Субъективный фактор социальной революции

May 05, 2019 18:41


Субъективный фактор или, иначе, подлинный субъект социальной революции, более или менее осознанно и целенаправленно осуществляющий её, отнюдь не сводится ни к совокупности политических корпораций духовного родства (= совокупности политических партий), ни к той политической партии, которая является авангардом общественного класса, определяющего специфическое отличие и характер соответствующей социальной революции. И совсем другой вопрос - каково это революционное сознание, насколько оно есть иллюзорное (= идеологическое) сознание, во-первых, какова та действительная цель, к которой посредством совершения социальной революции стремится её подлинный субъект, во-вторых, и какова та цель, которая декларируется субъектом социальной революции в качестве её цели, в-третьих.

Подлинным субъектом социальной революции, то есть ее субъективным фактором, является, прежде всего, революционный общественный класс, который в процессе и процессом возникновения революционной ситуации и развертывания из неё полномасштабной социальной революции утверждает самое себя в качестве класса для себя - как организованный для своего господства класс. Но одним только революционным классом, организующимся в господствующий класс, субъективный фактор социальной революции отнюдь не ограничивается. До сих пор в истории ни один революционный класс не смог завоевать и удержать государственную власть, а равно и стать действительно господствующим классом без стратегических и тактических союзов с социально близкими большими социальными группами, являющимися частями иных общественных классов, и без использования всякого рода попутчиков из других общественных классов. Иными словами, субъективным фактором социальной революции в действительности является совокупность движущих сил этой революции, исторически определенным способом организованная и в той или иной мере отмобилизованная на решение задач этой социальной революции и достижения ее целей.

Главными организаторами и руководителями движущих сил социальной революции до сих пор выступали и выступают политические партии не зависимо от того, оформлены они институционально в качестве политических партий, либо же они возникли и действуют в иных формах институциональной социальной организации корпораций духовного родства. Чем определяются место и роль политической партии революционного класса в этом процессе его (общественного класса) самоорганизации в господствующий класс? Прежде всего, они определяются уровнем развития соответствующего обособленного общественного производственного организма (одновременно и материального, и политического государства) вообще и самого революционного класса, политическим и идеологическим авангардом которого является эта партия, в особенности. Далее, партия не есть нечто само по себе и для самой себя сущее, она есть производная от класса его часть, а именно выражающая его классовые интересы и служащая их осуществлению передовая часть класса - его авангард. Однако всякая политическая партия есть выделенная классом форма институциональной социальной организации, которая не есть форма организации всего данного класса как класса, но есть всего лишь одна из институциональных форм его (этого класса) социальной организации.

В-третьих, место и роль политической партии определяются тем, в какой мере осознанно и насколько адекватно она сама как общественная корпорация (как целое) политически и идеологически выражает и осуществляет классовые интересы того общественного класса, действительной частью которого и (или) орудием которого она является. Место и роль партии в организации класса в класс для себя определяется именно тем, насколько адекватно, а не иллюзорно осознает данная партия классовые интересы своего общественного класса в его целом, с одной стороны, и насколько адекватно она выражает и осуществляет на практике эти классовые интересы, с другой. Поэтому, с одной стороны, место и роль конкретной партии определяется тем, является ли присущее ей как целому осознание интересов своего класса формой выражения идеологии всего этого общественного класса в его целом или оно есть форма выражения идеологии только некоей особенной части этого класса (и тогда - какой именно части). А с другой стороны, подлинные место и роль партии определяются теми классовыми интересами, которые в действительности, а не на словах, не декларативно только выражает и осуществляет на практике данная политическая партия, и в какой части она выражает и осуществляет эти интересы этого класса. Либо она в действительности выражает и осуществляет интересы всего того общественного класса, частью которого она является, либо - интересы некоей особенной части (и какой конкретно особенной части) того общественного класса, частью которого она в действительности, а не на словах, не декларативно является.

Отсюда неизбежны два особенных идеально-типических случая. Первый - политическая партия, оставаясь по своему социальному составу по преимуществу частью одного, а именно эксплуатируемого класса, в действительности может изначально являться или чрез некоторое время стать орудием политического и идеологического господства над ним другого (господствующего) класса, то есть приводным ремнем господствующего класса к классу эксплуатируемому. И второй - и по своему социальному составу, и по своей действительной общественной практике являясь частью господствующего класса, некая партия в общественной жизни представляет самое себя в качестве политической партии эксплуатируемого класса, на практике “соединяющей передовую теорию с эксплуатируемым классом”, будучи в действительности не более чем приводным ремнем к эксплуатируемому классу.

В-четвертых, политическая партия не есть единственный или всеобщий авангард класса, но она есть особенный политический авангард класса или, иначе, она есть особенная политическая корпорация духовного родства. В отличие от иных институциональных форм организации класса (= в отличие от иных классовых корпораций), политическая партия создается и действует с целью возведения классовых (по существу своему частных) интересов класса в интересы общие и всеобщие и осуществление этих частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов обособленного общественного организма (общества).
Каковы главные условия или, иначе, каковы главные предпосылки осуществления частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов всего обособленного общественного организма (общества)? Общим таким условием, а равно и общей предпосылкой является завоевание (установление) и удержание классового господства соответствующего общественного класса в данном обособленном общественном организме, то есть в данном материальном и политическом государстве. Поэтому особенным условием, а равно и особенной предпосылкой, резюмирующей в общественной практике общее условие и предпосылку, является завоевание (установление), осуществление и удержание государственной власти в руках общественного класса, практическим институционально организованным орудием чего как раз и является политический авангард класса.

Василиев Владимир, 12-17 июля 2015.

революция, партия, пролетариат

Previous post Next post
Up