Детдомовские дети

Dec 22, 2012 15:00

Постоянно, а в последнее время  особенности часто, ведутся  разговоры том, что детские дома у нас  совершенно не приспособлены к жизни, что дети там якобы голодают, их, мучают и насилуют, и они по этому поводу массово сбегают и проч., и проч.. 
С полной ответственностью могу Вам сообщить, что это наглая ложь, что это выдумки, преследующие далеко идущие нечистые цели.


Детские дома в нашей стране в массе своей тёплые, уютные, сытные заведения, в которых работают не злые, не хитрые и не жадные люди. Детей там не обижают. И дети оттуда никуда не убегают. Понятное дело, к воспитателям имеются серьёзные претензии;  об этой их деятельности  можно судить хотя бы по тому, каких неприспособленных к жизни детей  выпускают детские дома, но этот вопрос, скорее, к властям - кто же кроме ленивых, неумелых и полуграмотных тёток пойдёт работать на такие низкие ставки? 
(Только что сообщили по ТВ, что в Доме ребёнка зарплата нянечки составляет 2000 рублей, а воспитателя - 6200 рублей)
Впрочем, речь не о том. Побывав в шкуре интернатовского ребёнка, хочу обратить внимание уважаемой публики на некоторые особенности восприятия мира и вообще характера детдомовцев.
Ребёнок, живущий в казённом доме, привык находиться всегда на людях и не мучается от этого, более того, одиночество его пугает. Сужу по себе: мне до сих пор лучше всего спится, когда в комнате ходят и разговаривают люди, и я всегда пугаюсь, когда, в поездках, проснувшись ночью, неожиданно обнаруживаю, что нахожусь в помещении одна.
Казённый ребёнок привык жить в больших помещениях с высокими потолками, в которых много воздуха и света и мало вещей, он привык питаться в большой столовой строго по часам опять же в кругу других детей. После детдома ему непривычны маленькие кухоньки и множество вещей во всех углах. В городской квартире ему тесно, душно и одиноко. Меня, к примеру, когда нас на выходные разбирали разные добрые люди, особенно убивали запахи чужого жилья. То ли дело, привычный запах хлорки, смешанный с тонким запахом аммиака из общественной уборной! Можете мне не верить, но и сегодня запах фермы для меня роднее, чем запах Шанель №5.  Совершенно не переношу все искусственные запахи, хоть дорогие, хоть дешёвые!
Детдомовский ребёнок более свободен, чем домашний. У него никто не стоит над душой так плотно, как это бывает в семьях. Все эти пуси-муси с тапочками, полотенчиками, «это можно, а туда - ни-ни!» не вызывают у него энтузиазма, он очень тяжело подстраивается под такой формат существования, замыкается в себе и вынужденно начинает хитрить.
Самое сильное ощущение, которое в детдоме внедряется в сознание ребёнка моментально и необратимо, как первая героиновая доза, это осознание собственной ничейности и, как следствие этого, чувство отгороженности от всех.  Вероятно, такова защитная реакция, чтобы не страдать.  К примеру, у меня была своя хорошая семья, и в интернате-то я была всего четыре года, но, вернувшись домой, я уже никогда больше не ощущала себя (даже в своей родной семье!) - своей. Более того, этот синдром так и сохранился на всю оставшуюся жизнь. Отгороженность от всех, как защитная реакция у ничейных детей - неистребима, а приёмным родителям, сумевшим своей любовью взломать  это состояние ребёнка, нужно сразу памятники ставить!  К сожалению, таких немного. А  лучше вообще не трогать эту часть существа ребёнка, поскольку, в случае очередного предательства, удар будет оглушительным, в результате чего в его душе будет нарастать озлобление и крайнее ожесточение.
Сироты - чрезвычайно чуткий народ, даже если они не отдают себе в этом отчёта. Они прекрасно чувствуют любую фальшь в отношениях и с недоверием относятся к проявлению чувств со стороны новоявленных родителей.  Их совершенно невозможно обмануть в этом плане!
Пребывая в среде себе подобных, под управлением не очень грамотных, не очень развитых и не очень добросовестных воспитательниц (говорю не обо всех!), детдомовский ребёнок проигрывает в умственном и эмоциональном развитии по сравнению с домашними детьми. Как правило, в чужом месте он не уверен в себе, комплексует и замыкается. В то же время он приёмист и ему достаточно легко внушить как хорошие, так и плохие понятия.
Такие дети достаточно ранимы, и с каждой новой раной они укрепляют свою отгороженность настолько, что становятся, как деревяшки. К этому тоже необходимо быть готовым.
Такие дети достаточно лживы, нет, они лживы не от рождения, но ложь помогает им выживать в достаточно чужой и равнодушной к ним среде, ложь вообще там процветает, они не чувствуют границы между ложью и правдой, поскольку им просто этого никто вовремя не объяснил.
Наконец, детдомовские дети, как и многие домашние отпрыски, в массе своей не очень здоровы. 
О возможной тяжёлой наследственности я просто промолчу.
А теперь подумайте, нужно ли Вам такое сокровище для жизни с ним бок о бок 24 часа в сутки. Не будет ли вызывать ваше раздражение его замкнутость, лживость, неразвитость и полная эмоциональная отгороженность? Готовы ли Вы терпеть его упёртое упрямство и нежелание идти на контакт? Готовы ли вы годами ждать, когда он отмякнет, если он вообще способен на это?
Существуют вопросы и с другой стороны. Что вы можете дать этому ребёнку по сравнению с детским домом? Про любовь говорить поостережёмся, поскольку вы сами не властны над этим чувством. Поговорим о том, готовы ли вы с ним заниматься всерьёз. То есть, не просто научить его чистить картошку и есть с ним за одним столом, но говорить с ним, слушать его, посвящать ему свой досуг и учить его разным разностям? Ребёнок - это не игрушка, через неделю вы перестанете видеть его голубые глаза и белокурые локоны, зато вас начнут крайне раздражать его капризы, бесконечные сопли и манера держать ложку. Вы к этому готовы?
В любом случае сегодня увидел, завтра взял - эта формула недопустима! Переходу ребёнка в семью должен предшествовать длительный положительный контакт с ним, и лучше будет, если этот ребёнок будет достаточно мал.
Ещё раз хочу сказать, что ребёнок в детском доме если и мучается, то от недостатка общения. Когда детдомовские дети висят на окнах и глядят на прохожих, они не ищут папу с мамой, у них это чувство запечатано намертво, так что ни они сами и никто другой достать его не смогут никогда, но им катастрофически не хватает праздника, новых впечатлений, разговоров, просто свежей информации, потребность в которой заложена в детях на физиологическом уровне. Именно в этих делах этим ребятишкам необходимо помогать!

Дети, общество

Previous post Next post
Up