Форма и содержание

Jun 05, 2016 20:17

С граммар-наци сталкивались все, кто пользуется интернетом, кто пишет у себя на страницах, на форумах и в виртуальных журналах. Я всегда считала, что это достаточно хорошее явление, когда люди пропагандируют  культуру общения на родном языке, пытаються его сохранить.
Но в последнее время, я стала смотреть на проблему грамотности гораздо шире...



Что такое язык? Это инструмент выражения мыслей, инструмент общения. Он позволяет нам обмениваться информацией, выражать эмоции и чувства. Но сам по себе язык не существует, он умирает вместе с последним народом, который пишет и говорит на нем.
По сути, язык является только формой, в которую мы заключаем мысль, что-бы передать ее кому-то другому; или инструментом, который помогает нам оформить мысль для возможности ее восприятия кем-то другим.
Безусловно, грамотно говорить и писать важно, однако, в последнее время чистописанию уделяется чересчур много внимания, когда есть другие, более важные проблемы...

Грамотность
Грамотность - это умение читать и писать на каком-либо языке. Такое определение грамотности давали еще в царской России. Грамотным считался любой, кто обладает минимальными навыками чтения и письма. На тот момент таких навыков было достаточно для относительно комфортного существования в обществе.
Понятно, что сегодня такое определение явно устарело. Мы не может считать грамотным человека, обладающего минимальными навыками только в области письма и чтения. Одного этого мало.
Сегодня появились ответвления в виде технической грамотности, финансовой грамотности и т.д. Но, опять же, эти понятия подразумевают именно минимальный уровень соответствующих знаний, минимальное владение соответствующими терминами, никто не требует от обывателя знаний уровня специалиста.

Современный уровень грамотности
Современный уровень грамотности в вопросах чтения и письма не так низок, как может показаться.
Просто школьный уровень русского языка включет в себя не минимальный уровень, а достаточно продвинутый.
Кто считает, что современные школьники не знают русского, пусть задаст им элементарный вопрос по физике!
Но почему-то, на всех форумах и в ЖЖ читаешь негодования родителей относительно программами изучения русского и литературы и ничего больше.
Почему никого не интересует незнание школьниками других предметов? Да потому, что сами негодующие, кроме русского и литературы, как правило, школьный курс не знают.
Для иллюстрации насколько все плачевно, приведу ссылки на уже былинные истории:
http://www.gazeta.ru/tech/news/2013/09/24/n_3206677.shtml
http://www.macdigger.ru/iphone-ipod/polzovateli-ios-8-pytayutsya-zaryazhat-iphone-s-pomoshhyu-mikrovolnovki.html
Можно найти еще множество примеров, когда техническая безграмотность приводит к реальным ущербам.
У меня в городе когда-то в вагонах метро размещали листовки "Пиши правильно". Сейчас в пору размещать материалы о работе микроволновок и других стандартных приборов.
% людей, которым глаза режет не отсутствие запятых или орфографические ошибки, а смысл текста с каждым годом все меньше.
Я периодически встречаю взрослых людей, которые пытаются доказать, что автомобильные двигатели на воде  уже существуют и работают. И никакие ссылки на тот факт, что в каждом учебнике химии написано, что реакция разложения воды является эндотермической (т.е. из нее нельзя извлечь энергию при разложении), не убеждает их в обратном.
Зато многие, с умным видом, обсуждают падение уровня грамотности среди современных школьников!

Причем, технические специалисты имеют, как правило, достаточно приличный уровень письменной и устной речи. Однако, у гуманитариев  уровень технической грамотности почти нулевой. При этом они требуют от технарей гуманитарный знаний!

Инструмент
Представьте себе рабочего, который до блеска начищает свои инструменты, но ничего с их помощью не может сделать. И другого рабочего, который изготовил хорошее изделие, но инструменты у него не самые лучшие.
И тут приходят люди и начинают превозносить первого и последними словами ругатют второго за то, что его инструменты не очень хороши. На изготовленное им никто даже не смотрит, всех интересует только состояние инструмента.
Вот граммар-наци поступают именно так! Их интересует только уровень владения языком, на котором излагается мысль, сама мысть им безразлична.

Господство форм и скудность содержания заполоняют мир вокруг))).
Но спросите себя, меняется ли вкус вина от того, что его налили не в бокал, а в чашку? Да, антураж пропал, но вкус никуда не делся.
В конечном итоге, в наших головах остается только бесформенная мысль, как вкус вина, когда ты допил и отставил чашку...

Итого
На сегодняшний день, грамматике и пунктуации уделяется избыточное внимание. Грамотность должна быть комплексной, поэтому внимание общества должно быть направлено на самые отсталые области всеобщей грамотности - на естественно-научную грамотность, в первую очередь.
Я считаю, что инструмент, которым пользуется человек должен соответствовать тому, что он собирается с помощью него делать.
Уровень владения языком должен соответствовать степени сложности выражаемых мыслей. Если мысли человека крайне просты, то зачем выражать их замысловатыми формами? Разве что, за счет формы попытаться придать им немного содержания в глазах людей.
Для меня всегда мухи от котлет были отдельно: отдельно форма, отдельно содержание.
Очень тоскливо наблюдать, как одно подменяется другим.

Грамотность, Общество

Previous post Next post
Up