Пока Москва не владеет ситуацией, у Москвы в Киргизии нет надёжных друзей (интервью)

Dec 04, 2016 11:22

Оригинал взят у komi_permyak в Пока Москва не владеет ситуацией, у Москвы в Киргизии нет надёжных друзей (интервью)
Фото: президент Киргизской Республики Атамбаев Алмазбек Шаршенович и президент Республики Турция Реджеп Тейип Эрдоган. (с) Пресс-служба Президента КР.


Александр Собянин: "Пока Москва не владеет ситуацией в Киргизии, у Москвы в Киргизии нет надёжных друзей". Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг (Бишкек). №31(746). 24.11.2016.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ
Интервью с экспертом, руководителем службы стратегического планирования российской Ассоциации приграничного сотрудничества, членом Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром СОБЯНИНЫМ.
- Александр Дмитриевич, третий комитет ООН принял документ по ситуации в Крыму, инициированный украинскими дипломатами. 23 государства высказались против, в их числе Россия, Армения, Беларусь, Китай, Казахстан, Узбекистан. Но среди воздержавшихся оказались и старые друзья России - Кыргызстан и Таджикистан. Почему Кыргызстан, союзник России по ОДКБ, при голосовании в ООН по документу занял нейтральную позицию?
- В этом реально нет никакой проблемы, так как Россия привыкла к тому, что ближайшие союзники, за единственным вычетом Беларуси, регулярно в очень болезненных и важных вопросах для внешней политики России выступают из своих собственных прагматических соображений против позиции РФ. В данном случае это было не столь важное голосование. Но можно вспомнить конфликтную ситуацию в ШОС, где очень ревностно и достаточно жёстко соревнуются российская и китайская линии. Тогда Россия прямо просила союзные евразийские страны поддержать её позицию по наиболее острым денежным вопросам по Банку ШОС, но наши евразийские союзники выступали против России. Если бы Россия, оставшись практически в одиночестве, дрогнула под китайским напором, то у нас не могло быть евразийской интеграции, а была бы китайская интеграция. Поэтому Россия не может, не должна и не будет укорять страны за подобные несоюзнические выпады, так как это не соответствует практике прежних лет, не соответствует реальной ситуации встречного недоверия со стороны РФ к евразийским союзникам и у евразийских стран к самой России. И это, к тому же, не соответствует центральной российской установке: гасить конфликты везде, где можно, и не допускать новых. Таким образом, нельзя ожидать от России, чтобы данный вопрос был сколь-нибудь важен. Конечно, это плохо для всех, но в первую очередь для самих стран, потому что чем хуже идут события в мире, тем больше нужна российская поддержка именно в тяжёлую минуту. А в тяжёлую минуту ни китайцы, ни американцы, ни европейцы помощь не окажут, в том числе и финансовую, не обязательно военно-политическую. На помощь придёт только Россия, которая отлично помнит, кто и как себя вёл. У русского «медведя» память очень длинная и очень долгая как на хорошее, так и на плохое.

- Турецкое управление по сотрудничеству и развитию (ТИКА) является той организацией, которая осуществляет по просьбе кыргызских властей реконструкцию Государственного исторического музея. Программный координатор ТИКА Эврен Рутбиль сообщил также, что в рамках проекта по восстановлению Исторического музея в нем появится новая экспозиция. Она будет посвящена истории взаимодействия кыргызского и турецкого народов. Ваше мнение?
- В целом, пантюркистская линия, которая проводится в том числе и Управлением ТИКА, называется ими единым тюркским миром с собою во главе. Мы же называем это пантюркизмом. Я бы хотел особо подчеркнуть этот момент. Если брать тюркский мир, то его реальным правопреемником в полноте смысла является Россия. И если брать тюркские народы, то все самые мощные и самые ранние тюркские государства, например, тот же Киргизский Каганат, они возникали на территории Восточной Сибири, Южной Сибири с охватом Средней Азии. И всегда территорию современной Турции брали штурмом тюркские народы, приходящие с Востока. И никогда не было обратного, и никогда не может быть, чтобы некий народ, вышедший с территории современной Турции, мог бы взять Среднеазиатское пространство. Этого не было и быть не может! То есть первое, это несоответствие самой позиции объективной реальности, даже без самого музея. А сама позиция такова, что если брать единство тюркских народов, то правопреемником тут является Россия. Если же рассматривать момент этнической истории, то всегда самые мощные государственные образования делали в лоне Восточной, Западной, Южной Сибири, но никак не с территории Анатолийского нагорья. Теперь скажу о самом Государственном историческом музее… Такая практика проводится во многих среднеазиатских республиках разными государствами, которые претендуют на культурное цивилизационное лидерство и подкрепляют эти претензии исключительно деньгами. Я бы хотел напомнить вопиющий случай, когда на международные деньги был реставрирован и реорганизован полностью один из ведущих музеев Таджикистана, где в качестве исторических моделей показываются совершенно ненаучные вещи. Так вот эти вещи объясняют, что древнее таджикское государство владело практически всеми современными соседними странами. В случае с музеем в Бишкеке ситуация ещё более глупая и смешная. Если в таджикском музее речь идёт об искусственных интерпретациях реальных событий, то в случае киргизского музея даже этих событий не было. Ни у кого нет сомнений, что современная киргизская государственность не преемственна Киргизскому Каганату или к енисейским, алтайским киргизам, всё это этническая история. А государственная история исключительно и полностью связана с Советской властью. Поэтому в случае Государственного музея в Бишкеке я выбрал определение «глупо». Не может работать даже на оболванивание то, что никаким образом не опирается на историческую реальность. Историческая реальность вшита в киргизском народе. Мы с вами как-то беседовали в одном из интервью о кыпчакском военном демократическом корне киргизского народа [ Александр Собянин: "Кыпчакский военно-демократический корень киргизского этноса - это и слабость, и сила" // Общественный рейтинг (Бишкек). №12(686). 02.04.2015].
Недавно мне довелось пообщаться с нынешним командиром «Панфиловской дивизии» и его замом по политической работе. Они чётко сказали, что киргизская государственность - это советская история. Исторические страницы, написанные за время существования Киргизской автономии, а в дальнейшем и независимой республики, являются славными, где нет позорных моментов или таких, которых надо стыдиться. Вот это и есть реальная история современного киргизского народа и современного киргизского государства. Поэтому в случае с государственным историческим музеем всё-таки ключевой вопрос - это бред самих претензий турецкого государства.

- Насколько я понимаю, всё это с подачи нашего правительства. Проблема-то даже не в турецкой стороне.
- Подача понятна, потому что подача немножко постыдная. Здесь у каждого, кто даёт копейку, надо брать и закрывать глаза на условия, под которые даётся эта копейка.

- Данная тема, возможно, ввиду своих масштабов осталась незамеченной руководством страны…
- В данном случае А. Атамбаев всё-таки лицо заинтересованное. Он тесно связан с Турцией как симпатиями, так и личными связами. Достаточно вспомнить неоднозначные и удивительные фразы, которые он произнёс в Стамбуле в адрес России и о единстве киргизского и турецкого народов, что для главы государства не очень понятно. Конечно, это его позиция, но в данном случае она исключительно протурецкая. И позиция А. Атамбаева в целом совпадает с позицией бюрократического государственного аппарата: брать любую копейку, даже если она приносит вред государству. Я бы здесь всё-таки личный момент связи вовлечённости А. Атамбаева в Турцию не стал бы недооценивать. Скажем, с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, которые гораздо больше влияют на положение дел в КР, чем далёкая Турция, он же не допускает такого унижения всей государственности и достоинства киргизского народа. По отношению к узбекам и казахам А. Атамбаев всё-таки держит достойную позицию и не позволяет себе таких вещей, как говорил в Стамбуле. Поэтому здесь очень важен личный фактор.

- Какую позицию займёт Москва в данном вопросе? Последует ли реакция?
- Нет, потому что позиция Москвы разумная. Пока у тебя нет надёжных сторонников в той или иной стране, нельзя играть в опасные игры. Лучше сейчас закрыть глаза, чтобы в дальнейшем легко переиграть. Пока Москва не владеет ситуацией в Киргизии, у Москвы в Киргизии нет надёжных друзей, как мы видим, из А. Атамбаева или из двух предыдущих премьер-министров, абсолютно никаких. Поэтому лучше закрыть глаза, чтобы в ближайшем будущем легче было бы всё переделать, опираясь на реальную киргизскую историю.

- Лидер фракции «Ата Мекен», как сообщает пресса, хочет инициировать импичмент президенту страны. Как вы на это смотрите?
- О. Текебаев вывалился из политико-исторической удачи, причём вывалился сам. Он вывалился не под давлением врагов, отступая и проигрывая, а в результате того, что несколько лет ничего не делал, и фактически этим бездействием он потерял свой политический авторитет. Принимая во внимание всё это, а амбиции у него не пропали, у О. Текебаева нет иного пути, как попытаться возглавить набирающее силу «антиатамбаевское движение» в стране, которое с ним никак не связано, въехав на чужих плечах в кресло будущего президента или лидера правящей партии. Но так уже не получится. Политика - дело серьёзное, и таких наивных людей в Киргизии, которые не понимают истинные цели О. Текебаева, а именно, что он желает на чужих плечах и спинах вернуться в качестве большого политика, нет. Что ж, пусть пытается, пусть организовывается. Финансовые ресурсы у него есть, имеется также и реальная медийная и политическая поддержка в Киргизии, Казахстане и России, что уже немало. О. Текебаев потерял политическую удачу навсегда. Никакие его действия, никакие финансовые вливания, никакая поддержка московских, астанинских друзей не помогут. Его ждёт судьба Феликса Кулова. У Ф. Кулова до сих пор есть друзья в России, но политически он уже ноль, просто ноль. Конечно, О. Текебаев не превратится в ноль, поскольку его роль в двух революциях была большая, и именно через него американцы заводили нынешнюю Конституцию КР. Позиция О. Текебаева рассчитана на всех внимательных, заинтересованных сторонних наблюдателей, а именно: найдутся ли такие политические силы и личности, которые в очередной раз поведутся на желание О. Текебаева сесть на чужие спины. Я хотел бы уточнить и связать ситуацию с Ф. Куловым, поскольку антирейтинг у Ф. Кулова высочайший.

- Александр Дмитриевич, что сегодня происходит в самой России?
- Двадцать пять лет постсоветское пространство развивалось похоже, где-то может чуть хуже, а где-то чуть лучше, где-то беднее, где-то богаче. К примеру, Украина умудрилась с первого места по богатству на душу населения среди союзных республик упасть. В целом, сами события везде были близкими: откат к исторической религиозной архаике, дефрагментация, выдвижение элиты на антироссийских, но проамериканских идеях. Все привыкли, что как бы ни развивались отношения с Россией: хорошо, как у евразийских стран, или плохо, как, например, у Молдавии, но всегда было понимание того, что происходит в России. В 2014 году произошло то, что давно копилось, просто в 2014 году это всё оформилось и Россия пошла в другом направлении. Это направление прямо формулируется как «Большое государство» или, в формулировке Владимира Путина, «Историческая Россия», которая преемственна не только Советскому Союзу и Российской Империи, но и другим государственным образованиям, которые существовали на территории «Исторической России». Вот это точная формулировка Владимира Путина. Некоторые политологи говорят об этом более прямо: «Новое большое государство». Данный курс совершенно не коррелирует с ожиданиями в том числе евразийских стран. Этот курс опирается не на внешнюю политику, не на успехи военной политики на Ближнем Востоке, в Крыму, в Донбассе. Он, прежде всего, опирается на те глубокие изменения, которые произошли внутри российского общества и которые практически не отражаются в понимании евразийских стран. Евразийские страны привыкли опираться только на внешнеполитическую, внешнеэкономическую и военно-политическую составляющую и не отследили, что российское общество очень глубоко изменилось с 2012 по 2016 год. Оно и сейчас движется совсем в другом направлении. В результате возникает всё больше непонимания и у настоящих искренних друзей. Из этого непонимания проистекают и неправильные ожидания. Сейчас для евразийских стран самым полезным является изучение истории, а не кадровые перемещения в России. Не следует искать коррупционное или некоррупионное лобби в России, а следует искать аргументы для высшей политики, потому что и здесь история говорит, что правильно проявлять инициативу. Но данная инициатива должна отражать не торг по принципу «мы - вы», а действие по принципу «мы все». Когда Россия разворачивается, очень жёстко уничтожает центробежные тенденции и включает центростремительные, то главной проблемой России становятся не внешние вызовы: США, исламский терроризм, мировой финансовый кризис, а нехватка готовых компетентных, умелых и ответственных кадров. Чаще всего значительную часть кадров будущего госуправления в «Большом государстве» дают окраины, будь то национальные окраины или просто русские территориальные окраины. То есть происходящее в России крайне важно понять, так как, осознав это, можно отойти от непонимания: Россия говорит одно, а истинные друзья России на евразийском континенте подразумевают советскую интеграцию. Тут нужна инициатива, обращённая к первым лицам, причём такая инициатива может звучать от каких-то общественно-политических сил, а не от высших лиц, она должна быть в резонансе. Когда распалась Российская империя, то образовалось много государств, при этом победу одерживали те силы, которые уже существовали на момент распада Российской империи и которые действовали в полном резонансе с Москвой. Это были не самые влиятельные политики, не самые влиятельные политические партии, а те, которые находились в резонансе. И это, конечно, не торг, к которому привыкли в Киргизии. Будущее «Большое государство» будет преемственно, но оно не станет Советским Союзом. Большое место в будущем «Большом государстве» займут Казахстан и другие среднеазиатские республики.

- Предлагаю остальные вопросы обсудить в следующей беседе и оставить наш разговор незавершённым. Встретимся в ближайшем будущем…
- Согласен с вами. До скорой встречи.

"Общетюркский флаг" - флаг Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
http://www.tuva.asia/uploads/posts/2012-08/1345910381_flag-tyurkoyazych-stran.jpg


"Публикация в газете "Свободы слова" (30 августа 2012) на первой полосе флага Союза тюркских государст. О славном прошлом уйгуристана наконец-то вспомнили... На бишкекском саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, в который входят с 2009 года Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция была принята Бишкекская декларация, а также общий флаг. Причем учрежденный флаг - почти калька с флага Исламской Республики Восточного Туркестана, просуществовавшего на карте всего несколько месяцев (1933-1934), только добавилось солнце и лучи у звездочки… Современная политическая карта мира начитывает 6 независимых государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Турция, Узбекистан) и 12 территориальных автономий (из них 9 в России).
Отсюда:
Арсен Саидов: Аквафреш не пройдет? Пока строители российской империи хлопали ушами, четыре тюркоязычных государства объединились под одним флагом // Свобода слова (Алматы). 15.10.2012.

Собянин Александр Дмитриевич, Киргизия, Евразийский Союз, служилые, Атамбаев Алмазбек Шаршенович, Евразийский Интернационал, корреспондент Исраилов Эрик, востоковеды, Центр стратегической конъюнктуры, газета "Общественный рейтинг", мобилизационное управление, Ассоциация приграничного сотрудничества, Россия в Киргизии, Турция

Previous post Next post
Up