Сердце - вместилище души?

Mar 26, 2022 19:24

  • «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). 




Святейшее Сердце Иисуса Христа (Sacratissimum Cor Jesu)

Согласно общепринятому мнению, сердце - насос, перемещающий кровь по организму человека. Когда останавливается работа сердца и прекращается кровообращение, человек умирает. С другой стороны, в христианстве сердце занимает центральное место, как орган познания Бога. Более того, согласно Библии в сердце скрываются желания и зарождаются намерения, оно влияет на волю человека и является органом чувств. При этом святые отцы понимают мозг как место, где обитает разум, а сердце - как место, где обитают чувства, дух.  С позиции физиосоциологии разделение в христианстве (важнейшего социального института) психических функций физиологических органов -  мозга и сердца - заслуживает пристального внимания.



На основе естественнонаучного подхода принято считать, что сердце, вызывая непрерывное движене крови по организму, поддерживает жизнедеятельность, обеспечивая перенос питательных веществ из тонкого кишечника (через печень) и кислорода из легких ко всем тканям и клеткам организма. Несомненно что важное значение для обеспечения жизнедеятельности имеет циркуляция по организму с кровью всевозможных физиологически активных веществ - гормонов, антител и т.п.. В то же время кардиолог, доктор медицинских наук профессор МГМУ А.В.Недоступ по поднятой проблеме  высказался так:

А почему сердце считается вместилищем духовной жизни человека? Есть множество пословиц и выражений вроде «сердце - вещун». И святые отцы все время говорят о сердце - я читал эти труды. Например святитель-врач Лука (Войно-Ясенецкий). Мозг понимался ими как место, где обитает разум, а сердце - как место, где обитают чувства, дух. Но думается, что это все-таки такой поэтический или иной, но образ, и непосредственно сердце - не вместилище души, духа и так далее. Хотя, возможно, это и не так. Потому что разве можно равняться со святыми отцами?! Где располагается душа? Что мы знаем об этом? Да похоже, что она располагается слитно со всем организмом. Недаром духовная сущность человека не имеет образа телесного и человеческого. Она распределена. Это вопросы, на которые ответа нет.

Ввиду того, что у уважаемого профессора четкого ответа нет, попытаемся сами разобраться в проблеме.

Согласно википедии душа (лат. anima) - бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу. Но сущность каждого отдельно взятого конкретного человека, его личность это, прежде всего, его индивидуальная история, закрепленная в его памяти. Безпаметство - это прежде всего потеря души. Смерть человека - это прежде всего окончание его собственной истории. Воскрешение человека - это актуализация его личной истории. Исходя из такой постановки проблемы локализации вместилища души, можно предполагать, что душа находится там, где сохраняется сокроверная память человека.

С естественнонаучных позиций принято считать, что память, как «комплекс познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков» формируется как функция нервной системы. Однако, если отказаться от магии определения «высшие психические функции», то необходимо признать, что индивидуальная память характерна не только для всех живых организмов, но и вирусов, и разнообразных внутриклеточных структур! Более того, памятью, помимо нервной системы, обладают другие системы органов, органы, ткани и клетки, причем это, согласно определению именно, сокровенная память, ибо она не может быть вербализирована!

С естественнонаучных позиций сердце вполне может быть вместилищем души! Но каковым может быть механизм формирования души вне нервной системы и мозга, «вместилища разума», - вот в чем вопрос!

Проблема функционирования нервной системы, как аппарата, обеспечивающего разумное поведение, более или менее стала понятна после исследований И.П.Павлова,  П.К.Анохина и других российский физиологов. Развитие теории разработки и создания вычислительной техники позволяет лучше понять работу нервной системы как универсального компьютера (вычислителя). Если рассматривать нервную систему  в сравнении с вычислительной машиной, то необходимо вспомнить, что помимо широко распространенных ЭВМ существуют аналоговые компьютеры, которые представляют числовые данные при помощи аналоговых физических параметров (скорость, длина, напряжение, сила тока, давление). В аналоговых вычислительных машинах (АВМ) «каждому мгновенному значению переменной величины, участвующей в исходных соотношениях, ставится в соответствие мгновенное значение другой (машинной) величины, часто отличающейся от исходной физической величины природой и масштабным коэффициентом». Можно предположить, что личность человека формируется на основе функционирования гибридной вычислительной системы, сочетающий в себе свойства аналоговых и цифровых вычислительных устройств. Если исходить из этого, то «аналоговая часть» личности человека  формируется в основном на основе функционирования сердечно-сосудистой и периферической нервной систем, а «цифровая» на основе ЦНС системы, где заканчивается формирование психического образа личности.

Исходя из этого можно объяснить парадокс смерти человека после прекращения непрерывного движения крови - после клинической смерти подавляющее большинство органов и тканей, в том числе и сердце, остаются живыми. Если бы этого не было, то не была бы возможна пересадка органов и тканей от погибших людей, а у трупов не продолжали бы расти ногти и бороды! Можно предположить, что, когда останавливается кровоток, прекращает работать «аналоговый компьютер», в котором формируется и хранится сокроверная память человека, его душа.

По аналогии с этим представлением о душе человека, естественнонаучный субстрат   души растения - непрерывное движение соков по его сосудам (ксилеме и флоэме), а память - в случае травенистых растениий оно само, а в случае древесных растений и кустарников - их ством, древесина и крона, которые на протяжении веков могут сохранять историю их индивидуальной жизни  - аналог личности  человека и высших животных.

Сердце -  центральный орган кровеносной системы участвующий в формировании психической деятельности человека. Это представление основывается на том, что кровеносная система является частью физиологического аппарата, работающего по принципу аналоговой вычислительной машины. Такой подход позволяет с естественнонаучных позиций понять подход томизма в трактовке соотношения функций сердца и мозга в познании объективной реальности, окружающей человека. И понять самого человека, как части этой реальности.

общество, компьютер, физиосоциология, душа, наука, религия

Previous post Next post
Up