Матвей Казаков, возможно, не так хорошо известен широкой публике, как Растрелли - автор самых помпезных петербургских дворцов, но в истории Москвы Казаков - один из главных архитекторов (и в каком-то смысле - первый главный). Здание Сената в Кремле, главный дворец в Царицыно, Петровский путевой дворец на Ленинградском шоссе, здания мэрии и университета на Моховой, исторический корпус Первой градской больницы, многие городские усадьбы и даже Бутырка - все это постройки Казакова (правда, некоторые были впоследствии перестроены). А сколько еще не дошло до наших дней (в том числе, из-за пожара 1812 года). В Музее архитектуры сейчас проходит выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва» и один из самых удивительных фактов, которые я там узнал, заключается в том, что...
...Казаков никогда не был за границей. Академиев он также не кончал - правда, учился в школе известного в то время зодчего Ухтомского, а затем стал учеником Василия Баженова, впоследствии приступив к самостоятельной работе. Впрочем, не буду тут подробно пересказывать биографию Казакова. Лучше вкратце расскажу, что можно увидеть на выставке.
В экспозиции представлено огромное количество чертежей и эскизов, выполненных Казаковым, а также макеты и современные компьютерные анимированные реконструкции. Все это добро «разложено» по залам, посвященным разным направлениям и периодам творчества архитектора. На картинке ниже один из фрагментов павильонов на Ходынском поле - «увеселительных строений», которые Казаков с Баженовым спроектировали для торжеств по случаю победы в очередной русско-турецкой войне. Разумеется, весь корабельно-морской антураж - фантазия автора рисунка, но сама архитектурная часть, насколько я понимаю, была реализована и является одним из первых примеров отечественной неоготики.
В этом же стиле построен Петровский путевой дворец у нынешнего стадиона «Динамо» на Ленинградское шоссе - пожалуй, одна из самых заметных построек Казакова в современной Москве.
А это здание Голицынской больницы (ныне Голицынский корпус Первой градской) - одного из первых в стране относительно общедоступных медучреждений. К стыду своему никогда не видел вживую этого здания.
Эскизы дворца в Царицыно - еще одного представителя неоготического направления в творчестве Казакова. Как известно, у дворца была сложная судьба и в наше время его отстроили уже в несколько измененном виде.
Сенат в Московском Кремле - наверное, самая статусная из сохранившихся построек Казакова (и, к сожалению, практически недоступная для осмотра рядовыми гражданами). Эту постройку высоко оценила сама Екатерина II.
Кремль был особенным местом в творчестве Казакова. Сначала он принимал участие в разработке проекта Баженова по созданию нового Большого Кремлевского дворца, а затем разработал и собственный проект перестройки Кремля. Ни то, ни другое не было реализовано, хотя помимо Сената у Казакова было еще несколько построек в Кремле, не дошедших до нашего времени (Малый Николаевский дворец и церковь в Чудовом монастыре).
В кремлевской части выставку очень удачно дополняют макеты баженовского Большого Кремлевского дворца из постоянной экспозиции музея (посетить ее можно по тем же билетам).
Дворец должен был стать воистину гигантским - его проект подразумевал разбор выходящей к Москве-реке кремлевской стены. Собственно, ее и разобрали, но затем восстановили - как раз по проекту Казакова.
На самой выставке макет, по сути, один. Зато какой! Это подмосковная усадьба Петровско-Княжищево (она же - Петровское-Алабино), от которой до наших дней дошли лишь жалкие остатки.
По поводу авторства проекта, правда, существует также мнение, что оно принадлежало Баженову. Но, как говорится в описании макета, фотография впоследствии исчезнувшего закладного камня с именем Матвея Казакова не оставляет сомнений в том, что проект разрабатывал он.
На выставке также можно увидеть образцы мебели того времени.
Этот зал посвящен так называемым архитектурным альбомам Казакова, созданным им на рубеже 18-19 веков в рамках работы над «фасадическим» планом города.
Всего этих альбомов было тринадцать (шесть посвящено партикулярным, то есть частным, строениям и семь - казенным). Этими альбомами Казаков фактически инвентаризировал архитектурный облик Москвы того времени, сформировавшийся в последней трети 18-го столетия (не в последнюю очередь усилиями самого Казакова, который, например, создал новый для города тип дома-дворца). К сожалению, многие зарисованные в этих альбомах здания пали жертвой пожара 1812 года, который, как принято считать, ускорил кончину Казакова (можно представить, каким ударом для него это было!).
Эти альбомы позволили создать компьютерную реконструкцию облика Тверской улицы того времени. Это одна из двух представленных на выставке таких реконструкций - вторая посвящена кремлевским проектам Казакова.
В последнем зале выставки можно увидеть картины, запечатлевшие виды допожарной (не только казаковской) Москвы.
Вот так, например, в то время выглядела Красная площадь и выходящая на нее кремлевская стена. Их разделял заросший Алевизов ров, который давно утратил свое оборонительное значение.
А это вид от кремлевской стены (через реку Неглинную) на казаковское здание Московского университета (после пожара оно получило другой фасад). Согласитесь, место просто не узнать!
Разумеется, показал вам не все, что было на выставке (и даже не все, что сфотографировал). Ничто не заменит живого посещения экспозиции. Желательно с экскурсией (или хотя бы аудиогидом). Выставка продлится до 10 марта, так что время еще есть, но нужно поторопиться. :) Музей архитектуры находится на Воздвиженке, в двух шагах от библиотеки имени Ленина. Расписание работы и сборных экскурсий на сайте
muar.ru. Стоимость входного билета - 300 рублей, аудиогида - столько же.
Мои страницы в
Facebook,
«ВКонтакте» и
InstagramСтраница в Instagram
«Журналист из Зеленограда»Инфопортал Зеленограда - новости города и окрестностей