Поселок Сокол. Часть 13. Художник Герасимов А.М. и его дом на ул. Левитана.

Apr 02, 2017 11:44

      Поселок Сокол. Часть 13. Художник Герасимов А.М. и его дом на ул. Левитана.
   Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12.

Дом №6А. Дом-мастерскую для художника А.М. Герасимова построили в 1937 г. на месте сквера, через который был проход на ул. Венецианова. Участок под строительство выделили по ходатайству наркома обороны К.Е. Ворошилова (с ним художник был знаком еще с 1927 г., когда писал его портрет, и  дружил всю жизнь), а поселиться в поселке Герасимову предложил председатель Правления "Всекохудожник" В.Ф. Сахаров, который одновременно был и председателем Правления кооператива "Сокол".
   Как утверждается в некоторых источниках, коттедж был построен по проекту самого художника (?).
                                Ул. Левитана, дом 6А.  Вот так в годы моего детства выглядел этот домик.
                           

Правда, его авторство у меня вызывает сомнение, сам он утверждал - ""Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове (сейчас г. Мичуринск) в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи".
                           Мичуриснкий драматический театр, построенный в 1913 г. по проекту Герасимова А.М.
                          

Народный художник СССР,  лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.) личность яркая и неоднозначная. Талантливый художник, человек разносторонних увлечений, друживший со многими выдающимися людьми своего времени, в т.ч. и с властью, вызывал у современников противоречивые чувства, одни его ненавидили, другие завидовали, третьи любили.
                                             Художник Герасимов Александр Михайлович. Автопортрет.
                                                          

Сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что Герасимов - человек-глыба, сделавший сам себя, добившийся карьерных высот, оставивший на своих полотнах с одной стороны летопись эпохи в монументальных полотнах и портетах своих современников, а с другой стороны тонкие и лирические пейзажи и натюрморты. Однако, чем больше я всматриваюсь в работы художника и читаю воспоминаний о нем, меня не оставляет чувство двойственности, как будто речь идет о двух разных людях.
    О нем, написано достаточно много статей и книг и каждый желающий сможет с ними ознакомиться. Я же коротко упомяну о начальном периоде его биографии и в основном раскажу о периоде его проживания в поселке и о его семье.
    Александр Михайлович родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.                                      
                                                                        Герасимов А.М. в юности.
                                                           

Возможно, юный Александр и пошел бы по стопам отца, но помог случай. В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу, которую юный Александр стал посещать. Вот он-то увидев работы мальчика и посоветовал ему учиться дальше.
   Герасимов едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками становятся такие выдающиеся художники как В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов, А.М.Корин, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак и мн. др.
   В училище Александр Михайлович занимался с 1903 - по 1915 гг. После его окончания, в 1915 г., он был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918 - 1925 гг., жил и работал в Козлове. Здесь он женился и в 1918 г. у него родилась дочь Галина.
   Вместе с семьей Герасимов в 1925 г. переселяется в Москву. Сначала все складывалось очень не просто, первые годы он вынужден был перебиваться случайными заработками. Однако, вскоре, чувствуя конъюктуру, Герасимов начинает писать  картины "на потребу дня", часть по собственной инициативе, часть по заказу, среди них такие как "Портрет К.Е. Ворошилова" - 1927 г. (благодаря этому знакомству в дальнейшем А.М. добился многого); "Ленин на трибуне" - 1929 -1930 гг.; "Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде" - 1931 г.; "Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года"  и др.
                                                            Герасимов А.М. "Портрет К.Е. Ворошилова"
                                                           

Своего жилья в городе Герасимов не имел, не говоря уже о мастерской. Сначала он жил на Волхонке в помещении правления Ассоциации художников революционной России, куда он вступил. Затем соорудили для него времянку, типа большого сарая, на Балтийской улице при Изофабрике, где находился "Всекохудожник" ( см. здесь),  Здесь он, в 1935 г., и написал по заказу Ворошилова свою картину "Первая конная армия". Годом позже, в 1937 г. это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.
    В этом же году он переселяется в свой дом в поселке Сокол. Вот как описывает этот дом, один из его гостей, писатель Иван Шевцов, правда, посетивший его уже в 1960-е годы - "...прибыли на улицу Левитана к небольшому и неприметному, скромному особняку в два этажа, напоминающему загородную дачу. Таким мне показался частный дом президента Академии художеств. Он делился на две половины.


Первая, так сказать, парадная в два этажа была обиталищем жены и дочери художника, а также "нахлебников" - сестры жены и ее мужа. Вторую половину дома занимала просторная, высотой в два этажа мастерская. Она поразила меня какой-то безалаберностью, преднамеренной неухоженностью, нарочитой простотой и беспорядком. Особенно удивляла спальня хозяина, отгороженный холстом угол. В ней деревянный жесткий диван, покрытый тюфяком, одеяло, подушка, у ног медвежья шкура. Очевидно, поэтому знакомые и друзья называли спальню "медвежьим углом". В стене вколочены гвозди, на которых висят выходные и повседневные костюмы хозяина, то есть весь его гардероб. В мастерской многопудовая хрустальная люстра, мольберты, краски, и штабеля картин и этюдов...". Фото  мастерскаой 1940-х годов.
                   

Здесь, на Соколе, в 1937 г. художник создает большое полотно "Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе". На картине более сорока фигур. "Я работал над ней, - рассказывал художник, - с большим подъемом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации".


Когда Александр Михайлович писал картину, к нему на сеансы по три, четыре, пять раз приезжали выдающиеся современники: Г.К. Орджоникидзе, академик Губкин, архитектор Веснин и многие другие. Во время работы Герасимов с каждым из них беседовал, проникал в образ, сживался с ним. Но это было время репрессий. Герасимов вспоминал - "К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же". Не лучше была и атмосфера и в поселке на Соколе, посадки следовали одна за другой.
    В интернете встречается информация, что с жителями Сокола у него отношения не сложились, не знаю насколько она достоверна, но даже если это и так, то можно предположить, что тот парадный блеск, который был изображен на полотнах Герасимова в это трудное время, далеко не всем нравился.
    О таком Герасимове писали "Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, сочная манера письма - все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали". Отсюда становится понятным, почему в его мастерской делили углы худож­ники, которых он приютил: И.Г. Антро­пов и Н.А. Денисовский, а позднее и его ученики.
    Вряд ли такие картины приносили удовлетворение художнику. В то же время Александр Михайлович пишет совсем другие произведения. Видимо, здесь на Соколе написана картина "Песня скворца" (предполагаю дом слева - №3 по ул. Венецианова, а вдали домики на ул. Сурикова).
                                                       Герасимов А.М. "Песня скворца". 1938 г.
                          

Отводит он душу и в многочисленных натюрмортах с изображением цветов.
                                                           Полдень. Тёплый дождь. 1939 г.
                                                      

Впрочем, такие натюрморты он писал всю жизнь. "Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений..." - вспоминал художник.
                                                     Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е г.
                                                     

В том же, 1938 г., он пишет и картину "Деревенская баня" (ссылку не даю, т.к.  ЖЖ выставляет особые условия для размещения обнаженной натуры, но кто захочет без труда найдет картину в интернете). Эта картина была написана в бане самого Герасимова, которую он построил на своем участке в поселке Сокол. Для создания картины он пригласил сразу нескольких натурщиц.
    Предположительно, второе строение слева и есть эта баня, обратите внимание на окошки, прописанные на картине.  

   Писатель Иван Швецов писал - "...на меня сильное впечатление произвела его большого размера картина "Русская баня" (точное назв. "Деревенская баня"). В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписаных с очаровательным блеском, где каждая фигура - это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника".                    
    Еще одной отдушиной для Александра Михайловича было написание портретов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе" - вспоминал А.М.Герасимов.
                                             Герасимов А.М. "Портрет балерины О.В.Лепешинской"
                          

Всем известен его "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939 г.). Вот как она сама об этом вспоминала - "На первый сеанс, - вспоминала Лепешинская, - я летела, как на крыльях. К тому же меня восхищала чарующая красота Сокола: цвели сады, благоухали розы, их аромат кружил мне голову. Я подружилась с женой художника Лидией Николаевной и особенно близко - с их дочерью Галиной, тоже художницей. После сеанса все вместе мы пили чай в саду. Герасимов был чрезвычайно интересным собеседником, он очень много знал. У нас с ним сложились общие взгляды на искусство. Словом, в гостеприимной семье Герасимовых я проводила лучшие часы моей жизни...". Среди работ этого периода портреты артистов МХАТа А.Тарасовой, И.Москвина, пианиста А.Гедике и др.
                                                     Герасимов А.М. "Портрет А.К. Тарасовой"
                          

Портрет народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина. 1940 г.
                                                      

В тяжелые дни 1941-го Герасимов создал "Окна ТАСС", занимался эвакуацией художников и их семей. Сам он вместе с семьей пережил пять бомбежек и только по настоятельному требованию военного времени эвакуировался. Но его кипучая натура требовала действия и уже 1 мая 1942 г. он возвращается. Герасимов с семьей пролетел на "Дугласе" над крышей своего дома и приземлился на Ходынском поле. А дом был занят воинской частью, даже пушку солдаты в него втащили (дом был опорным пунктом баррикады, тянувшейся через весь поселок). Семье пришлось более двух месяцев жить у художника Бялыницкого-Бирули в Воротниковском переулке. Дом в Соколе нуждался в основательном ремонте. Водяное отопление в нем было выведено из строя, печь установили прямо в мастерской. Так и жили всю войну.
    При этом Герасимов не перестает работать, в феврале 1943 г. он пишет большое полотно "Гимн Октябрю", освещает важные мировые события "Тегеранская конференция трех великих держав" - 1944 1945 гг. и др. Продолжает писать и портреты, среди них портреты В.И. Немировича-Данченко и  академика-литературоведа М.Б. Храпченко, "Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н." - 1944 г.; В 1945 г. Александр Михайлович написал портрет известного тенора Большого театра Н.С. Ханаева, который был частым гостем на Соколе.
    Множество портреов он напишет и после войны, портрет Самуила Маршака, Рины Зеленой, балерины Софьи Головкиной, "Портрет старейших советских архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М. Иофан, А.Г. Мордвинов, СГ. Чернышев, Д.Н. Чечулин) - 1958 г. и др., продолжал Герасимов писать и портреты политических деятелей, военных, ученых, всего около  трехсот таких работ было создано им.
                         Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947 г.
                          

Среди портретов художника был и портрет его жены. Лидия Николаевна (1887 - 1977 гг.), была интересным человеком. В Саратове она училась вместе с дочерьми Столыпина. В Гражданскую войну Лидия Николаевна работала в штабе Южного фронта в Козлове, где ей приходилось по службе встречаться с Троцким. Поселившись в Соколе, она занялась домом и садом. Лидия Николаевна обладала тонким художественным вкусом. Скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме были вышиты ее руками.
                                                  Портрет жены художника Лидии Николаевны Герасимовой.
                                                            

Но музой Александра Михайловича была совсем другая женщина - .художник-декоратор Виллер Наталья Бернардовна. Художник часто бывал у нее гостях. Ее дочь Э. Мандалян пишет - "Познакомились они еще во время войны, когда мама работала художником в Окнах ТАСС, куда Герасимов наведывался по долгу службы. А для Герасимова она была другом и своего рода музой практически до самой его смерти ...".  И далее - "Только жены Герасимова (в гостях у Виллер) мы ни разу не видели. (Мама говорила, что его жена страдала каким-то психическим расстройством и он с нею не мог показываться на людях. На всякие официальные и неофициальные приемы, включая ЦДРИ, в гости и на банкеты, он предпочитал брать с собой мою маму)".
                                                         Портрет  Виллер Натальи Бернардовны. 1947 г.
                                                           

Дочь Герасимовых, Галина Александровна (1918 - 1979 гг.), пошла по стопам отца. С 1942 г. - она член Московского товарищества художников. Галина Александровна писала пейзажи, натюрморты с изображением цветов, как и ее отец. С неповторимым изяществом и тонкой поэтической звонкостью создавала она полотна цветущей сирени. Это сблизило ее с известным селекционером сирени Колесниковым.
                                                          Герасимов А.М. Портрет дочери. 1951 г.
                            

Карьера Герасимова продолжает идти в гору, в 1943 г . он получает звание "Народный художник СССР", в 1947 г. становится первым президентом Академии художеств СССР, в 1951 г. доктором искусствоведения.
    Одним из самых значительных грехов Герасимова, в этот период считается, закрытие музея Нового Западного искусства, состоящий в основе своей из двух коллекций московских купцов С.И. Щукина и Морозова И.А. Вот как пишет об этом в книге "Московские коллекционеры" Н. Семенова - "Самым яростным музеененавистником был А. М. Герасимов. Идея использовать здание ГМНЗИ в качестве помещения для московской штаб-квартиры Академии художеств СССР принадлежала именно ему. Герасимов ненавидел музей физически. Ненавидел даже тогда, когда ГМНЗИ ликвидировали, а он сделался хозяином морозовского кабинета. Рассказывают, что в сердцах президент Академии художеств грозился даже повесить того, кто осмелится выставить Пикассо". Права Семенова или нет судить не берусь, времена были не простые. Напомню только - шла кампания против "космополитизма" и  Постановление Совета министров от 6 марта 1948 г. о ликвидации музея как "рассадника низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой" подписал лично тов. Сталин.
   В послевоенный период Герасимов продолжает работать в разных жанрах. В 50-е годы создает серию иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", создает серию путевых рисунков, написанных в разных городах мира, пишет виды Москвы, а также множество натюрмортов с изображением цветов. В 1955 г. пишет  яркие, взрывные, динамичные "Половецкие пляски" (на сюжет из оперы Бородина "Князь Игорь").  Об этой картине писали - "Буйные краски "осени патриарха" - словно попытка отдать высокому искусству всё, что накопилось за долгие годы работы над заказами партии и правительства". Сам автор писал об этой работе: "Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались. как драгоценные камни...".
                                                                Герасимов А.М. "Половецкие пляски"


Александр Герасимов притягивал к себе людей, всегда был окружен друзьями. Общение с ним радовало и обогащало.
    Еще в юности Герасимов открыл для себя западную литературу, увлекся ею и задался целью самостоятельно выучить французский, английский и немецкий, чтобы читать европейских классиков. "В подлинниках я прочел, - рассказывал Герасимов, - Золя, Мопассана, Альфонса Доде, Поля Бурже, Марселя Прево, Пьера Леру, мемуары Тьера "Империя и консульство" и вообще много книг о Наполеоне; по-немецки - Густава Фрейтага, Шиллера; по-английски - Чарльза Диккенса, Вальтера Скотта, но не смог одолеть Шекспира". Александр Михайлович любил поэзию, слушал стихи с нескрываемым волнением, много знал, поэтому в его мастерской всегда было много народу: художники, писатели, уче­ные, артисты, дипломаты, посол США М.А. Гарриман бывал много раз, приезжали послы Италии, Судана, Монголии, Чехословакии, Аргентины, Мексики. Перечислить всех гостей этого дома невозможно, кроме уже упомянутых здесь бывал маршал Толбухин, скульптор Вучечич, писатель Гладков и многие, многие другие.
      После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться, постепенно он был снят со всех постов. Кроме того, Хрущев приказал снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники. От опального президента отшатнулись многие бывшие приближенные, и это сильнее всего угнетало старого художника. Круг друзей и знакомых резко сузился. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее. Герасимов А.М. умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
     Закончу я рассказ о художнике словами писателя И. Швецова -  "…В сложное время жил и творил Александр Михайлович Герасимов. Он прожил долгую и прекрасную жизнь, этот мудрый, мужиковатый, самобытный и очень одаренный человек, познал стремительные взлеты к вершинам власти и мягкое падение, испытал преданность друзей и предательство лицемеров. Время - строгий и беспристрастный судья. Оно смывает все пакостное, второстепенное и обнажает главное в художнике - его творение. Герасимов своим могучим талантом живописца отобразил для потомства свою эпоху, глядя на нее с позиции художника-реалиста и страстного патриота России".
   Дом на Соколе художника А.М. Герасимова, в котором побывало так много знаменитых людей,  сохранился, правда, сейчас он перекрашен в ядовитый салатовый цвет. Кому он принадлежит в наше время я не знаю.


Поселок художников на Соколе. Часть 14. Улица Левитана (окончание).

Поселок художников на Соколе. Оглавление.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник; http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=576 ; https://www.chayka.org/node/7041http://www.e-reading.club/chapter.php/142593/0/Shevcov_-_Sokoly.html ; https://s-t-o-l.com/kultura/dva-vozhdya-posle-dozhdya/ и др.

старая Москва, архитектура, поселок художников, портрет, Сокол, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up