Откуда взялись свеи (шведы) в ПВЛ? Колосс на глиняных ногах.

Jul 26, 2020 18:06


Ключевые слова: норманизм, антинорманизм, Повесть временных лет, Радзивилловская летопись, варяги, свеи (шведы).



Иллюстрирация из Радзивилловской летописи - летописного свода нач. XIII в., сохранившегося в двух списках XV в.

В процессе изучения Варяжского вопроса исследователи повсеместно встречаются с высказыванием норманистов о Варягах-шведах, упомянутых в Повести временных лет, или т.н. «Несторовой летописи», а также о причислении руси к свеям. Данная информация, давно ставшая аксиомой Норманизма, была почерпнута из текста летописного свода начала XII века, написанного монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и за многие десятилетия стала одним из столпов теории призвания варягов-шведов на правление славянами. На отрывок из ПВЛ ссылаются в своих работах все известные норманисты, на этой теории строятся все теории о норманском происхождении Руси. С годами само упоминание шведов (свеев) в ПВЛ стало неоспоримым фактом - на его основе было впоследствии написано множество книг и защищены десятки диссертаций. Да и как можно его опровергнуть, ведь, перефразировав известную фразу - «из Летописи слов не выкинешь».

Само значение данного отрывка из ПВЛ для всей Норманской теории сложно переоценить. Без этого пазла рассыпались бы все выводы и основополагающие принципы построения Норманской теории.

Ниже приведены некоторые отрывки из работ как норманистов, так и антинорманистов с упоминанем данного фрагмента летописи Нестора.

- Изслѣдования, замѣчания и лекции, М. Погодина, о русской истории ..., Том 2. 1846 г, Москва.



«Афешово бо и по колѣно; Варязи, (Свеи, Оурмане, Русь, Агняне), Галичане, Волъхва, Римляне, Нѣмци, Корлязи, Веньдици, Фрягове и прочии; ши же присѣдяшь ѡтъ запада къ полуночью, и съсѣдяшся съ племенемъ Хамовымъ» (Несторъ, Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, с.2).

-Варяги и русь. Историческое исследование С.А. Гедеонова. 2 ч. Спб. 1876 г.

«...Она [система Нестора] не касается вопроса о словено-русской народности, но вертится единственно на задуманном им объяснении

имени русь от варягов. Ее коренные положения: 1) «А словенескъ языкъ и рускый одинъ, отъ варягъ бо nрозвашася русью, а первее беша словене». 2) «Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмяне, анъгляне, друзии гьте; тако и си». Русь не шведы, не норвежцы, не англичане, не датчане; сходство только в 06щем наименовании варягами.»

- Повесть временных лет, часть 1. Перевод Д. С. Лихачева. 1950.

«...к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски. Афетово бо и то колѣно: варязи, свей, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волъхва, римляне, нѣмци, корлязи, веньдици, фрягове и прочий, ти же присѣдять оть запада къ похуденью и съсѣдяться съ племянемъ хамовым.»

- Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. 2003

«Сказание о призвании варягов.

... из этого сказания, читающегося в большей части списков ПВЛ под 6370 (862) г., неясно, кто, собственно, был призван на княжение словенами, кривичами, чудью и весью - варяжские или русские князья, варяги или русь. Правда, летописец отождествляет русь и варягов в этом своем сказании, но он делает это так неловко, что позволяет заподозрить в замечании о тождестве варягов и руси позднейшую вставку. «И идоша за море къ Варягомъ, к Русi, сице бо ся звахуть Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гьъте тако и си Русь».!

В космографическом введении находим место, имеющее близкое отношение к Сказанию о призвании варягов. В перечне племен, сидящих на западе и к югу («присъдять отъ запада къ полуденью», ср. Ипатьевский, Радзивиловский и др.), названа русь в том же соседстве, как в сказании: «Афетово бо и то колъно: Варязи, Свеи, Урмане, Готе (Ипатьевский, Хлебниковский и Троицкий), Русь, Агняне»

- А. Ю. Чернов, В Старой Ладоге найден герб Рюрика? 2008

«...По Повести временных лет словене (ладожские славяне), чудь и местная русь призывают Рюрика, который при этом приходит «со всей русью» (напомним, что он владел Рустрингией; область «Рустринген около реки Везер» впервые упоминается в анналах Эйнхарда под 793 годом).

Процитируем ПВЛ в переводе:

«862 г. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы»...



…«По сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо къ вьстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до земли Агаряньски и до Волошьскые. Афетово же колѣно и то Варязи: Свеи, Оурмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци, Корлязи, Венедици, Фряговѣ и прочии»...»

- Ещё раз о варягах в ПВЛ. Что же там написано НА САМОМ ДЕЛЕ? swinow.livejournal.com, 2014 ( https://swinow.livejournal.com/132169.html)

«...Давайте теперь почитаем следующий сразу за рассмотренным, фрагмент вступительной части текста ПВЛ, который тоже содержит упоминание варягов. Вот он:

"Афетово же колѣно и то Варѧзи . Свеи . Оурманє . Готѣ . Русь . Аглѧнѣ . Галичанѣ . Волохове . Римлѧнѣ . Нѣмци . Корлѧзи . Венедици . Фрѧговѣ . и прочии присѣдѧть ѿ запада къ полуденью ."

Перевод Лихачёва:

"Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам..."

Здесь идёт перечисление других Афетовых (северных) народов, обитающих просто в другой части Европы - не в Восточной, а в Западной. Именно из этой фразы норманисты пытаются натягивать, "что варягами Нестор", якобы, называет "только скандинавов"...

...Если попробовать более-менее адекватно и честно перевести рассмотренный отрывок из ПВЛ на современный русский:

"Въ Афетовї же части сѣдить Русь . Чюдь . и вси ӕзыцѣ Мерѧ Мурома . Всь . Мордва . Заволочьскаӕ Чюдь . Пермь . Печера . Ӕмь . Югра . Литва . Зимигола . Корсь . Сѣтьгола . Либь . Лѧховѣ же и Пруси . и Чюдь . присѣдѧть к морю Вѧрѧскому . по сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо къ вьстоку . до предѣла Симова . по тому же морю сѣдѧть къ западу . до земли Агарѧньски и до Волошьс̑кыє". Афетово же колѣно и то Варѧзи . Свеи . Оурманє . Готѣ . Русь . Аглѧнѣ . Галичанѣ . Волохове . Римлѧнѣ . Нѣмци . Корлѧзи . Венедици . Фрѧговѣ . и прочии присѣдѧть ѿ запада къ полуденью ."

То могло бы получиться что-то типа:

Земля северных европейцев населяется русью, чудью, разными племенами мери и муромов, вепсами, мордвой, заволочьской чудью, пермью, печерой, ямью, югрой. Литва, земгалы, курши, сету, ливы, поляки (или поморяне) же с пруссами и чудью обитают по берегам Варяжского моря. Именно по этому морю живут варяги. На Восток они обитают - до начала земель восточных, азиатских людей, до Поволжья. А на Запад, по Варяжскому морю до Ютландии и пограничных областей Священной Римской Империи. Северными европейцами также являются варяги (возможно речь идёт о варинах-ободритах), шведы, норвежцы (возможно, совместно с датчанами), готландцы, англы, галлы (жители Галлии), жители Священной Римской Империи, римляне, немцы (разные германоязычные народы Священной Римской Империи), каролинги (возможно, имеются в виду французы, либо это очередной синоним для обитателей Священной Римской Империи), венецианцы (а может быть, речь может идти и о вендах, обитателях Центральной Европы), франки (или жители уже северной Италии) и другие, которые живя на западе, соприкасаются уже с южными странами.»

Все источники, в которых так или иначе были упомянуты шведы-варяги из ПВЛ привести в рамках данной статьи по понятным причинам не представляется возможным, но даже по некоторым приведенным из них видно, на сколько глубоко вопрос присутствия варяг-свеев (шведов) в ПВЛ проник в историческую литературу.

Как видно из приведенного выше материала, упоминание варяг-свеев или шведов, проходят красной нитью через все труды ученых-норманистов, которые на этом строят свою теорию. На этот факт также нередко ссылаются и многие исследователи антинорманисты, хотя это и мешает логическому построению работы и часто становится трудно преодолимым препятствием в продвижении антинорманской теории.

В процессе дискуссии с известной антинорманисткой Лидией Грот на сайте Переформат.ру, автор данной статьи решил глубже разобраться в этом вопросе и обратиться не к адаптированным переводам ПВЛ со старославянского, а непосредственно к сохранившемуся оригиналу Повести временных лет, а именно к Радзивилловскому списку - богато иллюстрированному летописному своду начала XIII века, сохранившемуся в двух списках XV века и хранящемуся в Библиотеке академии наук в Санкт-Петербурге. Оригинал данного издания был оцифрован и с недавнего времени доступен в Интернете в электронном виде, где с ним может ознакомиться каждый желающий.

Надо отметить, что детальное исследование данного рукописного текста привело к неожиданному результату, способному в итоге в корне изменить фундаментальные представления о данной теме. Ниже приведены оригинальные страницы (стр. 2 и 3) из Радзивилловской летописи.



Радзивилловская летопись, стр 2.



Радзивилловская летопись, стр 3.

Увеличиваем нужный фрагмент внизу 2 страницы:



Радзивилловская летопись, стр 2, фрагмент.

Далее по тексту читаем:

«...Яфетовобоколѣнотоварѧзи·всеи·оурманi·галичанѣ·нѣмца...»

Еще крупнее, чтобы можно было четче прочесть текст:



Радзивилловская летопись, стр 2, фрагмент, увелич.

При внимательном рассмотрении страницы летописи становится совершенно очевидно, что в исходном тексте никакие свеи не упоминаются, равно как и вообще скандинавы, а лишь указаны «варѧзи·всеи», (слова разделены по середине точкой) то есть все варяги. Слово «свеи» могло по ошибке попасть в более поздние в том числе и летописные своды, а также просто быть ошибкой в адаптировании оригинального текста летописи, которая впоследствии закрепилась в литературе и позднее уже просто воспринималась, как неоспоримый факт.

По поводу древности и превичности той или иной летописи написано много трудов, но надо отметить, что Радзивиловская летопись оканчивается статьей 6714 (1206 г.), т.е. началом XIII века, тогда как к примеру известная Лаврентьевская летопись оканчивается статьей 6813 (1305 г), т.е. уже началом XIV века, что делает Радзивиловский свод одним из древнейших летописных источников и древнейшим из известных полно иллюстрированным сводом.

Из приведенного выше материала - оригинальных страниц летиписного свода - видно, как поменяв местами всего две буквы, историческая наука попала в ловушку фальсификаций. Часто неумышленных, но часто и явно преднамеренных. В совокупности эти искажения оригинального текста меняют представление о сути вопроса, подменяя понятия и мешая исследователям двигаться по пути истины. Данное же исследование разрушает один из основных столпов и без того стоящего на глиняных ногах колосса Норманизма.

А. Россошинский

свеи (шведы), варяги, Повесть временных лет, норманизм, антинорманизм, Радзивилловская летопись, древняя русь

Previous post
Up