я раскладывал свой обед.
- Приехал министр! И с ним одиннадцать человек! Вот тут они все встали, - она вышла из своего прилавка, заваленногшо сникерсами, тортами, выпечкой. - Стали набирать всего. Пили чай, хвалили пирожки... Пирожки у нас свежие! Наели на 860 рублей, а потом министр подал пять тысяч, а сдачу не берет! Я опешила: "Как же так?!" А он говорит: "Раздавайте свои пирожки бабушкам!" И уехал. Вот теперь раздаю всем пирожки и еще заказала... Возьмите!
- Хорошо, - сдался я. - Давайте мне министерский пирожок.
- Вам с картошкой или с капустой?
- С картошкой.
Пока я уплетал мясо с салатом (макароны не трогал), буфетчица звонила своему начальству и возбужденно рассказывала о приехавшем министре, свите и пирожках. Она не забывала заворачивать в салфетку пирожки выходящим людям, которых еще на входе обещала угостить бесплатно.
Чай она тоже мне налила за счет министра.
- Вам сколько сахара положить?
- Два.
- Ничего что я руками?
- Ничего.
Вот такая забавная буфетчица мне повстречалась.

Весёлый избиратель

БЫЛ такой забавный случай. Пожилой, седой, коротко стриженный мужчина, в шортах, получив бюллетени, прошел и сел на место полицейского, рядом с наблюдателями.
- Пройдите в кабинку! - сделал я жест рукой и осёкся, потому что не дело наблюдателя, и даже члена УИК с совещательным голосом, наводить порядок в зале.
Мужчина только отмахнулся от меня бюллетенями, как от мухи, и продолжил их изучение.
В зале стояло обеденное затишье. Председателю тоже не понравилось, что избиратель не прошел в кабинку или к стенду с информацией и расселся в зале вальяжно.
- В кабинку не желаете пройти?
- Не беспокойтесь, я всё знаю... - отозвался он.
- Не первый раз голосуете? - добродушно улыбнулась женщина.
Тут он оторвался от бюллетеней и спросил с ехидцей:
- А что, вы хотите сказать, последний?
Председатель смутилась, не ожидая такого ответа:
- Почему же последний?
- Как почему? Вот глазки склею - и всё... Сейчас ведь на одни лекарства деньги уходят...
- Да что лекарства! - как-то воспряла председатель, стараясь, видимо, взбодрить мужчину. - Смотрите - какая природа вокруг! - она показала на окна. - Травками надо лечиться, травками!
- Вы хотите сказать, что мне пора переходить на подножный корм?
И мужчина стал рассказывать анекдот:
- Брежнев приехал в Америку. Идут с Рейганом мимо Капитолия, а на газоне сидит нищий и ест траву. Рейган достал 100 тысяч долларов и дал нищему. Приезжает Рейган в Москву. Идут они с Брежневым возле Кремля, видят: сидит мужик на газоне и ест траву. Брежнев и говорит: "Правильно, товарищ, пора уже переходить на подножный корм!"
Все как-то вяло улыбнулись, а мужчина посидел еще немного и удалился в кабинку ставить галочку.
Кстати, таких вот веселых и обычных избирателей пришло на участок всего... 312 человек из 1496, пользующихся избирательным правом.

Вечер. Подсчет голосов. Все устали

ПОТОМ начался подсчет голосов. Наблюдатели стояли вокруг сдвинутых столов, члены избиркома дружно разбирали высыпанные на стол бюллетени. Скоро дружно стали считать, появились первые цифры. Кучки с отметками напротив Пархоменко и Верстунина росли и выглядели почти одинаковыми. Оказалось, что Верстунин на этом участке набрал 131, Пархоменко 122 голоса. Маленькая, трудная, но победа. Виктор, занимавшийся агитацией среди сельчан, возмущался:
- Не пойму я наших людей! Своего казака, который ратует за народ игнорировали, голосовали за какую-то, как чёрт из табакерки появившуюся, Пархоменко!
Стали считать голоса за партии.
Тут верх взяла "Единая Россия" - 163 голоса.  ЛДПР взяла 45 голосов, КПРФ - 56, справедливороссы - 15.
Утомлённые члены комиссии сводили цифры, чтоб все было чики-пики. "Смотрящий" немного нервничал.
И что нашло на председателя, когда из 30 испорченных выбрала один, где во всех окошечках стояли "минусы", а напротив "Единой России" - "плюс", и обратилась к комиссии:
- Смотрите, вот человек явно проголосовал за "Единую Россию", но по ошибке другим партиям поставил минусы. Кто за то, чтобы признать бюллетень действительным, прошу голосовать.
Я был поражен, когда все члены и чиновник администрации подняли руки.
- Нина Николаевна! - вырвался у меня крик возмущения. - Да вы что? Это же явно недействительный бюллетень!
- А у вас нет права решающего голоса, - сказала невозмутимо председатель.
- Да как же так?! - продолжал негодовать я. - Налицо "больше одной отметки" - он недействителен.
- Мы прогосовали, вопрос снят! - был мне ответ.
Тогда я пошел в атаку. Ради принципа.
- Тогда разрешите, я вас сфотографирую с этим бюллетенем?
- Не надо меня фотографировать!
- Тогда мы сфотографируем сам бюллетень! Борис, несите фотоаппарат! - обратился я к Борису.
- Хорошо, - сдалась председатель. - Убираем этот бюллетень...
- Вы просто устали, Нина Николаевна, - облегченно сказал я вполне дружелюбно.
Вот на такой драматической ноте и закончились для меня эти выборы.

Неожиданный эпилог

В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ штабе В.П. Верстунина и возле него царила сматоха. На улице стояла давно уже темень, сверкали, слепя глаза, фары автомобилей. Съезжались машины, наблюдатели несли итоговые протоколы комиссий. Все выглядели довольными. На других участках Верстунин лидировал с довольно ощутимым разрывом. И я, и все, с кем я разговаривал, были уверены в нашей общей победе.
Но утром я включил компьютер. посмотрел новости и был шокирован:
"Кандидаты от партии власти также победили в 31 одномандатном округе из 35. ...Победу одержали кандидаты-самовыдвиженцы: ...исполнительный директор ЗАО «Абрау-Дюрсо» Юлия Пархоменко (Южный ОИО № 27)..."

Будет еще видео

политика, наблюдения

Previous post Next post
Up