Выход из окружения Западной группировки 33 армии. Часть 1

May 29, 2020 11:40

Четыре года назад, в апреле 2016, мной была предпринята попытка обобщить имеющиеся данные по действиям Западной группировки 33 армии генерала Ефремова в боях юго-восточнее г.Вязьма в январе-апреле 1942 г.
https://slyfox78rus.livejournal.com/48795.html

За эти годы, совместно с коллегами с форума http://www.ugra.alexandrovi.ru/forum/index.php?board=29.0 были закуплены и переведены документы 15, 17 и 23 пд, 5 и 20 тд, 3 мд, 5 ак.
Так же были закуплены снимки немецкой авиаразведки по состоянию на осень 1942 г.

Информация из этих источников позволила уточнить детали тех или иных событий и сравнить их с немногочисленными и часто путанными воспоминаниями оставшихся в живых ефремовцев.


Введение

В данной работе предпринята попытка обобщить информацию по прорыву из окружения Западной группировки 33 армии за период с 14 по 19 апреля 1942 года на основе данных, имеющихся по состоянию на апрель 2020 г.: немецкие документы, документы С.Д.Митягина, (в т.ч. воспоминания ветеранов-ефремовцев), документы сайтов «ОБД Мемориал», «Память народа» и «Подвиг народа»).

Воспоминания ефремовцев являются единственным источником информации о том, что происходило в войсках 33 армии. Не смотря на множество деталей, главным их недостатком является то, что опрос ветеранов проводился в 1970 - 1980-х годах, когда они были в преклонном возрасте и многие подробности, особенно даты тех или иных событий, стёрлись из памяти.
Кроме того, измученные люди, не принимавшие пищу несколько дней, часто теряли счёт времени.

Лучше всего их состояние описано в воспоминаниях политрука 910 ап 338 сд Снеткова И.А.:
В тот период было очень трудно запоминать и осмысливать ряд наших действий. Все в группе были истощены не только физически, но и духовно. Нервное состояние многих бойцов было таким, что шли они скорее автоматически, совершенно не сознавая о происходящем вокруг них. Они были как бы равнодушны к тому, что будет им предстоять в следующую минуту. Не могу спокойно, без содрогания всмпоминать те дни.
У меня от психического перенапряжения перестали двигаться руки. Их как бы парализовало. Мои бойцы запихнули руки ко мне за пояс, к поясу привязали верёвочку и таким образом вели меня вперед…
Невезучесть меня не покидала. Начала проходить слабость в руках, а тут что-то случилось с ногами. Я совершенно перестал их чувствовать, стали они как чужие…
Чувство времени перестало для меня существовать. Помню, что непослушными руками я стал растирать мышцы онемевших ног. Только через несколько часов появилось лёгкое покалывание в ногах и я сделал попытку идти…

Именно поэтому даты и время, называемые ветеранами, очень часто не совпадают с данными немецких документов. Что создаёт дополнительные трудности в определении места и времени того или иного события.

В цитируемых документах немецких частей указано Берлинское время, которое на апрель 1942 г. отставало на 1 час от Московского.

Краткое описание боевых действий с 10 по 13.04.42

19-21 марта немецкое командование предприняло попытку разрезать оборону Западной группировки ударом с юга на Лядное и далее на север. Героическими усилиями подразделений 338 и 329 сд это наступление своих целей не достигло, хотя Лядное и было потеряно. Наступавшие в районе Лядное подразделения 5 тд и 23 пд понесли большие потери (за 20 марта 2-й батальон 13 сп 5 тд и два батальона 9 пп 23 пд потеряли около 140 человек ).

Убедившись, что наличными силами Западную группировку разгромить не получается, командование 5 армейским корпусом приняло решение дополнительно перебросить в район обороны 33 армии основные силы 15 пд. Замыслом операции предполагалось сходящимися ударами: с севера от Мелихово - Бесово и с юга от Лядное - Карпово, отрезать основные силы 113, 338 сд и часть сил 329 сд от р.Угра, окружить и уничтожить .

Схема 1. Замысел немецкого наступления



10.04.42

Ранним утром началось немецкое наступление. К исходу дня немцы вышли к р.Угра, заняв Дрожжино, Дмитровку, Федурнево.

338 сд, понеся большие потери, отошла на правый берег р.Угра. Часть сил 113 сд во главе с командиром дивизии полковником К.И.Мироновым осталась в окружении в районе Горбы и в ночь с 10 на 11 апреля готовилась к прорыву в восточном направлении.

В районе Дмитровки были потеряны склады Западной группы, а так же находившийся на северной окраине деревни единственный аэродром.
Войска остались без боеприпасов и с крайне ограниченным количеством продовольствия.

Не благоприятствовала погода и обороне. В Журнале боевых действий 5 тд за 14 апреля подчёркнуто, что «Из-за таяния снегов противник потерял свои особенно неудобные для атакующих войск «снежные позиции» и имеет - если у него нет подготовленных земляных блиндажей - лишь ограниченные возможности упорно оборонять населенные пункты, как он это мог делать еще в конце марта…».

Вечером 10.4. Ефремов двумя шифротелеграммами доложил складывающуюся обстановку в штаб фронта:
«Тов. Жукову, Хохлову.
1. Обстановка сильно ухудшилась; противник усиленно стремится сжать наше кольцо.
2. С 13.00 10.04.1942 года враг бросил на сжатие кольца танки и пехоту, нацелив их на каждый наш укрепрайон.

4. Веду напряженные бои, будучи прижат противником к реке Угра. На левом фланге 338 сд. 113 сд противник отрезает от реки Угры, она ведет бой на рубеже Тякино, Неонилово и перелесках юго-западнее Дмитровка. 160 сд ведет бой на прежних рубежах.
5. Стремлюсь организовать оборону на реке Угра.
6. По вашей шифротелеграмме будет более правильное решение - собрав все силы, пробиваться через Шпырево, Жолобово, Дорки и действовать далее на фронте Большое Устье - Павлово - Королево.
7. Этим самым и будем помогать 43 и 49 армиям соединиться с нами.
8. К Жабо мы не прорвемся, так как нас разделяют танки врага с пехотой.
9. Прошу вашего скорейшего утверждения плана, пока противник не разгадал наш замысел».

«Тов. Жукову, Хохлову.
1. При создавшейся крайне тяжелой обстановке ждать больше невозможно.
2. Тяжелый вывод ожидается, крайне тяжелый выход, но это все же лучше разгрома. За два с половиной месяца боев в окружении войска сильно обескровели.
3. Спасение было в пополнении, но его получить оказалось невозможно.
4. Единственный выход, считаю, двигаться навстречу 43 и 49 армиям.
5. Жду Вашего скорейшего решения».

11.04.42

В первом часу ночи была получена шифротелеграмма Жукова с утверждением плана прорыва в направлении 43 армии:
«Тов. Ефремову.
1. Главные силы собрать в районе Красное, Жолобово, Шпырево.
2. Оборону построить на запад на реке Угра, противника попытаться отбросить на север за реку Угра.
3. Ведите разведку и готовьте удар на соединение с Голубевым и Захаркиным».

Взятые в плен в районе Хмельники сообщили, что «из Москвы поступила новый приказ для окруженных войск и 12.4 они должны прорываться на восток».
17:50 в ходе переговоров, командир 5 тд информировал командира 12 ак: «Замечание командира дивизии о том, что противник предположительно предпримет попытки прорваться в районе между Буслава и Беляево на юго-восток. Поэтому необходимо усиление южного фронта обороны силами не меньше 1 роты в лесу между обоими населенными пунктами».

12.04.42

Часть сил 113 сд сумела прорваться из окружения под Горбы и вышла в район Семешково. Остальные части дивизии оборонялись в районе Медведево.
338 сд оборонялась на рубеже Лутное, Красное, Высокое, Жолобово.
160 сд удерживала прежние позиции в районе Шпырево, Федотково.

10:00 генерал Ефремов издал приказ № 027 о прорыве на соединение с 43 и 49 армиями.

Схема 2. Замысел прорыва 33 армии



14:40 немцы перехватывают радиограмму, в которой указано время и направление прорыва 33 армии:
XII армейский корпус сообщает о перехваченной русской радиограмме от 12.4 14.40, которая направлена генералу Ефремову. Ефремов получает команду 12 или в ночь на 13.4 на перемещение в район Малое Виселево - Жары - Новая Михайловка и соединяется там с наступающими с востока из Большое Устье 1 гв. сд, 17, 53, 415 сд.

13.04.42

Для обеспечения прорыва, в ночь с 12 на 13 апреля дальнебомбардировочная авиация (группа Голованова) совершила налёт на Буславу и Песково.
На Буславу 2 самолёта 1 аэ в ходе 4-х вылетов сбросили 4 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, израсходовали 625 патронов.
На Песково 4 самолёта 1 аэ в ходе 4-х вылетов сбросили 6 ФАБ-250, 32 ФАБ-100, 12 ЗАБ-50, израсходовали 1850 патронов .
ВВС 33 армии бомбили Беляево и Староселье, ВВС 43 армии - Дорки и Шумихино.

09:00 в штаб Западного фронта ушла шифровка Ефремова:
1. В силу затяжных боев на участке 338 и 113 сд в ночное время с 12.04 на 13.04.1942 года время потеряно.
2. Организую прорыв на участке Реутово, Щелоки, Дорки, Беляево и Буслава в ночь на 14.04.1942 года.
3. О часе общего наступления донесу дополнительно.
4. В Красное большое скопление пехоты противника с артиллерией. Допускаю наличие в Красное до 10 танков противника.
5. В 22.00 прошу бомбить Щелоки, Дорки, Беляево, Буслава, Песково.
6. На участке 160-й сд ведется обстрел расположения наших частей.
Готовлю прорыв.

17:20 связь с группой Ефремова потеряна и восстановлена не была.

14 апреля

Из-за переноса прорыва на сутки, в ночь с 13 на 14 апреля были спланированы действия армейской авиации и авиации Западного фронта:
Группа Голованова (16 ТБ-3) должна была нанести ночной удар по Буслава и Песково. Повторый вылет (по вызову с КП фронта) на Греково, Шумихино.
Авиация 33 армии должна была нанести ночной удар по Щелоки. Повторый вылет (по вызову с КП фронта) на Ступники, Греково.
Авиация 43 армии должна была нанести ночной удар по Дорки. Повторый вылет (по вызову с КП фронта) на Борисенки.
Авиация 49 армии (по вызову с КП фронта) должна была нанести ночной удар по Шумихино.

В связи с потерей связи с Западной группировкой 33 армии, запланированные вылеты группы Голованова не состоялись. Армейская авиация 33 и 43 армий в ночь на 14 апреля подняться в воздух не смогла из-за неблагоприятных метеоусловий.

Выводы:
- Командование Западного фронта длительное время не давало согласие на прорыв из окружения. В итоге это привело к тому, что выход начался в условиях наступившей распутицы и начала ледохода, что крайне ограничило возможности для манёвра войск. Войска армии были вынуждены оставить всё тяжёлое вооружение.
- Потери баз снабжения в ходе боёв 10 - 12 апреля привели к острой нехватке в частях боеприпасов и продовольствия.
- Наступившая оттепель не позволила в полной мере задействовать авиацию, которая не могла в дневное время подниматься с раскисших полевых аэродромов.
- Утверждения некоторых исследователей, что в группе Ефремова был предатель, передававший немцам планы командования, не соответствуют действительности. То, что прорыв планируется, немецкое командование узнало от пленных, направление прорыва и дату - в результате радиоперехвата. Т.е. судьба Западной группировки в значительной мере была решена человеком, отдавшим команду на передачу не зашифрованного приказа по радио.

33 армия, 1942, ВОВ

Previous post Next post
Up