Оригинал взят у
mgsupgs в
Шнек против гусениц. В каждом приличном книжном магазине страны вы легко можете найти литературу по военной технике всех видов, назначений, времен, народов и войн. Например с названием типа "Необычная и парадоксальная военная техника Третьего рейха" , но гражданская техника, как правило не удостаивается внимания писателей и издателей.
В итоге многие из нас знают историю разработки советских танков времен Великой Отечественной войны с указанием фамилий конструкторов, номерами заводов-изготовителей, модификациями и другими спец-эффектами, но вряд ли кто то задумывался когда была создана первая кофеварка, кофе сделанный в которой Вы попиваете , осваивая очередной британский танк.
Вот к примеру шнекоход, тема, которая постоянно всплывает среди энтузиастов движения где попало, но только один подобный девайс выпускался серийно - советский снегоболотоход ЗиЛ-2906 и то, очень маленькой партией.( Нет, не один! см Постскриптум) Судя по названию ясно для чего нужны подобные устройства. Однако первый шнекоход был разработан не для движения по пересеченной местности, а в качестве сельскохозяйственного трактора
Вот такой агрегат был изобретен выходцем из Швейцарии Якобом Моратом в Сент-Луисе, США в 1868 году. Он предназначался для движения не по снегу и болотам, а по земле.
В 1900 патент на "сани, приводимые в движение шнеком" был выдан русским изобретателем Дергинтом, а еще через 7 лет американские изобретатели Джеймс и Айра Пиви запатентовали и собрали первые два трактора-шнекохода, один с бензиновым, другой с паровым двигателем. Дед этих изобретателей, кузнец, Джозеф Пиви из штата Мэн, вошел в историю как изобретатель крюка Пиви, которым с середины 19го века пользуются все лесосплавщики и лесорубы мира.
Итак, трактора были построены. Они предназначались для работы в зимние время на лесозаготовках, но оказались менее эффективными чем созданные незадолго до того паровые полугусеничные трактора Lombard Steam Log Hauler
В 1920 году американская компания Armstead создала два интересных образца шнекохода, один на основе трактора Fordson, другой на основе автомобиля Chevrolet. За счет раздельного привода на шнеки удалось добиться очень высокой маневренности и по снегу эти девайсы просто летали
Click to view
"Снеготрактор" сохранился до сих пор и находится в экспозиции Музея Антикварных грузовиков Хейса в Калифорнии, а автомобиль-шнекоход некоторое время использовался для перевозки почты в Северной Калифорнии в районе перевала Доннера.
В самом начале Второй Мировой войны один из величайших англичан двадцатого века Джеффри Пайк (у нас известен по проекту авианосца-айсберга) предложил начать производить небольшие вездеходы для переброски пехоты по пересеченной местности. Предложение было сделано по опыту войны в Норвегии во время которой и части союзников и немцы часто были прикованы к своим базам из за непроходимых снегов засыпавших все пути сообщения. Сначала английское военное руководство отмахнулось от идей Пайка, но затем, Филипп Маунтбеттен, возглавивший управеление специальных операций заинтересовался идей посадить командос на компактные вездеходы. Пайк предложил использовать движители шнекоходов Armstaed. Был создан опытный образец
Но в итоге, на вооружение британской и американской армия были приняты снегоходы-бронетранспортеры M29 Weasel с традиционным гусеничным движителем.
Еще одна попытка поставить шнекоходы на службу военным была предпринята в конце 60х Crysler Corporation. Шнекоход этой фирмы предназначался не для езды по снегу. а по воде и болотам. Шнеки были сделаны герметичными и служили поплавками. Девайс использовался во Вьетнаме в 1969 году
Click to view
На видео, впрочем, показаны его испытания в болотах Флориды.
Первым и последним серийным шнекоходом стал советский ЗиЛ-2096, входящий в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов.
Всего в 1980-91 годах было собрано до 20 таких машин
Click to view
PS. Шнекоходу не страшно ничего. Там, где вязнет болотоход «Трэкол» с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных операций в условиях, например, северных болот, он может стать незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию.
MudMaster от австралийской компании Residue Solutions - единственный на сегодняшний день шнекоход, собирающийся серийно. На его универсальную платформу компания-производитель может установить практически любое оборудование.
Где же недостатки?
Они налицо. И самый основной - это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует» землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Вроде бы этого нетрудно избежать, сделав поворотной кабину вездехода. Пусть на шнеках он идет по оси X, а по дороге катится по оси Y. Но, увы, так сделать нельзя, потому что от качения шнеки будут попросту разрушаться, теряя присущие им свойства архимедова винта. А если сделать их сверхпрочными, шнекоход будет дробить асфальт или другое покрытие. Есть и еще один недостаток: крайне низкая скорость движения при высоких энергетических затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без них не обойтись, делают просто: привозят шнекоход в кузове другой машиныи спускают его на воду или грязь.
Итак основная проблема шнекохода - бесполезность в любой «цивильной» среде и невозможность передвигаться по ровной дороге. Соответственно, дальнейшее развитие этого вида вездеходов лежит в универсализации конструкции. Попытки были и раньше. В частности, безумные ребята из компании Ice Challenger спроектировали и построили универсальный вездеход Snowbird 6, способный двигаться как на шнеках, так и на гусеницах. За базу был взят небольшой гусеничный грузовичок, к которому прикрепили два мощных шнека. Когда нужно было перейти от гусеничного хода к шнековому, роторы опускались ниже гусениц - и машина превращалась в шнекоход. В 2002 году экспедиция в составе шести человек на Snowbird 6 успешно проехала по льду Берингова пролива из поселка Провидения на Чукотке вплоть до города Ном на Аляске- 350 миль за 8 дней. Машина выполнила свое предназначение.
Оригинал взят у
sedov_05 в
Буравчики, дополнен информацией и иллюстрациями из
popmech.ru,
amphibiousvehicle,
wiki