Война против русской культуры (отрывки из статьи)

Jun 16, 2021 07:03



…Культура Запада, к которому стремиться и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения культурных оснований . Этот процесс, по сути, является культурной Революцией, наподобие той научно - технической революции, о начале которой много говорили ещё тридцать лет назад.


Сегодня, этот научно - технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и «детали» к ним, на специальных «фабриках» и «заводах»; научно - техническим обновлением охвачен весь мир и это, сегодня, называется глобализацией…

Эта научно - техническая Революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений…

Но с самого начала научно - технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно - технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией.

Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать что для многих западных идеологов Бог не только «умер», он больше «не нужен» западному миру.

В недавних опросах общественного мнения, многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.




Пропаганда антихристианской, то есть «современной» жизни за последние годы усилилась неимоверно, и для тридцатилетних и тем более для двадцатилетних, вера и христианство, ничего не значат или даже враждебна, по их мнению, современности.

Наверное поэтому, религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни, и на место религиозности приходит научность.

Многие философы и социологи говорят, что вся система образования сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания.

Из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы незаметно становимся фанатами, и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.

Кто делает из нас атеистов - на этот вопрос затруднительно ответить?!

Скорее всего, причиной такого отношения к Богу служат «новые» общественные ценности и идеалы, главным из которых, обобщая можно назвать - потребительство.

Купля - продажа, деньги, которые надо заработать чтобы купить - всё это сегодня, словно накануне великого крушения затмило наш взор, и кроме вещей, мы почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество - даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажены «слепым зеркалом» рекламы…

Можно говорить, что человечество «устало» от борьбы за высокое и святое и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как наиболее безболезненному и лёгкому пути в будущее.

Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу, или Авторитету, а развлекаясь и наслаждаясь, потакая слабостям и инстинкту, можно какое - то время двигаться по инерции, словно засыпая в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения…

Вместо «обожения» - приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу - к Богу, мы всё больше становимся «плотью» и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону «озверения», всячески отрекаясь от человеческой природы…

Очевидно, также, что, на Западе, усвоили главные тезисы евро - центризма, которые ещё Гитлер, очень уверенно и цинично провозгласил и которые были справедливо осуждены, после поражения Гитлера в и его союзников во Второй мировой войне.

Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?

Я уже говорил и писал, что современный западный «национальный капитализм», мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех «не наших», «не западных», «не евроцентристов», осталась…

Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее - люди гибнут не только от природных катаклизмов - от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы, но идут войны, в Афганистане и в Ираке где гибнут сотни тысяч ни в чем неповинных людей. Во всем мире, отношения между «евро - центристами» и несогласными с диктатурой самоубийственного эгоизма, принимают всё более острые формы. Мир уже не ужасается стихийным бедствиям которые происходят в странах «соперниках», а начинает злорадствовать - мол, «так им и надо».

Но, одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне «войны» культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами «доминантными» и «отсталыми». Иначе говоря, борьба за «национально - капиталистические» ценности: рынки сбыта и за прибыли, - перетекает в «культурное» русло…

… Очевидно, что сегодняшняя экспансия англо-саксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн. Но чаще, западный стиль жизни и его ценности, внедряются в другие культуры заметно, но безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков…

Одно из основных противоречий породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война исламскому миру и исламской, арабской культуре, культурой западной.

В этой «холодной» - культурно - цивилизационной войне - войне жизненных ценностей Запада против бытового многовекового уклада жизни - выстроенного на религиозных принципах ислама, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, арабский мир пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в своих странах…

Не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока.

Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена «вторичного» европейского одичания; и порох и книгопечатание и счёт - с Востока, и всех заимствований оттуда не перечислить. (Отсылаю за подробностями к моей статье: «Евроцентризм и глобализация», напечатанной в № 12, интернет - журнале «Что есть истина»)

Однако постепенно, ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика Запада, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни, является орудием экспансии западного мира по отношению ко всем государствам от Китая и России, до Индии и Бразилии.

Сегодня сила экономическая, переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя «развитыми» - прежде всего это Америка и ставшая «новой культурой» сила, требует новых пространств и новых «неофитов».

Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей - как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все приметы «внешней культуры», а потом и далее…

Культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению новых территорий, новых экономических и людских, «рабочих ресурсов».

Глобализм и глобализация как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой явное предпочтение, на пространствах всего мира, сегодня отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англо-саксонские страны.

Однако здесь, я хочу поговорить о воздействии этой «доминантной» культуры, прежде всего на культуру русскую, попытаюсь, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие - то выходы и способы противостояния этому иноземному «мягкому плену».

… Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств.

Ярким примером тому, служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы. И во многих местах, несмотря на давление Запада, делают это успешно. Кое - кто уже всплёскивает руками и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане…

И действительно - жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.

Вечным примером для подражания, в этом смысле, является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму - одной из древнейших религий, смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя своеобразие вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду…

К несчастью, благодаря «промыванию мозгов» во времена «холодной войны», социалистические страны стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз, уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны по - прежнему находится в силе…

Я уже писал и говорил, что русские, советские люди в СССР и в России его правопреемнице, были и остаются новыми «евреями», на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада… да и Востока.

Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, в Законе, русские ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления, кроме ослабленного внутренними смутами и расколами, православия…

В России сегодня, несомненно влияние западной культуры и даже вытеснение ею, национальных культурных и языковых традиций и установлений.

Безусловно эта «подковёрная», незаметная для глаза, но постоянная борьба продолжается и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в «Иванов не помнящих родства»…

Начнём с языка - может быть главного инструмента социально - культурной жизни и человеческой жизни, как таковой..

Сегодня наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского, и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования. Более того, язык вновь становиться основой классового разделения, связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.

Сегодня богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти «отпрыски новых русских» изучают английский язык и одновременно впитывают англо-саксонскую культуру, становясь «англоманами». Естественно в этом случае происходит их отрыв от родной «почвы», от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.

Происходит своеобразная социальная «люмпенизация» целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.

Оставаясь в Англии, в первом поколении, такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им так быстро не удаётся. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, в этом случае, большинство стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде.

А для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский.

Это и удобнее, потому что сегодня английский язык становиться или уже стал языком мирового общения.

Единственные семьи, в которых русский язык, более или мене сохраняется - это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб.

Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православии как о религии предков, забыть в первую очередь.

Это почти всегда легко сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы в нескольких поколениях были «инстинктивными» атеистами…

К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах.

Контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег. И они постепенно становятся, если уже не стали главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди.

В отсутствии религиозного идеала - (Иисуса Христа) и идеологии советской системы - (коммунизм - светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние…

Где сегодня это личное преуспеяние имеется?

Это «развитые страны», и прежде всего Германия, Англия и Америка. Естественным и даже необходимым, для тех, кто исповедует буржуазность, как социальный идеал, становиться и привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой он и является…

… Слабость православия сегодня, ещё одна причина, помимо слабости экономической, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и «интересных» иностранцев. Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане, в отношении к своей вере, ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, они сохраняют не только веру но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.

Совершенно не так с Русским православием за границей. Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше и религиозных и культурных компромиссов, совершаются и в службах, и в духовном окормлении. Иногда заводят епархиальные сайты, которые выпускают не на русском, а на языке той страны, где служит епархия. В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким…

Русского языка даже русские и «православные», в обиходе стесняются и многие на неродном языке говорят даже в церкви.

В самой России, на бытовом уровне, постепенно создаётся искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место. Такое же положение в российских СМИ, где всё чаще печатают и звучат английские слова и выражения.

Такой язык, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течении долгих столетий, со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции. Тогда, дворяне, составлявшие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных «людей», и начинали говорить уже с детства по-французски и тем самым переставали быть носителями русского языка и даже русской культуры.

Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты и начали дискуссию о корнях и национальных особенностях не только русских людей, но и всего славянского мира…

В какой - то степени, это возрождение «русскости», над которым откровенно потешались, тогдашние «западники», помогло России в её развитии как в культурном, так и в экономическом, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой…

Пролетарская Революция, сменившая буржуазную стала на мой взгляд следствием не только экономического неравенства, но и культурного разделения, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию, вылилась в противостояние большинства народа, против меньшинства - это подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.

В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации и её саморазрушения…

Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится очень велика.

С другой стороны, с развитием глобализации, появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.

Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории, тоже придётся…

Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки разных народов мира - и больших и маленьких. Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной «особенности», атеизации народа, племени или народности и утраты глубинных смыслов существования. Тот или иной народ, становиться безымянным населением - людьми без роду и племени.

Пример национальной аннигиляции мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет. Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ, между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур.

Невольно получается, что культура сегодня, как никогда служит, если не прислуживает экономическому Успеху…

Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата стран и народностей был язык греческий, во времена Римской Империи, а уже в новое время - французский.

Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии, утратила своё значение и вместо, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англо-саксонская культура. Постепенно однако, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан…

Язык, конечно в первую очередь является носителем национальной культуры, и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран и вопрос предсказаний сегодня, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса…

В этом случае, естественно встаёт вопрос - а нужна ли национальная культура во времена Глобализации?.. А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще…

И здесь, на горизонтах вселенского будущего маячат процессы превращения одной или несколько объединившихся сильных стран в мирового экономического и культурного «гегемона», с возможным возвращением самых диких форм изощрённой эксплуатации и заганивания «победителями» других народов, проигравших эту борьбу, в своеобразное современное культурное рабство.

Думаю, что это рабство не будет рабством прошлого, когда рабов считали за рабочий скот умеющий более или менее говорить, и рабовладельцы постоянно заставляли и принуждали их тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху «свободным» людям. Словесное и смысловое определение из древних времён - раб, будет заменено, на слово - «прислужник». И характерной чертой, этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт - национальной культуры и языка.

Это рабство будет в основном культурным рабством, и разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и «потребителями», а точнее между теми кто владеет культурой как товаром, и теми кто её потребляет. Национальные особенности в такой ситуации в общем то ни к чему…

… Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом, видно, что многие русские слова, сегодня подменяются иностранными и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России такой или этот «русский» язык понимали. Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так и наверное, такое разделение, эта «социальная пропасть» в российском обществе будет со временем всё больше углубляться и расширяться.

Напомню, что это естественные последствия Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями, будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны…

… Надо с горечью, согласиться ещё с одним фактом: сегодня, Западная Европа и Америка, по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией.

Неоднородность или разделение на классы, слои и прослойки, делает и народ и государство опасно нежизнеспособным. Поэтому, какими бы мы не были «прогрессистами», но если желаем добра своему народу, нам придётся делать усилия по устранению разделения, не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.

Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран «развитых», нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми, и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.

Я полагаю, что ближайшей целью образовательной политики в России должно быть всеобщее среднее образование, а потом и высшее и может быть надо объединить эти цели…

Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование существовавшее уже в Советском Союзе. Другой вопрос как это организовать сегодня, в реальной, капиталистической жизни? Однако, зная цели и задачи и работая над устранением проблем, рано или поздно можно их решить. Тут, как и во всём, нужна политическая воля властей!

В русском православии сегодня, как сто и двести лет назад идёт яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы - на русском или на старославянском…

Для меня, однозначным решением является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей. Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему, большинства верующих.

Для многих «охранителей», вопрос языка служб, вопрос «эстетический», вопрос сохранения некиих «элитных» старых форм служения в церкви доступных только «избранным»…

… Недавно, я прочитал в «Санди таймс» очерк о колониях Меннонитов, христиан - протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.

Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет, были старые установления и даже в еде они употребляли продукты выращенные только своими руками. Они отказались от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества… Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами… Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений... Управляется каждая колония «Советом министров», в количестве пяти человек… Нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко. В большинстве своём, они гостеприимны и добродушны…

Описываемая колония, пятьдесят лет назад ушла из Соединённых Штатов где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему…

Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе, несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости… На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек…

Вся эта история, напомнила мне историю русских духоборов, которым Лев Толстой помог переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору, вполне достойно и даже по-русски…

… Эту историю я пересказал, вспоминая возражения сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру, «отстанет» от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе. Пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой…

К сожалению сегодня, со многими странами затронутыми Западной культурно - атеистической экспансией возможно как раз обратное, культурная аннигиляция, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты, да и в России тоже.

Есть и другая опасность, другой соблазн. Мы, на словах, можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре. Читая, православные сайты, у батюшек, особенно у молодых, я часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки. И в этом нет ничего необычного, если бы эти «деятели», на другой странице, не призывали бы к сохранению старого или даже к «обратному ходу». Получается так, что «говорю одно, а делаю другое».

Церковная служба на малопонятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать, к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.

В одной части, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся часто не понимая зачем и почему, но просто потому, что это считается правильным и хорошим, а в другой части жизни начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это «фарисейство» и лжевера…

Также надо понять, что «вера без дел - мертва». К несчастью, в сегодняшней России, как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью. Человек, исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви тут же «переключается» на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными.

Денежный вопрос, вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь. Часто иерархи, берут «пожертвования» от людей, очевидно неверующих и живущих не по вере и эти «подаяния» превращается в своеобразную «индульгенцию». Так ли важно в этом случае, что эти «неправедные», а иногда откровенно бандитские деньги, используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей.

Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества возникла, как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким образом, шли, в том числе и на завершение строительства великого Собора Святого Петра, в Риме…

Иногда по неведению или по слабости, мы берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое…

Я уже говорил где - то, что вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследие, слепо, по обезьяньи копируя не только экономику и социальные системы управления, но и культуру, а потом и язык, мы можем двинуться, а мне кажется уже двигаемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны…

Другой пример обезьянничанья русских «реформаторов»: лет двадцать назад, в России были введены смена часов каждые полгода, на манер которым это делают страны Запада. Там это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает. Но вместе с тем, английские города, и особенно Лондон, всегда по ночам сверкает огнями и на улицах светло как днём. Меня, такая щедрость, всегда поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасной.

С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе: «Экономика должна быть экономной» и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы…

Сегодня, несмотря на копирование Запада в одном, старое, то есть темнота в городах и посёлках так и осталась, несмотря на «сэкономленные» киловатты электричества…

Я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то и одного, не статистического, но живого человека.

Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан, делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, но ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда, куда им надо или туда, куда они хотят.

На это направлена и вся материальная культура. И никто в Лондоне не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый и исторический, если это неудобно для тех жителей, или владельцев предприятий, которые «прописаны» в этом районе и живут здесь сегодня.

Другое дело, что старое умело вписывается в новое высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.

Много мест в Лондоне, где старое, сохранившееся ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво с новым, а иногда и с суперновым. В этом заключена привлекательность таких мест для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников…

Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры. И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора - профессионала решит построить офис - высотку или небоскрёб.

Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут структурно - образующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты, рынки, магазины и магазинчики. А вокруг разместиться множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов, но и кормить в обеденное время множество клерков, которые будут работать в этой высотке…

Хотелось бы добавить по поводу русских «охранителей», что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск.

На мой взгляд, эти убогие «экономные» многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников, отделённые от воздуха, от природы, от деревьев и травки зелёной, этой нелепой многоэтажной «тюрьмой», в которую люди вынуждены вселяться, потому что им кажется, что на Западе так живут.

Ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев. Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на городских зелёных пространствах, с обязательным садиком подле каждого дома или домика.

Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки - «рабочие общаги», строят для бедных. Но ведь помимо бедности, люди имеют ещё человеческое достоинство!

Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью, копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек…

… Ещё один замечательный момент, который надо бы перенять русской культуре у английской культуры. Множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество разных «учреждений» культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты.

В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения и это конечно не только расшатывает русскую национальную культуру, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми и вносит в общество элемент кулацкого «жлобства», стяжательства и алчности…

...Только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура, в соревновании с «пришлой», будет выходить победителем. Тогда и русским людям, будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена считалось русской национальной особенностью.

Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством и открытостью советского человека. Тогда их, иностранцев, доставали советские чиновники - это так, но сегодня, если не все то многие хотят на них заработать и чем беззастенчивей бессовестней, тем лучше.

Если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то всем от этого будет лучше. И конечно, культура напоказ, культура за деньги - это «ширпотреб» - не сохранение, а разрушение того культурного богатства которое ещё остался в России…

Но главное, что тогда, когда культура станет делом народа и духом народа, наши дети и внуки будут гордиться культурой родины, а не стремиться заменить всё это богатство, однообразием и пошлостью западной масс-культуры, культуры на продажу…

Владимир Кабаков

***

Источник.

НАВЕРХ.

Запад, общество, война, Кабаков, церковь, культура, мировоззрение, русский, религия, Россия, человек, советский, Великобритания Англия

Previous post Next post
Up