Орнитоморфные привески с изображением птицы в геральдической позе (сокола).

Sep 19, 2013 16:19

Цикл статей по теме "Символ Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике" хотелось бы начать с анализа находок несколько типов орнитоморфных привесок с изображением птицы в геральдической позе - предположительно сокола. Попробуем собрать основные находки, выявить территорию распространения, период бытования, а также возможные находки литейных мастерских.

1. Самыми ранними образцами подобных привесок могут служить монетовидные привески, выполненные из серебра в технике зерни, относящиеся к концу X в. Они найдены в комплексе Владимирских курганов и Гнездово. Здесь в типичной славянской технике зерни выложены древнерусские геометрические узоры, характеризуя тем развитие славянского искусства зерни и скани IX - X вв.
Данные привески не были литыми (не заливались в литейные формы), а изготавливались из тонкого листа серебра с напаиванием зерни и серебряного жгута. Это объясняет отсутствие находок каких-либо литейных приспособлений или форм для их производства, но определенно, изготавливались данные изделия на территории Древней Руси в крупных ювелирных мастерских Киева или Новгорода.


Близкое изображение можно найти на изделии из Влоцлавека (Польша), датируемое концом X - нач. XI вв. и относящейся к Западнославянским древностям. Оно также выполнено с высоким мастерством и использованием техники зерни:



2. По прототипам привесок приведенных выше, по всей видимости, были изготовлены монетовидные привески с изображением хищной птицы, аналоги которых повсеместно находят на территории Древней Руси. В г. Белоозере Вологодской обл. была найдена литейная форма данной привески и необработанные отливки изделий, что в свою очередь подтверждает их производство на Руси. Датировка привесок - вторая пол X - рубеж X-XI вв.



Седова М.В. в описании к подобных привесок пишет, что они относятся к наиболее древним (X в.) и были найдены в Новгороде, Гнездово, Чернигове, а также во Владимирских курганах. Изображение на данных привесках она приписывает Византийской традиции (?).

3. К третьему типу изображения можно отнести привески с хищной птицей, датируемые XI веком. Датировка подтверждена находками из Ярославской (с. Благовещенье) и Калужской (с. Спас) областей.



Предположительно, переливки данной привески выполненные в высокооловянистых сплавах продолжали производиться также в начале XII в.

4. Еще один тип привесок характеризуется более стилизованным изображением птицы, но данное изображение в целом очень близко аналогичному на привесках 3-го типа (см. выше). Исполнение и сплав, из которого сделаны данные изделия, также указывают на период не раннее конца XI в:



5. Под пятым типом помещена киотовидная привеска, схожая с изделиями 3 типа наличием лап птицы - в целом изображение на данных 2-х типах привесок стилистически очень близки. Датировка не раннее XI - XII вв.



6. И последний тип изображений, который хотелось бы рассмотреть, это птица с Вщижской арки от напрестольной сени ( княжеский замок Вщиж близ Брянска). Арка датируется второй половиной XII в. Справа схожее изображение птицы с привески, отличное лишь наличием нимба:



Это замыкающий тип изображения данного сюжета домонгольского времени.

Литература:
1. Ениосова Н.В., Зозуля С.С., "Подвеска с изображением хищной птицы из Гнездово";
2. Никонова Е.Ю., "Подвеска с птицей из Владимирских курганов";
4. Никольская Т.Н., "Земля Вятичей";
3. Седова В.М., "Ювелирные изделия Древнего Новгорода";
4. Рыбаков Б.А., "Язычество Древней Руси".

сокол, археология, орнитоморфные привески, древняя русь

Next post
Up