Введение;
Глава 1 (
с дополнением),
Глава 2 Ч.1,
Ч.2 Покорение Магриба
"Ещё в середине Х1Х века население Магриба, исключая города-государства побережья, понятия не имело что они арабы и мусульмане."
С этнической точки зрения основным населением Магриба были разрозненные кланы местных бедуин, которые позднее для простоты понимания собрали в две кучи "берберов" и "туарегов" и общин колонизаторов и торговцев- евреев, "греков", арабов, и более поздних волн итальянцев, французов, испанцев англичан. В ходе борьбы с европейскими колонизаторами, подавляющая часть местного населения стала идентифицировать себя арабами вплоть до попыток создания единого государства.
Пока работал над этим материалом не покидала мысль, что именно Каир времён династии и Насера был основным вдохновителем для историков написавших тонны книг о Великих арабских завоеваниях, ведь это именно Египет имел амбиции и ресурсы для создания государства в подобных границах и запилили бы, не навези евросы с пиндосами всяких отмороженных на соседний участок, да не подбивающих разных "полковников" самих посверхдержавить.
Идеи ислама проникали с караванами , но широкого распостранения не находили, очаги ранних проникновений видны и сегодня - это небольшие островки-общины масхабов шиитов (приходили с персами), шафиитов (приходили с арабами) и ханафитов (с османами). Религия, в современном понимании отсутствовала, в ходу были более простые культы и обряды. Местами присутствовали христианство и иудаизм.
Процессами исламизации и арабизации дирижировали из Каира. Рассмотрим наиболее яркие примеры.
Алжир
Самоидентификация алжирцев как арабов
происходила на волне арабского национализма начала XX века. Исламизация страны произошла тогда же, вместе с борьбой за независимость. А так типа французы препятствовали развитию ислама но почему же тогда Алжир католическим не стал?. Центральной фигурой исламизации страны стал этнический бербер
Абд аль Хамин Бен Бадис. После учёбы в Тунисе он отправился в хадж в Медине он познакомился со своим земляком очень талантливым богословом, получившем образование (ну где-где!?) в Каире и убеждённым панарабистом Мохамедом Эль-Башири Ибрахими а также разработчиком программы исламизации Алжира. После поездок в Египет и Сирию, вплоть до участия в национально-освободительном движении и депортации османским правительством вернулся на родину. Стал преподавать в одной из мечетей Константины арабский язык, богословие, историю и литературу, причём его занятия были открыты и для женщин и детей, проповедовал очищение ислама от суеверий и фетишизма. Вместе с мединским другом открыл журнал "Аш-Шихаб" где публиковали статьи на религиозные и политические темы. В 1931 году учредил "Ассоциацию алжирских мусульманских улемов".
Помимо борьбы с отклонениями в правильной практике ислама, Бен Бадис и его соратники стремились спасти алжирскую культуру от затмения французскими ценностями и моралью. Бадис и другие исламские ученые сопротивлялись подавлению алжирских патриотов; работая журналистом в те годы, он регулярно осуждал фашистскую пропаганду и антисемитские интриги французских оккупантов.
Скончался в 1940 году в родной Константине на похоронах присутствовали свыше 20000 человек, похороны переросли в гуманитарную демонстрацию. Дальше уже работали его соратники и последователи. Результатом трудов стали появление новой национальности- алжирцы, исламизация населения до 98% и
геноцид собственного нац меньшинства, внезапно появившегося при обретении независимости, франкоалжирцев и алжирских евреев (хотя последние прав на Алжир имели больше всех).
Ливия и Тунис
Процессы арабизации и исламизации населения связаны с личностью первого короля
Мухаммада ибн Али ас-Сануси: вёл своё происхождение от
Али ибн Абу Талиба, родился в 1787 на территории Алжира, отучился в Марокко, в в 1824 приехал учиться в Каир в
университете Аль-Азхар, древнейшем в Африке, расположенном в цитаделе Каира, там как раз в это время приглашённые Мухаммедом Али иностранцы во всю свою деятельность развернули, затем поселился в Мекке., где основал в 1837
дервишский орден Санусия, основной целью которого было очищение ислама от скверны фетишизма и идолопоклонничества. Не мог попасть на территорию оккупированного французами Алжира и осел в 1843 Керинаике, откуда начал распространять идеи ислама и панарабизма на территории современных Ливии и Туниса. Политику тариката продолжала его
династия, идеи хорошо приживались в Центральной и Северной Африке, в частности в Чаде и Судане. Пиком стала карьера его
Король Идрис
внука
Мухаммеда Идриса ас-Сануси. Парень с детства воевал со всеми иностранцами в пределах видимости, затем со всеми научился договариваться. В 1923 эмигрировал в Египет, в 1940 создал из проживающих в Египте ливийцев сформировал военные подразделения, освобождавшие Ливию от немецко-итальянских оккупантов. Его умелая политика лавирования между европейскими державами позволила собрать разобщённые, часто враждующие между собой и не признающие никаких авторитетов, кроме собственных вождей местные кланы и отдельные сферы влияния европейских стран, опасавшиеся сильной местной власти, в Объединённое Королевство Ливия и стал его монархом. На самом деле он провёл очень колоссальную работу, так как был не нужен никому, ни местным ни пришлым, но сумел договориться со всеми. На троне стал проводить политику консолидации населения страны и создания нации ливийцев, опираясь на идеологию основанного дедом тариката. И вполне возможно, правил бы себе долго и счастливо,но найденная в стране нефть повысила ставки и интерес внешних сил. В 1969 году, находясь на лечении в Турции,
был свергнут группой ливийских военных
насеритского толка "Союз офицеров" во главе с Муаммаром Каддафи, после свержения эмигрировал в Египет, скончался в 1983 в одной из больниц Каира.
В Джемахирии на первых этапах продолжали политику панарабизма, даже пытались запилить единое с Египтом (Суданом, Сирией и др)
государство и с Алжиром и умеренной исламизации, Каддафи после прихода к власти выселил из страны всех итальянцев-католиков и евреев.
Вообще бедуины Северной Африки народ были простой, поэтому и ислам им нужен был простой и спокойный. Так к примеру шариат в странах Магриба
регулирует только вопросы семейного права, а Тунис и вовсе- светское государство, где употребление вина или финиковой водки никак не противоречит нормам местного ислама. Всё стало сложнее с началом добычи энергоносителей. К жителям Северной Африки всё больше стали обращать внимания исламские организации более агрессивного настроя, но это уже совсем другая история.....
Конец Главы.
продолжение следует...