"церковные лидеры, сторонясь “мирской жизни”, всегда уклонялись от прямого управления жизнью людей" - тезис неверен. См. историю папства, например.
В посте отражена "идеальная" роль церковной структуры, как стабилизирующей отрицательной обратной связи. Хотелось бы, конечно, но: (1) она хреново работает, и так оно было всегда, если историю поучить; (2) существует достаточное количество иных, более стабильных, институтов, обладающих той же социальной функцией.
Не идеальная, конечно...steady_manApril 16 2010, 08:19:53 UTC
1. Ключевое слово "прямого". Когда это папы напрямую управляли? Королей утверждали, это да. Буллы свои рассылали поучительные... Что еще? Простой конкретный вопрос: куда перераспределялись немалые денежные средства, собираемые церковью? Ведем речь про средние века, ок?
2. Если уж мы говорим в терминах "обратной связи", то уж поправка - сильно диссипативной. Это даже более ключевой момент, чем "отрицательной"! И можно примерчик в период с Римских времен до XVII века включительно, когда эта диссипативная обратная связь плохо работала, а иные институты были более эффективны? Примеры из центральной Африки прошлого века и Средней азии позапрошлого тоже приветствуются ))
Конечно, на глобальную динамику ситуации в реальноси накладываются более мелкие нединамические процессы (мы это уже когда-то давно обсуждали и тут я полностью согласен). Но в целом ситуация именно такова, что догматические построения утрачивают свою силу именно на пике скорости роста демографии. Иран - одно из подтверждений тому.
Re: Не идеальная, конечно...a_v_k_73April 16 2010, 08:33:27 UTC
1. Вот именно что *прямого*. Именно поэтому я привел в пример историю папства, рекомендую, например, книжку Грегоровиуса почитать - примеров там много. Извиняюсь, у меня сейчас со временем швах, поэтому подробно писать не могу - тезисно.
2. Примерчик из древних времен? Ну это вообще запросто. До появления христианства существовавшие церкви не являлись жесткими социальными организациями, так что обсуждаемая роль им в принципе не была свойственна. Какие институты осуществляли роль отрицательной обратной связи? В терминах Гумилёва, этнический стереотип поведения и социальные структуры, к его поддержанию относящиеся.
В ряде культур церковь, как всеобщий моральный и даже политический авторитет, входит в этот круг, в других - нет.
Потом поподробнее попытаюсь написать с конкретикой, когда дедлайны разгребу.
Re: Не идеальная, конечно...steady_manApril 16 2010, 09:25:47 UTC
1. Гнижка недавно вышла (поиск дает издание 2009г)? В сети ее не нашел - если есть ссылка, буду благодарен. На крайний случай пересказать пару примерчиков. Только чур, регулярных механизмов управления, а не случаев вмешательства ;) Т.к. последнего сколько угодно, понимаю.
2. Нет, времена имеются после римских (в Европе и ближней Азии). Всякие языческие религии действительно играли несколько иную роль, да и структуры у них не было особой, насколько знаю. Ну, так у них и "тормозов не хватило"... И где это религиозность не была интегрирована со стереотипами поведения во время подъема этногенеза (по Гумилеву, так по Гумилеву, ок))?
Есть логическая неувязка (то, что я не могу увязать :). Религия была доминирующей силой тогда, когда не было активного развития общества, общество было традиционным аграрным. Как раз промышленная и буржуазная революция, приведшие (или ставшие симптомом развития) к бурному развитию старались уменьшить влияние религии. Я не думаю, что общество оставалось аграрным потому, что религия сдерживала развитие. Скорее была "третья переменная", которая определила и развитие, и освобождение
( ... )
График жду. Может действительно, он прояснит многие вопросы.
Про третью переменную и демографию. Не могу найти ссылку, но весной или в начале лета прошлого года читал статью про демографию. Автор приходит к выводу, что на рождаемость сильнее всего повлияли социальные гарантии. В том смысле, что пока детей рассматривают как гарантии обеспеченной старости (передачи своих дел и т. п.), рождаемость сохраняется высокой. К тому же есть точка зрения, что нынешняя эпоха быстрых изменений - отклонение от нормального развития, случайная флуктуация. Так что тут для меня однозначного ответа нет.
Про ячейки - это такой анархо-синдикалистский проект :)) , когда внутригрупповые связи значат больше, чем прочие вертикали и горизонтали. Причем цель группы - охранять их от вмешательства из вне. В принципе, сценарий вполне возможен в период информационного насыщения. Тут же как с демографией - вполне может быть что бурный рост сменится насыщением
Comments 16
В посте отражена "идеальная" роль церковной структуры, как стабилизирующей отрицательной обратной связи. Хотелось бы, конечно, но: (1) она хреново работает, и так оно было всегда, если историю поучить; (2) существует достаточное количество иных, более стабильных, институтов, обладающих той же социальной функцией.
Reply
2. Если уж мы говорим в терминах "обратной связи", то уж поправка - сильно диссипативной. Это даже более ключевой момент, чем "отрицательной"!
И можно примерчик в период с Римских времен до XVII века включительно, когда эта диссипативная обратная связь плохо работала, а иные институты были более эффективны? Примеры из центральной Африки прошлого века и Средней азии позапрошлого тоже приветствуются ))
Конечно, на глобальную динамику ситуации в реальноси накладываются более мелкие нединамические процессы (мы это уже когда-то давно обсуждали и тут я полностью согласен). Но в целом ситуация именно такова, что догматические построения утрачивают свою силу именно на пике скорости роста демографии. Иран - одно из подтверждений тому.
Reply
2. Примерчик из древних времен? Ну это вообще запросто. До появления христианства существовавшие церкви не являлись жесткими социальными организациями, так что обсуждаемая роль им в принципе не была свойственна. Какие институты осуществляли роль отрицательной обратной связи? В терминах Гумилёва, этнический стереотип поведения и социальные структуры, к его поддержанию относящиеся.
В ряде культур церковь, как всеобщий моральный и даже политический авторитет, входит в этот круг, в других - нет.
Потом поподробнее попытаюсь написать с конкретикой, когда дедлайны разгребу.
Reply
2. Нет, времена имеются после римских (в Европе и ближней Азии). Всякие языческие религии действительно играли несколько иную роль, да и структуры у них не было особой, насколько знаю. Ну, так у них и "тормозов не хватило"...
И где это религиозность не была интегрирована со стереотипами поведения во время подъема этногенеза (по Гумилеву, так по Гумилеву, ок))?
3. Успехов с не переступанием "мертвых линий".
Reply
Reply
Reply
Про третью переменную и демографию. Не могу найти ссылку, но весной или в начале лета прошлого года читал статью про демографию. Автор приходит к выводу, что на рождаемость сильнее всего повлияли социальные гарантии. В том смысле, что пока детей рассматривают как гарантии обеспеченной старости (передачи своих дел и т. п.), рождаемость сохраняется высокой. К тому же есть точка зрения, что нынешняя эпоха быстрых изменений - отклонение от нормального развития, случайная флуктуация. Так что тут для меня однозначного ответа нет.
Про ячейки - это такой анархо-синдикалистский проект :)) , когда внутригрупповые связи значат больше, чем прочие вертикали и горизонтали. Причем цель группы - охранять их от вмешательства из вне. В принципе, сценарий вполне возможен в период информационного насыщения. Тут же как с демографией - вполне может быть что бурный рост сменится насыщением
Reply
Если что не понятно, спрашивайте.
Reply
МячОм?.
Reply
Нашел еще четыре опечатки разной степени позорности ;)
Reply
Leave a comment