Ультра шиизм ч.4 Исмаилиты

Jul 05, 2020 15:02


Ультра шиизм. Ч1. О славном Имаме...   Ультра шиизм. Ч2. Ультра шиизм ч.3

Подписывайтесь:

Горизонт события

vk.com


https://t.me/gorsob

В энциклопедических статьях говорится, что исмаиилиты -это совокупность шиитских течений не принявших....



исмаилиты Памира



Мне видится немного другая картина, это совокупность шиитских течений не попавших под влияние идей зацементировавших в XX в. отдельные учения в догмы шиитов-двунадесятников, в общем не принявших призыв из Наджафа во второй половине прошлого столетия. Именно поэтому исмаилизм распространён в Индии, Пакистане, Афганистане, Средней Азии и Йемене и Магрибе (ну сегодня ещё и Европа и Северная Америка).

Название происходит будто бы от очередного легендарного персонажа по имени Исмаил, имя же Исмаил переводится, как «слышать Бога», вот и возникает вопрос может и имя движения значит просто «слышащие Бога».

В общем если на пальцах. Я выше уже упоминал, что среди крайних шиитов присутствовали толки обожествлявшие Джафара ас-Садыка, теперь немного поподробнее. После смерти шестого непорочного имама, право на имамат перешло к его сыну Мусе аль-Казиму (помните праведника замученного в застенках «по приказу» Харуна? вокруг его могилы в Багададе воздвигнут храмовый комплекс- объект паломничества шиитов). На основе этой концепции в итоге и было окончательно  утверждено доминирующую в среде шиитов учение имамитов (они же джафариты, они же двунадесятники). Но с этим согласились не все, я не могу утверждать, что произошло в реальной жизни, но в написанной истории смерть Джафара вызвала очень сильный резонанс, последователи разделились:

- часть паствы решила, что Джафар был последним непорочным имамом и он не умер, а произвёл сокрытие (как имам Махди, его более поздний потомок) и стала ожидать его пришествия, встречаются под именем нуваситы;

- часть посчитала, что право на имамат должно было перейти не к Мусе аль-Казиму, а к старшему сыну Джафара Исмаилу (там версии разные то Исмаил был отстранён от наследства, то просто умер ещё при жизни отца) и далее старший сын Исмаила- Мухаммед.

На базе этих двух концепций (имели место быть и другие, например считавшие, что имамом должен стать Абдуллах ибн-Афтах, но широкого распространения их идеи не получили) и была позднее сформирована идеология современного исмаилизма. Но это не картина маслом: исмаиилитам, как и всем крайним шиитам присуще наличие изотерических тайных знаний, так они считают, что Бог периодически воплощал свою сущность в людях- Пророках, и каждому Пророку соответствовал «Молчальник»- который мог растолковать правильно проповеди Пророка, при Иисусе молчальником был Пётр, при Мухаммпеде- Али, при Моисее- Аарон. Всего миру должны явиться семь Пророков, а между ними править семь имамов. последний седьмой имам и Пророк- это Мухаммед ибн Исмаил (в случае с Пророком его возвращение из сокрытия). Но у различных течений интерпритации сильно разнятся.

Исмаилиты исповедуют неограниченную свободу воли и отказ от детерминизма.

Фатимидский халифат

«Исмаилизм» был, согласно официальной истории, «государственной религией» «Фатимидского халифата», всё взял в ковычки, так как имею подозрение, что исмаилизм был немного не тем, Фатимиды были не полноправным государством на обозначенных территориях, а кланом мамлюков сосуществовавшим с другими коллегами. Условно их можно назвать каирскими, так как именно один из лидеров фатимидов Джахар то ли ас-Сакали (сицилиец), то ли ар-Руми (римлянин) основал на месте селения Фустат город Каир.  город начался с мечети аль-Азхар штаб-квартира исмамлитов, где подготавливались дервиши и улемы, разрабатывались доктрины вероучения.



мечеть аль-Азхар

То что, основал Каир римлянин, нисколько не ошибка и не совпадение. История движения Фатимидов начинается в Тунисе, с восстания берберского племени под предводительством проповедника Абу Абдаллаха, впоследствии он передал власть некому Убайдаллаху аль-Хусейну заявившему, что он потомок того самого Исмаила ибн Джафара, следовательно алид (ну и фатимид) и объявленному Махди. Восставшие захватили Тунис, обосновались в Махдия и далее распространили свою власть на Египет. Ну пора вспомнить, что же такое Тунис- дословно это «ключевое место», это ворота в Геную, а следовательно в Европу, а точнее наоборот: из Европы.

Концом Фатимидов стало взятие Каира Саладдином, которого я тесно связываю с приёмным сынов Мухаммеда Али Ковали, если это так, то реальные сроки существования Фатимиодского халифата- конец XVIII- середина XIX веков.

Карматы

Мухаммед ибн Исмаил жил в Хузестане под пристальным наблюдением Харуна (ну куда же без него), когда же он умер, часть паствы не стала  ожидать проявления божественности в его наследниках, также не признала правителем Убайдаллаха аль-Махди , а заявила, что Мухаммед совершил сокрытие, то есть стал скрытым имамом, и они собственно ожидают его возвращение с раздачей неиллюзорных всем негодяям, введением  нового шариата и прочими атрибутами воцарения царства справедливости.

Адепты нового течения развернули пропаганду среди бедного населения Южного Ирака, в число завербованных попал либо пастух, либо крестьянин (есть версии, что плёл корзины)  Хамдан ибн аль-Ашаз по прозвищу Кармат, что переводится то ли «коротконогий», то ли «красноглазый», ну и чтоб не придумывать ничего нового дали легенду, что название течения происходит от собственного имени лидера- старый известный приём пропаганды, дать непристойное название. Но нашему уху слово карма вполне знакомо, а карматы обозначает «чистые», но признать это уже очень тяжело.

Под началом своих лидеров движение развернуло борьбу со своими религиозными противниками, с призывом физического уничтожения и отъёма имущества иноверцев. Историки ислама всячески пытаются избежать  употребления слова «джихад».

Новое течение собрало под свои знамёна множество сторонников и как итог в восточной части Аравийского полуострова с условным центром в Бахрейне появилось государство, которое стало вести агрессивную политику в отношении соседей- постоянные набеги на юг Ирака с атаками на шиитские святыни и Хиджаз. Апогеем деятельности был захват Мекки и нападения на паломников и т.н. похищение Каабы.



карматы в походе

А теперь давайте забудем слово карматы и попытаемся ответить на ряд вопросов: Чей лидер «проповедуя чистоту *****тской веры, он разрешал грабить и убивать всех, кто придерживался иных взглядов.»? Кто создал «хищническое» государство на востоке Аравийского полуострова и терроризировал Южный Ирак Чьи отряды захватили Мекку, похитили (спрятали) Каабу и нападали на паломников, пока их не успокоили из Египта? Правильный ответ- ваххабиты, что в своё первое явление во времена Мухаммеда Али, что во второе, под началом  Джека Филби. Ещё могу добавить, что у ваххабитов политическое начало в руках семейства Сауд, у верных друзей карматов- Саид.

Официально движение карматов считается сошедшим с исторической сцены, но в Бахрейне, продолжали учить в скорое пришествие мессии, там вырос Ахмад аль-Ахсаи, который дал начало учению шейхистов, которые таки обрели своего Махди и Баб в середине XIX в- сейида Али Мухаммеда Ширази, но это уже совершенно другая история, и я её уже рассказывал.

Низариты и мусталиты

История должна повториться дважды? У исмаилитов эта история с унаследованием имамата не старшему сыну повторялась несколько раз. Вот наиболее яркий пример.

Ещё при жизни Фатимидский халиф Маад аль-Мунтасир Биллах (внук аль-Хакима, того что друзов вдохновил) унаследовал право на имамат не старшему сыну Абу Мансур Низару, а его брату аль-Мустали Биллаху. После того как визирь привёл наследство в исполнение, Низар бежал в Александрию, где провозгласил себя халифом, но был схвачен и казнён, хотя последователи объявили его очередным скрытым имамом, совершившим «сокрытие».

Исмаилитская община раскололась на тех кто поддержал право на имамат за Низаром- низариты (преимущественно Ирак и Персия) и за аль-Мустали- мусталиты (в основном на территории Фатимидского халифата).

История с наследием повторилась ещё раз с неким Тайиба, то ли сбежавшим в  Магриб, то ли убитым в детстве, новое течение получило название тайбизм. Низариты и мусалиты- самые многочисленные течения в исмаилизма.



Хасан ибн-Саббаха

Апогеем низаритов стал захват под предводительством Хасана ибн Саббаха (по легенде- однокашник Омара Хайяма, легенду опроверг тот самый Э. Браун) ряда стратегических крепостей на территории Персии и Великой и Сирии и создания квазигосударства со столицей в Аламуте. Политический террор был основным инструментом борьбы с соседями, это и явилось основой для создания образа ассасина- гашишиста- безжалостного убийцы в европейской литературе. Кстати крепость Хассана или Аламут стал местом действия множества романов европейских писателей, и почти все XIX-XX столетия, что говорит о том, что события происходили там совсем недавно.

После разгрома Аламута и Фатимидского халифата исмаилитские общины мигрировали в Индию, Йемен, Оман, Танзнанию, страны Средней Азии.

вероятно, что завершающая цикл статья

цивилизация, шиизм, религия, проект "Оптика", Махди, ислам

Previous post Next post
Up