По дороге в Батурин

Feb 13, 2018 01:42

Стоит ли писать о поездках, происходивших давно? Может быть, и нет. Но иногда хочется отмотать жизнь на несколько лет назад, словно заново окунуться в пучину происходивших тогда событий.
Это фотоотчёт из трёх частей. 1-я посвящена вдальрайдерской поездке в Батурин, 2-я - прогулке по Чернигову, а в 3-й я позволю себе без изменений опубликовать рассказ моей спутницы об этой поездке. Итак, начну с «подноготной».

В тот день Аня приехала из Белгорода на электричках (ещё существовала такая возможность), с пересадкой в Казачьей Лопани. Я встретил её на вокзале, и, несмотря на сильный мороз, мы целый день прогуляли с ней по Харькову. Я показывал ей основные достопримечательности. Приходилось делать это «короткими перебежками»: то в кафе зашли погреться, то в музей, то в церковь. Кстати, эта прогулка в какой-то мере стала экскурсией и для меня. Мы с Аней побывали во многих храмах города. Я человек не набожный, поэтому посещаю церкви очень редко, особенно в родном городе. Харьков вообще богат храмами различных вероисповеданий. Впервые в жизни я побывал в синагоге. На входе нас встретил ребе и позволил взглянуть на интерьеры святилища.

По всей стране в эти дни бушевали «Евромайданы». Харьков не стал исключением. Несмотря на мороз, толпа была очень многочисленной. Мы с Аней наблюдали в сторонке. Ей было очень интересно. Возле памятника Кобзарю собрались преимущественно студенты, хотя было немало зрелых и даже пожилых людей. Среди моря сине-жёлтых флагов раздавались призывы к свержению Януковича, которые перемежались с хоровым исполнением гимна и кричалкой «Хто не скаче, той москаль!». Мою спутницу эти крики ничуть не возмущали. Наоборот, она смотрела не отрываясь, как на захватывающее театральное представление. Такого ведь она не увидит на родине.

За 500 метров оттуда, возле памятника Ленину, звучали советские песни военных лет, «Комбат» и «Там, за туманами» Расторгуева. Таким образом привлекал к себе внимание «Антимайдан». Украинских флагов не было, зато вокруг реяли знамёна Победы и георгиевские ленты. Толпа собралась не меньшая. Среди присутствующих были, в основном, взрослые и пенсионеры. Молодёжи почти не видно. На трибуне выступали деятели неких общественных организаций, гневно сотрясали кулаками, и в каждом выступлении звучали слова «разогнать», «бездельники», «не позволим», «отстоим родной город». Тут никто не прыгал. Народ вяло топтался возле бочек с горящими дровами. Аню происходящее «не зацепило», она старалась поскорей увести меня прочь.

Я вовсе не политизирую пост, просто таковыми были реалии этих январских дней. И рассказывая про нашу поездку, не могу об этом не упомянуть. Скажу также о том, что в моей комнате как раз развернулся ремонт. Всю мебель вынесли, и нам с Аней пришлось спать прямо на полу, постелив матрасы.

С ней мы познакомились спонтанно. Она просто спросила в группе «Вконтакте», кто сможет составить ей компанию в поездке на Украину. Я ответил, что не против её встретить в Украине и потом куда-нибудь съездить. Аня взяла и приехала через несколько дней. Я предложил ей поехать на север страны, в Черниговскую область. Мне самому хотелось там побывать, а она и не возражала. Спланировал маршрут «на собаках» (и для меня, и для Ани это любимый способ передвижения). И на следующий день, как следует выспавшись, мы с ней приехали на вокзал.

Электричка Харьков - Красноград в тот день почему-то шла изменённым маршрутом через Шпаковку, Буды, диспетчерским графиком, с прибытием в Красноград +20 минут. И кассир из-за этого не хотела даже продавать билеты до Полтавы через Красноград - мол, мы не успеем пересесть. Но я всё же убедил её.


Вскоре мы присели в тёплом, полупустом вагоне. Волна на Гребёнку в то время проходила через Красноград с отправлением из Харькова в 12:12. Годом позже появилась волна через Огульцы в 15:14, а пока что нам приходилось наматывать лишние километры.

Аня удивляла меня своей обувью - в 20-ти градусный мороз она приехала в летних кедах. Она, может быть, думала, раз Украина на юге, значит там не холодно. Из тёплых вещей у неё с собой был разве что шерстяной плед от «Аэрофлота».
Ещё больше она удивила меня, пожелав залезть на задний зацеп нашей электрички. Оно-то понятно, романтично проехаться снаружи раритетной ЭР2, но в такой холод… Да и вообще, зацепинг в большинстве случаев вредит вдальрайдам, считаю. Вдруг на следующей остановке сгонят (а машинисты и дежурные по станциям ой какие злые на этом участке!), и тогда уже не будет шансов успеть на пересадку.

В Красноград мы приехали с опозданием.




Но у платформ ещё стояли пригородный поезд до Днепропетровска


и электричка на Полтаву.


Правда, через пару минут днепровский поезд отправился, но все, кому надо, успели пересесть.


В тупике застыла старушка-теплушка.


Мы с Аней заняли места в полтавской ЭПЛ9Т и продолжили путь. За окнами вскоре стемнело. Всю дорогу по электричке ходил местный торговец с «музыкальной» тележкой. Кто ездил хоть раз по этой ветке, те сразу поймут, о ком я. Он продавал чай, кофе, разные снеки, а для привлечения внимания прикрутил к тележке портативную колонку. Всякий раз, как он въезжал в вагон, начиналась «дискотека».

В Полтаву-Южную приехали без приключений.


До следующей пересадки у нас почти 3 часа. А значит, мы пошли гулять по городу. Холод и даже гололёд нас не останавливали. Я повёл Аню в центр Полтавы, чтоб хоть немного показать ей город. Насколько это возможно в темноте, полюбовались колокольней Свято-Успенского собора, «миской с галушками», реконструкцией Подольской башни и, конечно же, Белой Альтанкой.


Пройдя через весь центр, вышли к Киевскому вокзалу. Там, на улице Зыгина, попробовали полтавской шаурмы. Аня была в восторге. А потом, в местном супермаркете, она купила пол-литра украинской горилки.

В электричке Полтава - Гребёнка было весьма многолюдно. Но в ближайшем пригороде народ рассеялся более, чем наполовину. Освободившееся сидение в соседнем отсеке занял неряшливый мужичок - по всей видимости, бездомный. Такое соседство мне не доставляло, но что ж поделать, в ночной гребёнковской электричке бомжи обитают постоянно. Обычно они сосредотачиваются в каком-то одном вагоне, в который остальные пассажиры не заходят, а если уж заходят - то пробегают с зажатым носом. Проводники-контролёры поступают аналогично. (Полтавскому РПЧ пора задуматься о том, чтоб выдавать противогазы сотрудникам, обслуживающим эту электричку.) Иногда эти бородатые «товарищи» и их помятые подруги шатаются по всему поезду.

Ане было интересно, чем живут украинские бездомные. И она, не долго думая, завела разговор с нашим соседом. В его затуманенных глазах блеснули искорки, он тут же подсел к нам. Я хотел было накричать на Аню и прогнать бомжа. Но тот с превосходным талантом рассказчика, во всех красках завёл монолог про свою жизнь, а она с восхищением слушала. Бездомного звали Игорёк. И, если верить его словам, он никакой не бездомный. У него, мол, есть свой дом в Николаеве, только в электричках ему больше нравится. Безумно радуясь, что нашёл свободные уши, Игорёк бахвалился и заливал всякие небылицы. Как он занимается бизнесом, возит товар на электричках из Белгорода, как он «корешует» с таможенниками и ментами. Чуть ли не подполковник милиции его знает и здоровается за руку. Потом он начал травить анекдоты про правоохранителей и даже спел куплет:

«Меня шмонали опера с большой готовностью,
Они же видят, я иду убитый полностью.
А я старшому говорю, да ладно, всё лады,
И не упитый вроде я, и не обколотый».

- О, у меня на телефоне есть эта песня, - говорю. Надо сказать, Игорёк умел расположить к себе. Ехать с ним было гораздо интересней, и я уже передумал прогонять его. Вскоре мы уже вдвоём подпевали телефону:

«Знала ты, знала ты, что менты нам не кенты,
Ты с ментами не водись, и всё будет зашибись!»

Уже привыкшие ко всему пассажиры искоса поглядывали на нас. Аня всё это снимала на телефон, но потом почему-то потеряла видео. А жаль.

Электричка тем временем приехала в Ромодан. Игорёк спохватился:
- Тут 5 минут стоим, можно мне телефон, я пойду на улице покурю и послушаю музыку.
Первый раз в жизни я увидел такую наивную попытку стырить телефон! Ясное дело, возможности «послушать музыку» я Игорьку не дал. Когда отъехали, он вытащил сигарету и, расплывшись в улыбке, закурил прямо в вагоне. Салон тут же наполнился дымом.

Внезапно вошли два милиционера. Завидев такую наглость, подбежали, Игорёк тут же получил по спине дубинкой.
- Вообще страх потерял, чертяка!?
Правоохранители отобрали, затушили сигарету и ушли прочь, напоследок пригрозив:
- Ещё раз увижу, все почки отобью и среди поля выкину.

Потом в вагон вошли ещё несколько бомжей. И внимание Игорька переключилось на его знакомую бездомную. Начал к ней приставать. А от нас наконец-то отсел.

Поздней ночью мы доехали до Гребёнки.




Ждать пересадку здесь совсем недолго, через несколько минут мы погрузились в ночной дизель Гребёнка - Нежин.


После тёплой электрички его вагоны показались морозильником. Как и большинство пассажиров, мы заняли места в головном вагоне - там чуточку теплее за счёт работающего двигателя. Здесь Аня открыла свою «чекушку» и выпила для согрева. А после, разомлев, уснула.

Дизель этот едет достаточно долго, больше 3 часов. Вполне можно посмотреть несколько снов. Я тоже большую часть пути проспал, а встал по будильнику за 10 минут до прибытия в Нежин. Но, как оказалось, дизель ещё даже не проехал Лосиновку. Мы явно опаздывали. Это не очень хорошо, ведь на пересадку в Нежине у нас от силы 20 минут. Аня продолжала спать крепким сном. После отправления с последней перед Нежином остановки я стал её будить. Она не реагировала абсолютно. Трогал её за плечо, кричал, чтоб она вставала, даже тормошил за руки и ноги - никакой реакции. Неужели можно так беспробудно спать? Вот уже дизель снизил скорость и затарахтел по стрелкам, отклоняясь на боковой путь Нежина. Пассажиры, готовясь к выходу, столпились в тамбуре и в проходе. Только Аня словно неживая. Что делать - на руках её выносить? Дизель, к тому же, серьёзно опоздал, и наша пересадочная электричка вот-вот отправится. Выскакивать и бежать - единственный вариант успеть. К счастью, в последний момент мне удалось вернуть спутницу в сознание. Кажется, она с трудом понимала, что вообще происходит, не было времени объяснять. Сказал ей только, что надо бежать, взял за руку, и она поспешила за мной.

Поднявшись на мост, мы увидели электричку и понеслись к ней. Я вовсе не был уверен, что это наша, ведь какие-либо надписи, опознавательные знаки отсутствовали.
- Это на Конотоп? - спросил у одинокого пассажира, и после его утвердительного кивка мы смогли расслабиться. Кстати, напрасно мы бежали: электричка отправилась минут на 10 позже графика.

Аня тут же уснула, ну а я больше не ложился. Состав стремительно мчался в темноте, поднимая клубы снежной пыли. Из оконных щелей сквозило, приходилось заматываться в шарф и капюшон. Проезжая Бахмач, я заметил намёки на рассвет, а в Конотопе стало уже почти светло. В пути нагнали опоздание и прибыли вовремя.




Здесь мы с Аней покинули электричку. Почему мы, кстати, поехали в Конотоп таким «заковыристым» маршрутом через Красноград, Гребёнку - потому что волна по кратчайшему маршруту предполагала длительную ночёвку в Ворожбе, а в такой мороз это чревато. Лучше провести ночь в вагонах, чем торчать в зале ожидания. К тому же, ехать по короткой дороге пришлось бы на 4 часа дольше.


После такого вдальрайда единственное, что нам хотелось - выпить по чашечке горячего чая. Особенно Ане - она сильно замёрзла, пока спала, даже руки дрожали. Увидев трамвай, мы прыгнули в него и поехали в центр.


Там нашли единственную работающую кафешку, расположились у аквариума и чуточку погрелись. Мы были единственными посетителями в столь ранний час.


А потом, раз уж нас сюда занесло, решили немного пройтись по городу, который «на слуху» благодаря Конотопской битве и «Конотопской ведьме». Он не шибко исторический, зато есть памятник Шевченко,


церковь, которая на ремонте,


горсовет и памятник Ленину (историческая фотография теперь)


и, конечно же, символ Конотопа - Конь, собственной персоной.


От морозного воздуха у Ани запотевали очки, и я вёл её за руку. В итоге мы дошли до автостанции и уехали на ближайшей маршрутке в Батурин. Менее, чем через час, мы оказались в небольшом, но историческом городке Черниговской области, который стал одним из столпов национальной доблести и гордости.

Не имея карты, пошли наугад по улице Виктора Ющенко, и вскоре оказались возле реконструированной усадьбы, в которой находится дом культуры.


Напротив - фамильная церковь-усыпальница последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского.


Скульптурная композиция «Молитва за Украину» ещё находилась на реконструкции.


В этом симпатичном здании находится музей археологии Батурина. Мы туда не заходили (он был, кажется, закрыт).


Чуть дальше заметили скульптуру «Мать. Сыновья мои - соколы».


И дальше «прямой наводкой» двинули к деревянной цитадели.


Это тоже реконструкция последних лет, но выполнена качественно.









Билетная касса не работала, однако вход в крепость был открыт.




На территории цитадели совершенно безлюдно.


Там находится гетманский дом,


сокровищница,


деревянная церковь Воскресения господнего


и колодец.


Чуть поодаль стоит памятник защитникам Гетманской столицы, жертвам трагедии 1708 года. Это один из эпизодов русско-шведской войны. Город был тогда полностью разрушен в результате карательной операции русской армии под предводительством Александра Меньшикова из-за перехода гетмана Ивана Мазепы на сторону шведов. С 1708 по 1799 год город простоял в руинах, гетманская же резиденция была перенесена в Глухов.


С крепости открываются шикарные виды на замёрзший Сейм.


А подступы со стороны реки символически охраняют пушки казацкой поры.


Когда-то русло Сейма было судоходным, о чём свидетельствуют якоря.


К сожалению, на стену цитадели нам не позволили подняться, и мы направились дальше. Прошли мимо памятника, относящемуся к более позднему периоду истории - в честь батуринцев, павших в годы Второй мировой войны.


Позади осталась компактная деревянная часовня.


И мы вошли в Кочубеевский парк, на территории которого находится дом-музей генерального судьи левобережной Украины, Василия Кочубея.


Подарив Кочубею этот особняк, Мазепа отблагодарил его за то, что тот помог ему стать гетманом.


Внутри мы с Аней погрелись, послушали экскурсию, которую женщина-экскурсовод за скромную плату провела для нас двоих. Она рассказывала на украинском, но узнав, что Аня из России, собиралась перейти на русский. Только моя спутница попросила этого не делать, так как ей нравилась мелодичность украинского языка. Она сказала, что почти все слова понимает.
Честно говоря, я не помню уже ничего с этой экскурсии. После недолгой передышки мы снова вышли на морозный воздух.


И вот перед нами предстал дворцово-парковый ансамбль К. Разумовского.


Последний гетман Украины отстроил Батурин после Шведской войны. Возвёл себе роскошный дворец. Но так и не успел в нём пожить - умер в год окончания строительства. Украинское гетманство было окончательно ликвидировано правительством Российской империи, а дворец обветшал и разрушился. Только в XXI веке, с подачи 3-го президента Украины В. Ющенко началась реставрация дворца, создан заповедник «Гетманская столица».


Во дворце теперь находится музей гетманства.


Внутри всё сделано великолепно. Паркет, лепнина, люстры. В элементах декора использованы гербы гетманов и всякая символика казачества.














Некоторые предметы того времени переданы потомками Разумовского специально для музея.




Девушка-экскурсовод с энтузиазмом и знанием дела рассказала нам о гетманском периоде истории. Слушать её и ходить по роскошным залам дворца было очень приятно. Она даже позволила нам поиграть на старинном рояле. У нас, правда, ничего не получилось, зато она сыграла потом потрясающе красиво.


Ну вот и всё. Музей осмотрен, «батуринская» часть моего фотоотчёта подошла к концу. Мы с Аней вышли на трассу «Москва - Киев» в надежде, что там будет ехать какой-то транспорт в сторону Бахмача. Там находится ближайшая ж/д станция. После Батурина мы хотели побывать в Чернигове.


Никаких автобусов на горизонте не наблюдалось, и Аня начала автостопить. Довольно скоро удача нам улыбнулась, и нас подобрал парень с российскими номерами, едущий из Курска в Киев. Мы сообразили, что добираться в Бахмач нет смысла, решили доехать до Нежина. Точней, до села Вертиевка, поскольку трасса через Нежин не проходит.

Примерно за полтора часа мы преодолели 80 километров. В тёплой машине мне дико захотелось спать, и я вскоре бросил все попытки противостоять этому соблазну. Аня же оживлённо беседовала с водителем.

Выйдя из автомобиля, мы почти сразу увидели автобус Вертиевка - Нежин и поспешили в него сесть. Минут через 20 уже были в центре города.


Там мы обнаружили привлекательную кафешку и впервые за весь день нормально пообедали. Нам просто необходимо было пополнить силы, истраченные на борьбу с холодом. А после отправились пешком на вокзал, попутно осматривая нежинские достопримечательности. Город тоже весьма старый, кстати.








И вот он, вокзал. Обладающий, кстати, отвратительным свойством не помещаться в кадре. Дальше не отойдёшь - позади забор, в сторону тоже - мешает мост, заслоняя собой здание.


Вскоре появилась наша электричка, и мы приехали в Чернигов.




Я впервые оказался в этом старинном княжеском городе. Но об этом мы уже не думали, нас заботил лишь вопрос, где переночевать. Вокзальными комнатами отдыха мы воспользоваться по какой-то причине не смогли. А записанные мною номера хозяев, сдающих комнаты, либо не отвечали, либо не могли нас принять. Отозвалась лишь одна пенсионерка, готовая сдать комнату одному из нас, но никак не двоим. Нас такой вариант не устраивал.

Тогда мы отправились в Макдональдс, Аня подключилась к вай-фаю и через некоторое время нашла человека, который мог бы нас вписать. Договорились с ним о встрече, поехали в «спальный» район. Андрей, молодой энергичный парень, напоил нас чаем, постелил нам на полу, обкурил комнату ароматическими свечами - чтоб нам крепче спалось. Так прошли наши первые два дня путешествия (которые воспринимаются, как один).

Продолжение здесь.
Читайте также Анину интерпретацию нашей поездки: https://smugastyj.livejournal.com/30932.html

Если вам нравятся мои путешествия, то можете поддержать блог (переводы анонимные, перевести можно любую сумму):







Все посты блога

Батурин, Конотоп, Красноград, Гребёнка, Нежин, Полтава

Previous post Next post
Up