Оригинал взят у
pro100_mica в
Заграничный поход русской армии. Июль 1813 года Итак, в июне было заключено, а затем продлено перемирие между французской армией и русско-прусскими коалиционными войсками до 10 августа. За это время необходимо решить много важных задач. Военачальники получили приказ, согласно которому им вменялось в продолжение заключённого перемирия употребить всё попечение свое в приведение в должную исправность оружия, амуниции и прочего; к сбережению здоровья солдат; к сохранению среди их просто порядка и дисциплины; к упражнению мало опытных из них в искусстве военном и, словом, к доведению каждой части до совершения и готовности на новые подвиги
Конная гвардия, 1813 год
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
В эти дни шла тяжкая рутинная работа, у всех были свои задачи, перемирие означало не мир, а возможность поправить каждой из сторон свои дела. Главнокомандующие старались как можно более эффективно наращивать силы войск, государи и дипломаты искали точки соприкосновения, вырабатывали дальнейшую тактику действий.
Если прусские войска находились в основном на собственных территориях и снабжались достаточно регулярно, то Барклаю-де-Толли пришлось туго. В докладной записке императору, он изложил причины кризиса, возникшего с продовольственным снабжением войск. Армия ушла далеко вперёд от запасов продовольствия, заготовленных в России. Во время пребывания в герцогстве Варшавском и Саксонии весной 1813 года русские войска питались за счёт реквизиций на этих территориях. Но специальных предварительных мер по созданию запасов продовольствия, складов и резервных магазинов в тылу предпринято не было. Как уже говорилось, русская армия была на грани голода. Как писал Барклай-де-Толли императору, от него в начале июня солдат спасло прибытие подвижного армейского магазина бывшей Дунайской армии адмирала Чичагова, позволившего продержаться на запасе сухарей несколько недель. Этот обоз был сформирован ещё в летом 1812 года и его телегам, запряжённым не только лошадями, но и крупным рогатым скотом, пришлось преодолеть по зимним дорогам и весенней распутице огромное расстояние, чтобы достичь цели. Теперь же, когда вся армия сконцентрировалась в одном месте, прокормить её было ещё труднее.
На постое, 1813 год
Максим БОРИСОВ
Купить продовольствие за звонкую монету тоже не представлялось возможным, так как походная казна была практически пуста, ибо армия получила от министерства финансов менее четверти положенных денег. Барклай считал, что император должен заставить министра финансов Гурьева незамедлительно выделить положенные средства, а также принудить варшавского генерал-губернатора В.С. Ланского (который по мнению русских генералов, переметнулся к своим и начал служить скорее польским, чем российским интересам) выполнить план по реквизициям на территории герцогства.
На гренадерском биваке, 1813 год
Максим БОРИСОВ
Бивак казаков
Финард Давид Ноэль ДЬЕДОННЕ
Александр I оперативно откликнулся на просьбы своего командующего, в главный штаб армии были незамедлительно направлены нужные деньги. Гурьев, опасавшийся гиперинфляции, безоговорочно подчинился приказу императора. А Ланского государь предупредил о личной ответственности за срыв сбора и доставку продовольствия, который тут же сдал свои прежние позиции... За два месяца перемирия начали приносить плоды и усилия по переобмундированию русской армии, было получено достаточное количество сапог и парусины для пошива летних панталон. Подоспели и заказанные в марте у частных поставщиков в Кёнигсберге мундиры для линейных войск. Этому поспособствовало и то, что Барклаю удалось в феврале в Польше реквизировать запасы отличного сукна, предназначенного для армии Наполеона.
Императорская русская инфантерия
Императорская русская кавалерия
Кроме этого, Михаил Богданович занимался скучной, но необходимой работой по инвентаризации всех ружей, состоявших на вооружении российской армии, стараясь их унифицировать, избавившись от старого и бесполезного оружия. Но главное, нужно было преодолеть административную неразбериху, доставшуюся ему от генерала П.Х. Витгенштейна, наладить связи между подразделениями, определить их численность. Были изданы таблицы с перечислением бригад, дивизий и корпусов, к которым относился каждый полк с указанием точной их дислокации.
Немало проблем было и с введением в полевую армию десятков тысяч прибывающих резервистов, как ветеранов, возвращавшихся в части после лечения в госпиталях или выполнения специальных заданий, так и новобранцев, кавалерийских резервов, артиллерии. В июле стояла отличная погода, у полков имелось свободное время и ветераны могли спокойно заниматься обучением резервистов: Из России в полки прибыли резервные эскадроны, свежие рекруты и запасные лошади, а обучение и тренировка воинов и лошадей длилась с утра до вечера; это была очень лихорадочная, кипучая и энергичная деятельность... То же самое происходило в пехоте и в артиллерии... Наши усилия окупились сторицей, так как под конец перемирия состояние российской армии было лучше, чем в начале войны: она была полностью укомплектована, хорошо экипирована, полна храбрости и желания схлестнуться с врагом, а также имела в своих рядах больше, чем когда бы то ни было испытанных в боях генералов, офицеров, солдат (из воспоминаний нач. штаба артиллерии барона Корфа Ф.Ф. Шуберта)
Портрет наследного принца Швеции Карла Юхана, 1811 г.
Франсуа Паскаль Симон ЖЕРАР
10 июля в местечко Трахенберг, что в семи милях от Бреславля, для обсуждения предстоящих действий союзных армий против Наполеона съехались российский император Александр I, король Прусский Фридрих-Вильгельм III и наследный принц Швеции Карл Юхан (бывший маршал Франции Жан Батист Жюль Бернадотт) со свомим свитами. В заседаниях по составлению нового операционного плана действий союзных войск против Наполеона участвовали преимущественно с русской стороны генерал Карл Фёдорович Толь, с прусской генерал Карл Фридрих фон Кнезебек, от Швеции - наследный принц и генерал Густав Карл Фредрик Лёвенгельм. На совещании представители России, Пруссии, Швеции и Англии разделили силы союзников на три основные армии (Богемскую, Силезскую и Северную), определили численность союзных войск, направление их операций после истечения срока перемирия. А также окончательно утвердили план военных действий - Трахенбергский план, согласно которому все союзные армии должны действовать наступательно: неприятельский лагерь будет точкой, где они сольются воедино Но... главным должны были стать согласованные действия союзников. Если Наполеон начинал операцию против любой из армии коалиции, она начинала отступать, а две другие обязаны были атаковать его войска в тыл, продвигаясь вперёд и нанося фланговые удары по растянутым коммуникациям французов. Большая роль уделялась и летучим отрядам, которые должны были постоянно угрожать связи между отдельными частями неприятельской армии, действуя в её тылу, и тем самым еще более усиливать то чувство опасности, которое, несомненно, и без того уже существовало в рядах французов, так как они, по большей части, были физически слабее войск союзников, а войска Рейнского союза назвать надежными было бы слишком опрометчиво.
Портрет Карла Фёдоровича Толя
Джордж ДОУ
Главным автором этого плана был русский генерал Карл Фёдорович Толь, который предварительно провёл консультации с австрийскими фельдмаршалами Шварценбергом и Радецким, не участвовавшими в совещании, заручившись их поддержкой. Может быть на первый взгляд план был не совсем смелым, но разумным и, как оказалось, весьма эффективным, как нельзя лучше соответствовал условиям общего положения и возможностям коалиционного ведения войны.
Портрет Клеменса Меттерниха, гравюра Фридриха ФЛЕЙШМАНА с живописного портрета Томаса Лоуренса
Портрет Фридриха Вильгельма фон Гумбольдта Неизвестный автор
Портрет Луи-Мари-Жака-Амальрика де Нарбонна-Лара
Эрминия (Эрмини) ДЭЭРЭН, урожденная Лерминье
Параллельно в Праге 12 июля открылся конгресс по выработке условий мирного договора между воюющими сторонами. От российской стороны вести переговоры был уполномочен тайный советник барон Иван Осипович Анстедт, от прусской - барон Фридрих Вильгельм фон Гумбольдт (брат учёного Александра фон Гумбольта), от австрийской - граф Клеменс Венцель Лотар Меттерних. Французскую сторону представлял дивизионный генерал граф Луи-Мари-Жак-Амальрик де Нарбонн.
Но переговоры долго топтались на месте и начались только 28 июля, так как французский представитель мало того, что прибыл с опозданием, так ещё и без соответствующих полномочий обсуждать условия мирного договора. Это лишний раз подтвердило подозрения союзников и особенно австрийских дипломатов в том, что Наполеон просто старается выиграть время и не стремится к заключению мира. Сидеть на двух стульях Меттернику становилось опасно, нужно было определяться. Для того, чтобы хотя бы нейтрализовать Австрию, Наполеон должен был принять условия ультиматума, согласованного с Россией и Пруссией, которые были направлены ему 19 июля: ликвидация Варшавского герцогства и раздел его территории между Австрией, Пруссией и Россией, восстановление Австрии в границах 1805 г., а Пруссии в границах 1806 г., роспуск Рейнского союза, признание независимости Германии, Голландии и Италии, восстановление династии Бурбонов в Испании. В случае отклонения их Наполеоном, Австрия обязывалась вступить в войну на стороне союзников и выставить 150 тысяч человек. Забегая вперёд, скажу, что только за день до истечения срока перемирия французская сторона предоставила Меттерниху ответ: Наполеон соглашался оставить польскую территорию и предоставить Австрии большую часть Иллирии. Это не удовлетворило австрийскую сторону, переговоры были прерваны, конгресс закрыт, а Австрия объявила войну Франции.
Фердинанд Эрнст Август Cаксен-Кобург
Джордж ДОУ
И наконец, 30 июля к союзникам примкнул и поступил на австрийскую службу герцог Фердинанд Эрнст Август Саксен-Кобург, который в последующем принимал активное участие во многих сражениях.
Острова в океане.
История с географией.
Позволю себе небольшое лирическое отступление...
Несмотря на то, что дело было в июле, но 1820 года, оно имеет пусть и косвенное, но отношение к некоторым героям Войны 1812 года и Заграничных походов Русской армии.
Шлюпы Мирный и Восток
М.М. СЕМЁНОВ
Шлюпы Мирный и Восток.
Евгений ВОЙШВИЛЛО
И связано оно с кругосветным путешествием на шлюпах Мирный и Восток под руководством мореплавателей капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева. Тогда после окончания короткого арктического лета и месячной стоянки в Сиднее, шлюпы курсировали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. А находившийся в составе экспедиции художник Павел Михайлов делал зарисовки окружающего мира:
Вид Ледяных островов, 8 января 1820 года
Вид на залив Порт Джексон и город Сидней, 1820 год
В июле участники экспедиции обследовали архипелаг Паумоту (Туамоту), где нашли ряд необитаемых островов, не нанесённых на карты и, возможно, ещё не посещённых европейцами и дали им имена русских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев. Атоллы в центре и на западе Туамоту Беллинсгаузен назвал островами Россиян, а на крайнем западе - о. Лазарева. Так на картах появились такие славные российские имена-острова: М.И. Кутузова (Макемо), М.Б. Барклая-де-Толли (Рароиа), Н.Н. Раевского (группа островов), П.В. Чичагова (Таханеа), А.П. Ермолова (Таэнга), П.Х. Витгенштейна (Факарава), П.М. Волконского (Такуме), Г.А. Свиридова (Такапото), А.С. Грейга (Ниау), М.П. Лазарева (Матахива) и др. Со временем русские топонимы вышли из употребления, в международном географическом лексиконе закрепились туземные названия.
Более подробно прочесть об этом и атолле Петра Витгенштейна можно
Здесь, у уважаемого френда
bruchwiese Кстати, не так давно энтузиастами Челябинского отделения Русского географического общества, совершившими кругосветную экспедицию, на острове Макемо (бывшем о. Кутузова) была установлена каменная стела с барельефами двух полководцев Отечественной войны 1812 года - Михаила Кутузова и Николая Раевского.
И, чтобы дважды не вставать, ещё чуть-чуть. После пресечения Южного полярного круга, 10 января 1821 года экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева был открыт остров, названный в честь основателя российского флота Петра Великого, а через неделю - гористый берег Александра I. Далее курс экспедиции лежал к открытой англичанином Уильямом Смитом земле, Новой Шетландии, которую многие приняли за южный материк (об этом русские мореплаватели узнали в Австралии). Исследовав эту землю, русские обнаружили, что это цепь островов, простирающихся в восточном направлении почти на 600 км. Моряки описали, провели съемку архипелага и положили Южные Шетландские острова на карту. А некоторым из островов дали названия в честь главных сражений с Наполеоном: Бородино (Смит), Малый Ярославец (Сноу), Смоленск (Ливингстон), Полоцк (Роберт), Березина (Гринвич), Лейпциг (Нельсон), Ватерлоо (Кинг-Джордж), которые в будущем англичане переименовали на свой лад...