2012-й год я вспоминаю с особенными чувствами и теплотой. Я полностью провел его в Швейцарии, проходя обучение на программе Master of Business Administration в бизнес-школе IMD в Лозанне.
Это был год рождения дочки, долгих часов учебы, появления новых друзей со всего света, сложного выбора, первого полумарафона, прекрасных гор, идеального климата и очень больших изменений. Пожалуй, к настоящему моменту это был чуть ли не самый интересный и насыщенный год в моей жизни. В связи с этим - подробности для внуков в сегодняшнем большом рассказе со множеством фотографий.
Я приехал в Швейцарию на машине 28 декабря 2011 года. Первый шок - эффективность государственных институтов. За пол-дня получилось открыть счет в банке, зарегистрироваться в мэрии, сдать биометрические данные для пластикового удостоверения, купить контракт на мобильный, провести домой интернет, оплатить годовую парковку машины в местном ГАИ, а после этого спокойно пойти пообедать. Примерно вот так, с видом на свою маленькую машинку с московскими номерами, кафедральный собор Лозанны и музей современного искусства MUDAC.
Встретили Новый Год с будущими одноклассниками, а 1 января ко мне на самолете прилетела супруга. Мы сняли маленькую квартиру неподалеку от школы, чтобы можно было ходить на занятия пешком. Квартира по обменному курсу на те времена стоила столько же, сколько трешка в нормальном районе Москвы, но зато отличное местоположение и вид с балкона компенсировали все ее недостатки.
Первые дни ушли на обустройство квартиры,
прогулки по набережной и короткие поездки по окрестностям, например, в
Грюйер, один из самых "открыточных" швейцарских городков. После этого мы ездили туда, наверное, раза три, чтобы показать его друзьям и родителям.
Год традиционно начали с коллективного Polar Bear Jump в ледяную воду Женевского озера.
С первых же дней начался жестокий интенсив в учебе. Занятия с утра до ночи, утомительный поиск взаимопонимания с представителями других национальностей, другой язык, другая культура. Не сразу я пришел к мысли, что не стоит упахиваться и гоняться за результатом - куда важнее было прийти домой до полуночи, чтобы успеть повидаться с женой до того, как она отправится спать. Отчасти именно из-за этого в первой команде постоянно были какие-то конфликты и ссоры. В
этой аудитории я провел большую часть года.
В первой команде были представители Китая, Нигерии, Финляндии, Израиля и Мексики. Вместе с ними мы помогали краудфандинговому сайту Citizen of Our World, который через интернет собирает деньги на реализацию благотворительных проектов.
Что хорошо - кормили нас на убой и бесплатно. А летом вообще можно было набрать почти неограниченное количество мороженого Movenpick.
Куда-то ездить получалось только на выходных и лишь время от времени. Запомнилась поездка в
Шильонский замок. Не зря он считается одной из самых посещаемых достопримечательностей страны. И точно одной из самых фотографируемых.
Еще очень понравились
Берн...
...и
Анси во Франции.
Хотя из Лозанны можно никуда особо не ездить, ведь это просто рай на земле, одно из самых красивых мест в мире.
Первые три месяца учебы прошли, как во сне. Вставал в 7 утра, учеба начиналась в 8, заканчивалась в 17:30. После этого работа в группах, домой приходил около 9-10 вечера. Недолго общался с женой, потом она шла спать, а я садился за учебники и кейсы, которые надо было прочитать к завтрашнему дню. И так шесть дней в неделю. Лишь один раз за год удалось
вырваться в горы, чтобы покататься.
Иногда было очень тяжело. В течение первого месяца в таких условиях сложившаяся внутренняя система расшатывается и рассыпается на мелкие куски, а новая пока что не успевает сформироваться. Тут помогали курс по лидерству, которым славится IMD, и профессиональный психоаналитик, с которым в течение года предстояло провести 20 персональных сессий. И, конечно же, поддержка друзей и любимых. К слову, очень многие люди в течение программы расстались со своими прежними партнерами, вплоть до разводов - настолько меняется человек, и не все способны эти изменения принять.
Не удивительно, что в таком режиме люди отрываются по полной программе. Учились жестко, жестко и отдыхали. Самый мягкий вариант - тематические национальные вечеринки вроде Дня Святого Патрика. А также ливанская, бразильская,
голландская, русская, азиатская... каждая в своем непередаваемом колорите.
Некоторое облегчение пришло вместе с европейской Пасхой, которой предшествовала первая экзаменационная сессия. Мы поехали на машине в
Турин, а оттуда на
озеро Орта, куда также прилетели из Москвы наши друзья. Ничего не делали - просто гуляли по берегу, катались на лодке, ели пасту и запивали итальянским вином. В начале апреля там уже было достаточно тепло для того, чтобы радоваться весне и солнцу.
В этот год я начал серьезно бегать. Сначала по 3 километра, потом 5, потом 7, а в конце апреля пробежал свою
первую десятку. Поразила атмосфера праздника, которая царит на подобных мероприятиях в Европе. Перекрывают движение во всем городе, люди высыпают на улицу, поддерживают, скандируют, играют на музыкальных инструментах... А в конце дают медальку, радоваться которой совсем не было сил.
Весной была поездка во
Фрайбург, который находится ровно посередине между Лозанной и немецким Касселем, где живет мой институтский друг. Для того, чтобы он передал нам детскую коляску и памперсы, которые мы заказали на его имя, чтобы не платить швейцарскую таможенную пошлину. В Швейцарии все точно как у нас, и заказ через интернет не всегда выгоден.
Тем временем "час икс" приближался...
Моя вторая команда оказалась не менее разнообразной, чем первая. Голландия, Индия, Чили, Тайвань и Ливан. Одни мужчины, волевые и амбициозные. И самый ответственный проект, на который людей подбирали серьезно, чтобы не было провала. Крупнейшая химическая компания мира вложила более миллиарда долларов в совместное предприятие по производству углеродного волокна в Турции, и мы должны были помочь им с разработкой стратегии завоевания рынков. Учитывая, что среди нас был лишь один человек, который знал о том, что такое углеродное волокно, работать было весело и интересно. Пришлось, действительно, впахивать, и когда проект закончился, ощущения были - не передать.
Весна в Швейцарии - удивительное время. Начиная уже с самого начала апреля, все расцветает, в мае уже можно ходить в шортах, горы тают в дымке над Женевским озером, и сердце радуется каждому вздоху. Именно сейчас этого ощущения в Москве так не хватает.
Куда ни поедь - везде прекрасно. Особенно на виноградных террасах Лаво, которые стали одним из наших самых любимых мест для прогулок и простого созерцания.
Лето началось с поездки всем классом в горы на спортивный уик-энд. В течение двух дней было множество интересных активностей.
Самые яркие впечатления - виа феррата, легкий вариант скалолазания. Колени тряслись, страх сковывал движения, но зато появилась страсть к этому делу. Потом повторял это неоднократно.
Близился срок появления на свет дочки, но она не спешила. Уже приехала тёща, уже был готов экстренный пакет с вещами у двери... и вот 1 июля мы мчимся в государственный кантональный госпиталь в Лозанне. Около шести вечера появляется на свет Яна, а вместе с ней - новый спектр чувств, мыслей и жизненных установок.
Яна родилась ровно в первый день летних каникул. Проведя первую неделю с ней, на второй я оставил новорожденную на попечение жены и тёщи,а сам поехал на три дня с прилетевшим братом в горы, чтобы хоть немного отдохнуть. Добрался до
суворовских мест, где русская армия штурмовала Альпы. Места удивительной силы и красоты.
А потом - в
Гриндельвальд, Бернские Альпы. Тоже красота и мощь дикой природы.
И очередная
виа феррата на высоте 600 метров над землей.
Август в IMD - время Discovery Expedition в
Южную Африку. Меня там приписали к фабрике по производству банок для краски, было очень интересно посмотреть, как работают производства в таких странах. Пригороды Претории, ни одного белого человека вокруг, какой-то старый ангар, древнее оборудование, никаких норм безопасности... и люди, которые радуются каждому прожитому дню.
Запомнилась поездка в
Соуэто, трущобный квартал Йоханнесбурга. Жесть как она есть.
Порадовал и
национальный парк Пиланесбург. Первый раз в жизни видел диких африканских животных в дикой природе так близко от себя. Интересные ощущения, когда дорогу переходит семья слонов, а мама-слониха размером больше, чем грузовик, в котором сидишь.
Ночью у костра ели мясо антилопы и понимали, что при возвращении беззаботное время закончится. Пора серьезно думать о будущем, поэтому веселились, как будто в последний раз.
Чем ближе осень, там чаще стали посещать мысли о поиске работы. Ведь все это делалось не только ради просветления, да и по любым расчетам денег к декабрю практически не оставалось. Постепенно стал рассылать резюме, подаваться на вакансии, в конце августа уже даже были первые интервью. Дела у меня шли неплохо - много куда приглашали, но как-то до конкретики дело не доходило, да и самому мало что нравилось. Этот период непонятности продлился аж до ноября.
Дочка росла, и я стремился проводить с ней все больше времени. Благо, учеба позволяла, и мы чуть ли не каждый лень гуляли по берегу Женевского озера. Все чаще приходили мысли, что хочется здесь остаться. Соответственно, работу старался искать, в первую очередь, в районе Лозанны.
Осень была почти такая же интенсивная, как и начало года. Продолжался проект с химической компанией, но уже в другой команде. В этот раз были ребята из Чили, Турции, Италии, Испании и Финляндии, тоже отличный коллектив. К этому моменту я наконец-то научился улыбаться на фотографиях.
Вместе с ними получилось съездить по проекту в
Лондон и Стамбул. Стамбул очень понравился, хочется вернуться туда уже более осознанно, неспешно и не по работе.
Все больше внимания пытался уделять общению с одноклассниками, среди которых появилось несколько по-настоящему близких друзей. Ведь это самое ценное, что можно было там приобрести. Даже жалко было, что в течение первой половины года почти не было возможности лучше узнать друг друга.
В октябре пробежал полумарафон. Обычно октябрь в Швейцарии довольно мягкий, а тут выпал снег, температура упала до нуля, и пришлось немного померзнуть. По иронии судьбы это была последняя пробежка на долгое время, и реально вернуться к бегу я потом смог лишь спустя два года.
Интенсивный поиск работы дал свои плоды - послав резюме на более, чем 100 вакансий, в итоге у меня получилось четыре оффера, больше, чем у кого бы то ни было в классе. И каждый очень интересный. Первый - исполнительный помощник владельца крупного российского холдинга, идеальная позиция для возвращения на родину. Второй - слияния и поглощения в международной химической компании, в швейцарском офисе. Третий - развитие бизнеса в немецкой нефтегазовой компании. Четвертый - развитие бизнеса в химической компании, для которой я делал проекты, но в Москве. Последнее откинул сразу. Третье не понравилось местоположением - штаб-квартира находится в центре Германии, далеко от всего, и по деньгам было не очень. В итоге разрывался между движухой в России и международной компанией в Швейцарии, и выбрал второе. Как потом показал опыт, это было не совсем верно. Но тогда я об этом еще не знал, и мне казалось, что этим шагом я начинаю идти по новой светлой дороге.
9 декабря прошли "последний звонок" и выпускной. Были и радость, и гордость, и сожаление, и тревога. Жалость от того, что многих людей видишь в последний раз. От того, что многого не все взял от этого года. От того, что он заканчивается. И радость от пережитых вместе моментов.
Еще несколько дней ушли на закрытие формальностей, уборку квартиры, перетаскивание остающихся вещей в подвал к другу, выписку и прочие мелочи. 14 декабря отвез жену и дочку в аэропорт, сдал ключи от квартиры, сел в машину и поехал назад, навстречу снежным дорогам Белоруссии и России.
Впереди были три месяца в Москве, Новый Год, встречи с друзьями, ожидание разрешения на работу в Швейцарии и пьянящее предвкушение неизвестности и новой счастливой жизни.
P.S. Предыдущие выпуски рубрики "былое и думы" можно почитать
здесь.