Местечко Любавичи. Забытый Богом центр мировой религии

Mar 03, 2016 17:13


Бог даже в евреях присутствует неравномерно
Как известно, главная святыня еврейского народа расположена в Иерусалиме. Путь туда далек и не прост. Если вы вдруг захотите посетить Стену Плача, а возможности не совпадают с желаниями, то в смоленской глубинке можно найти не менее значимые святыни еврейского народа. Именно здесь, в местечке Любавичи обучался Торе Шнеур Залман из Ляд. После его смерти Любавичи становятся духовным центром самого массового течения в хасидизме - Хабад-Любавич.


Сейчас село Любавичи Руднянского района Смоленской области влачит традиционное для российской сельской глубинки унылое существование. В селе не осталось ни одного еврея, даже за еврейскими святынями присматривает русский, но оно попрежнему является центром паломничества хасидов всего мира.
Отправимся и мы в этот затерянный на границе с Беларусью уголок.

Из Смоленска по шоссе Москва-Минск мы проскочили развилку на Витебск и Рудню и пока разворачивались перед нашими глазами развернулась сюрреалистическая картина. По обочине одной из лучших автомагистралей России, обгоняемый иномарками, спокойно и с достоинством шел не старый еще человек. Человек был одет в шаровары 50-х годов, телогрейку, подпоясанную видавшим виды ремнем, меховую шапку. С его обликом несколько диссонировали резиновые сапоги, но такие сейчас в магазине уже не купишь. Самое удивительное было в том, что за спиной он нес вязанку хвороста с притороченной к ней пилой. Ну прямо как в сказках братьев Гримм. Хворост конечно был предназначен не для очага, а на корм козам или кроликам.


Вот такой вот человек из прошлого на фоне соременной России превращается в ее символ


Мы еще долго не могли отойти от этой встречи и обсуждали ее до самой Рудни. До сих пор жалею, что не взял у него интервью.
Дорожная развязка у Рудни


Милые соломенные скульптуры местных жителей приветствуют нас


Районный центр Рудня встретил нас разбитым в хлам асфальтом и видами, ничем не отличающимися от какого-нибудь заштатного села на Волыни. Только дома более серые, бедные, а машины наоборот побогаче и практически не видно живности.
Кстати, в Рудне я проушехлопил памятник "Катюше" (БМ-13). замечателен он тем, что при реставрации 80-х годов выяснилось, что снаряды на нем боевые.


Здесь так же в ходу гужевой транспорт. Бензин нынче дорог


Еще один хороший символ современной России. Водитель кобылы в куртке от нефтяного монополиста Роснефти


Весна вступает в свои права. Уже вовсю поют жаворонки


Перед Любавичами пересекаем по мосту реку Березину и въезжаем в село с севера


На Т-образном перекрестке останавливаемся у указателя и аншлага с изображением небесной повозки и пожаланиями добра. Надписи сделаны на трех языках: иврите, английском и русском. За забором Двор Любавических ребе


Спрашиваю у первых встречных, как проехать к местным достопримечательностям и узнаю про магического Анатолия, который может нам все показать


Разглядываю картину. Любавическая вариация картины Залмана Клеймана "Хасиды едут к своему ребе"


Минуем Двор Любавических ребе и едем разыскивать Анатолия. В центре села сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построенная в середине XVIII века как униатский храм в стиле виленского барокко, вскоре была перестроена в православную.


Боковые нефы старого храма были расширены, и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с двумя башнями на западном фасаде мало похожа на провославную церковь. В отличии от оборонных храмов белорусской готики в эпоху барокко башни утратили свое функциональное назначение и стили неотъемлемой частью композиции фасада. Здесь концентрировалась декоративная пластика. Оба яруса башен в храме Любавичах представляют собой четверики с вогнутыми гранями. Завершают башни глухие барабанчики со шлемами и шпилями. Пластику фасада создают и разнообразной формы ниши. Успенская церковь в Любавичах выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм.


Описывая данный храм, нельзя не упомянуть о снаряде, который во времена Великой Отечественной войны попал в стену церкви и не разорвался. Он так и находится в стене до настоящего времени. Внутреннее убранство храма отличается своей скромностью и аскетизмом. Иконостас для церкви был привезён из монастыря Авраамия Смоленского. В верхней части иконостаса находится большая икона «Коронование Божией Матери». В храме есть древние иконы Николая Чудотворца, Божией Матери и других святых.
Источник
Как я понял, сейчас служба в храме не ведется


Заброшенный универсальный магазин в центре села наводит тоску


Напротив маленький магазинчик в котором берем легкий перекус и быстро обедаем прямо в машине


Заброшенное здание поселкового клуба с бюстом Героя России капитана И.А.Флерова - командира экспериментальной батареи реактивных минометов БМ-13 - "Катюша", сделавшей свои первые залпы по врагу в июле 1941 под Рудней


Памятник "сынам и дочерям к-за", погибшим в великой Отечественной войне


Едем по залитыми талыми водами улицам Любавичейм. Посереди затопленного огорода высятся две поленницы в "канадском" стиле


Находим Анатолия - хранителя еврейского наследия Любавичей. "Ни разу не еврей" Анатоли строго спросил нас, - какое отношение мы имеем к еврейству? Я быстро вспомнил свою бабушку по фамилии Андреевская и добавил, что беларусы почти все евреи. Проверку мы прошли и после небольших переговоров отправляемся вместе с Анатолием во Двор династии Шнеерсонов - Любавичских ребе.
Хасиди́зм - религиозное течение в иудаизме. В первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.
Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Бешта (1698-1760) - каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в местечке Меджибож. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм.
После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей. Исторически течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника). Свое название они, как правило, получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе.
Хотя движение Хабад Любавичи основал ребе Шнеур Залман из Ляд, только его сын и преемник, ребе Дов Бер, переехал в Любавичи. Рребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой ребе из Любавичей, описывает в своих «мемуарах» историю местечка, развития в нем еврейской общины, связи её с хасидизмом и «скрытых цадиках», живших там.
Любавическими ребе была собрана огромная библиотека (Библиотека Шнеерсона), часть которой в годы Первой мировой войны была переправлена в Москву, в Румянцевский музей (сейчас Российская государственная библиотека). Большая часть книг, однако, находится в нынешнем центре любавического хасидизма, в Нью-Йорке.



Цадик - в иудаизме и особенно в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога. Изначально цадикам не отводилась особая роль в религиозной иерархии. Ими могли быть обычные люди, которые соблюдали заповеди Торы. При этом цадик не мог быть неграмотным или неучем в вопросах религии (не знающий Торы цадик - нонсенс). Согласно легендам цадику нельзя было причинить вред, ибо он находился под непосредственным покровительством Бога. Цадик также как бы освящал ту землю, в которой жил, посему цадик служил талисманом места, отвращая от города наказание Бога.
В хасидизме цадики превращаются в духовных лидеров (ребе), к которым идут за советом, у которых просят молитв и благословения. Хасид был обязан посещать цадика в определенные дни, в первую очередь - во время праздников и десяти дней покаяния, а также иногда по субботам. Целую концепцию цадикизма разработал Элимелех из Лежайска. Предполагалось, что раввин должен быть цадиком, а цадик раввином. В отличие от христианских монахов и аскетов, цадики жили в миру (хотя нередко и странствовали) и обзаводились семьями. Они даже основывали целые династии, а после их смерти их могилы становились местами паломничества.
Любавические хасиды или Хабад является наиболее крупным течением хасидизма нашего времени. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины Хабада существуют в США и Израиле. Более 5000 посланников Хабада проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей Хабада можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Династия любавических ребе была прервана после смерти последнего ребе Менахем-Мендла Шнеерсона в 1994 году.
Источник

Тяжелый удар хасидизму был нанесен во время катастрофы европейского еврейства. Многие общины были полностью уничтожены нацистами, а бывшие еврейские местечки полностью утратили еврейское население и культуру.
Исторические постройки двора Любавических ребе были уничтожены в период немецкой оккупации. То здание, что мы видим сейчас, восстановлено в конце 90-х годов прошлого века на средства Хабад-Любавич. Строил его Анатолий с бригадой сельчан. Получился простой русский дом с несколько диссонирующим крыльцом с каменной лестницей. Говорят, раньше двор располагался чуть в стороне. Восстановить его на старом месте не получилось, сделали там где отвели участок. Сейчас это и музей, и синагога и паломнический центр. В праздники паломники могут найти здесь аскетичный ночлег, хотя большинство предпочитает оставаться на ночлег в гостиницах Смоленска или Витебска.


Двор Шнеерсонов существовал с 1813 по 1915 годы. Сто два года и два месяца Любавичи были резиденцией четырех поколений любавичских ребе.
Первым здесь учредил свою резиденцию «Средний ребе», или «Миттелер ребе» еще в 1813 году. «Средний ребе» был одним из трех сыновей основателя Хабада ребе Шнеура­ Залмана, которого звали «Алтер ребе», или «Старый ребе». Шнеур­Залман вторую половину своей жизни прожил в Лядах - местечке, находящемся недалеко от Любавичей. В Лядах была написана его знаменитая книга «Танья», где сформулированы основные постулаты религиозно­мистического учения Хабад. «Алтер Ребе» во время войны с Наполеоном поддержал российскую армию, призвал своих сторонников помогать русским войскам и в обозе генерала Неверовского уехал от наступающих французов. Он умер в 1812 году в Курской губернии. После его смерти движение возглавил «Средний ребе».
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда евреев повсеместно царское правительство выселяло из прифронтовой полосы, обвиняя в тотальном шпионаже и пытаясь сделать виноватыми за неудачи русской армии, Двор Пятого Любавичского Ребе съехал из Любавичей.
Проходим внутрь дома. Главная зала. В кадр не попала огромная карта мира, на которой отмечены общины Хабад Любавича и места где служат его посланники


Как я понял, с этого места ребе общался с прихожанами


Так выглядели Любавичи в 1898 году


Здесь можно рассмотреть детали. Художник достаточно вольно передал свое представление о Любавичах в то время. Православная церковь узнается с трудом. На тот период времени в Любавичах было 5 синагог, а из 382 домов 238 принадлежало евреям


Седьмой Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон


В гостях у Алтер Ребе


Фотографии тех, кто когда-то учился в Любавической иешиве


Символическое изображение Любавичей в лубочном стиле


Покидаем музей, а хранитель ключей Анатолий запирает двери до следующих гостей. После открытия двора в 2000-е годы сюда приезжали сотни хасидов из одной только Америки, а сейчас поток паломников резко пошел на спад. Надежды Любавичей на развитие паломнического туризма не оправдались, те кто приезжают, стараются здесь не оставаться на ночлег и бывают одним днем.


Колодец-журавль на территории


Выходим за пределы двора и сразу спускаемся в Березине


Делаем несколько кадров. Лестница ведет к микве - месту для омовений


Мост через Березину


Отправляемся с Анатолием к следующему месту нашего паломничества за южной окраиной села


Мир, унесенный холокостом
Любавичи это не только место радости и печали, но и место скорби.
21 июля 1941 года Любавичи были оккупированы Вермахтом. 27 сентября в Любавичах было создано еврейское гетто, куда были согнаны не успевшие или не захотевшие эвакуироваться. 4 ноября все еврейское население Любавичей в количестве 483 человека было расстреляно на южной окраине села рядом со скотобойней. 10 октября 1943 года в Любавичах работала комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов. Захоронение было эксгумировано, останки, как тогда было принято, после осмотра закопаны на том же самом месте.
В 2011 году на месте захоронения был создан мемориал, а чуть позже на пути к мемориалу создана Аллея праведников народов Мира Смоленской области


Праведник народов Мира - почётное звание присваиваемое Израильским институтом Катастрофы и героизма национального мемориала Холокоста и Героизма «Яд ва-Шем».
Согласно израильскому Закону о Памяти Холокоста, данное звание присуждается неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью. На 1 января 2016 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 119 человек из 51 страны.
Как пишет швейцарский историк Франсуа Визард, рассмотрение Холокоста часто ограничивается противопоставлением палачей и жертв. Однако существовала третья группа лиц, чья деятельность имела важное значение: те, кто спасал преследуемых и помогал им. При этом они составляли небольшую долю от равнодушного к трагедии большинства.
Помощь евреям требовала большого мужества и самопожертвования. Нацисты угрожали смертью любому, кто укрывал евреев. Цена, которую пришлось заплатить многим спасителям, отличалась в разных странах. В Восточной Европе немцы убивали не только человека, который укрывал евреев, но также всю его семью. В Западной Европе репрессии были не такими жёсткими, однако и там многие праведники были убиты или погибли в концлагерях.
Источник




Пройдя по Алле Праведников народов Мира мы подходим к мемориалу












В углу могильной ограды заботливо сохранена пирамидка со звездой - послевоенный памятник на захоронении


Сваи с выбоинами символизируют жертв Холокоста



Продолжение репортажа о Доме Шнеерсона, могилах цадиков и еврейском кладбище смотрите здесь

Часть информации причерпнуто здесь

Музеи, Смоленская область, Иудаизм, Памятники, Захоронения, Храмы, Холокост

Previous post Next post
Up