Про катание буду писать отдельно. Эта часть "про жизнь".
Апартаменты
Мы не случайно торопились в Червинию. Дело даже не в том, чтобы доехать засветло - хотя по такой дороге и это немаловажно! - а в первую очередь в том, что за ключами нам надо было идти в агентство недвижимости. А они работают до семи, ну максимум до половины восьмого. Правда, если бы мы не появились до этого времени, нам бы оставили ключи с инструкциями под ковриком перед дверью в агентство. Европейское простодушие...
Как бы то ни было, мы приехали на час раньше крайнего срока. Червиния - городок крошечный, так что до агентства мы дошли в прямом смысле за пять миинут. Формальности заняли тоже минут пять, а после этого нас проводили в наше будущее жилье. Квартира на пятом этаже шестиэтажного дома менее чем в ста метрах от центральной площади.
Квартира была достаточно большого размера - больше 60 м2. Большая гостинная, маленькая кухня, спальня для нас, детская с двухэтажной кроватью, туалет, он же ванная. Вот опять отличия от Зёльдена. Отопление центральное, причем его можно регулировать - на каждой батарее кран. И греет очень серьезно. А нагрев воды - внутренний, в ванной висит большой бак. Хватало его ненамного, купаться приходилось быстро. Душевая кабина - вообще отдельная история. Кто-то догадался прикрепить душ к стене, причем на коротком кронштейне, на высоте выше моего роста. То есть мыться там можно было только целиком, с головой. Зато ценнейшим предметом в ванной была стиральная машинка, которой нам не хватало во все прошлые поездки. На кухне таким предметом была микроволновка. Еще неожиданность - два современных телевизора, в большой комнате и в детской. Пульты очень похожи на наши, диски тоже подключаются без проблем, так что мультфильмы детям были.
ГостиннаяОпять гостиннаяСнова гостинная
СпальняОпять спальняСнова спальня
Детская (от входа)Детская (от окна)Кухня
ВаннаяОпять ваннаяСнова ванная
Обставлена квартира была весьма неплохо. Но вот на стенах... На стенах были постеры. Не знаю, какими чувствами руководствовались хозяева, но со стен на нас смотрели животные. Коровы, козлы и овцы. Причем постеры были размером полтора-два метра по диагонали. Феерично. На полу были шкуры, искусственные, стилизованные под коровьи. А под обеденным столом - ковер, напоминавший овцу.
Под хранилище лыж предназначался подвал. Длинный коридор с пыльными лампочками, железные двери с замками на цепях. Наша дверь была под номером 12. За дверью - маленькая темная комнатка, размером только что лыжи поставить.
Но все эти элементы декора мы рассмотрели позже. Пока что мы обустраивались.
Тонкости местного масштаба
Оставив Настю с детьми дома, я сходил за машиной, чтобы занести вещи. Это оказалось нетривиально - я категорически не мог найти места, где оставленная машина не будет никому мешать. В итоге оставил посреди улицы и просто постарался всё перенести побыстрее.
Выходить на улицу дети отказались категорически. Они уже успели найти большой местный ящик с игрушками и были заняты. Так что за едой мы с Настей пошли вдвоем, предварительно отогнав машину на нормальную стоянку. В Червинии вообще плохо с парковкой около дома, но есть несколько больших бесплатных парковок, где, собственно, и оставляют машины приезжие.
Местный супермаркет нас... ну, скажем, удивил. Прежде всего размерами. В Зёльдене мы знали четыре супермаркета: два достаточно больших Spar, в шаговой доступности, один MPreis, еще больших размеров, куда мы ездили на машине, и один ма-а-аленький частный супермаркет в центре. Вот Crai в центре Червинии по размерам был как этот ма-а-аленький супермаркет в Зёльдене. И всё. Больше супермаркетов в Червинии нет. Может, мы не нашли, хотя сомневаюсь.
Кроме Crai нам был доступен минимаркет в нашем же доме. Существенно более мини, чем Crai. Метров 15, наверное, по площади. Удобство его, помимо расположения, заключалось в том, что одна из девушек, работающих там, свободно говорила по-русски. СССР, Молдавия, Дубоссары, русская школа. Так что Настя могла ходить туда без меня, переводчик ей не был нужен.
Еще один момент, о котором мы узнали только на месте. Апартаменты наши оказались рядом с одним из немногих больших баров Червинии. Рядом с ним еще был залит каток. И на всё это звучала музыка, хорошо слышимая даже при закрытых окных и дверях на балкон. Правда, часов в 11 это прекращалось. А через несколько дней мы вообще перестали ее замечать.
На следующий день мы неспешно проснулись... Ну, неспешно по московским меркам - мы спали аж до 11. Это 8 утра по местному времени. :) Позавтракали, собрались и отправились на разведку. Занятий в лыжной школе по воскресеньям нет, детей торопиться сдавать было не надо. Вышли мы из дома - и принялись пересматривать свои планы и представления о ближайших двух неделях.
Почему, собственно, я про саму Червинию отдельный пост собираюсь писать. Потому что некоторые вещи можно понять только на практике. Никто и нигде о них не говорил. И, соответственно, мы некоторые важные для нас моменты представляли совсем не так. А предугадывать и планировать собственные действия на основании поверхностных знаний о предмете - занятие увлекательное, но, как выяснилось, совершенно бесперспективное.
Самым первым неожиданным моментом для нас стал рельеф. Я сейчас специально измерил по карте дорогу от нашего дома до нижней станции подъемника, откуда мы собирались каждый день ездить на гору. Двести семьдесят метров. Семьдесят до площади и двести от нее. Ну что такое двести семьдесят метров - подумали мы? От дома до входа в Валькину школу почти 500.
В общем, в первый день мы до подъемника доползли, высунув языки. В конце уже совершенно черепашьим шагом. И это без лыж и ботинок! Совершенно нереальный подъем. Одной такой прогулки было достаточно, чтобы ясно понять, что с лыжами мы эту дорогу не осилим. И даже под гору Настя с Пашкой и двумя парами лыж нормально не дойдет. Надо что-то менять.
Ну, раз пришли, - надо узнать, что там наверху на горе. Мы когда в Зёльден приехали в первый раз, тоже так поднимались. Купили мы скипасы, разложили по карманам, и отправились на подъемник. Их из этой точки было два - кабинки на 6 человек наподобие тех, что в Зёльдене снизу поднимаются, и гондола человек на 50. Как пройти к кабинкам мы сразу не нашли, поехали на гондоле.
Впечатление... Как бы это описать... Разгар торгового дня на оживленном восточном базаре. Шум, гвалт, крики... Итальянцы. Это нормальное их общение. Громкое и экспрессивное. Мы были в полном шоке.
Поднялись мы на гору, и тут наступило время для второго неожиданного момента.
Вот как в Зёльдене было? Куда ни поднимись - что на Гайслахкогль, что на Гиггийох - там есть большой ресторан. Причем как классический, так и с самообслуживанием. Приличная площадь. На Гиггийохе только внутри, в залах, человек триста разместить можно было. И это не считая столиков на улице, еще на пару-тройку сотен человек. Работало это всё чуть не с 10 утра, во всяком случае мы в это время с Пашкой приходили - и ему жарили картошку.
Поднялись мы на Plan Maison - и обнаружили там... пару небольших ресторанчиков. Около одного снаружи мест человек на 50, около другого - ну, на сотню в лучшем случае. Внутри - на десяток мест в одном, на тридцать в другом. В одном кухня работает с 12:30. До этого времени только горячие бутерброды. А времени - 11:30. По Москве 14:30 и дети хотят есть. Во втором месте удалось добыть пиццу. Но в целом картина удручала - в солнечную погоду еще можно поесть. А если снег? Холодно? Ветер?
Кроме этого, мы не обнаружили в пределах видимости детского лыжного сада. Ленточный подъемник есть, но никакого антуража вокруг. Ну ладно антураж, но в Зёльдене всё было хотя бы огорожено, что важно при выкатывании детей, и при этом еще красиво оформлено. А тут - можно с этого подъемника уехать куда угодно и ничто ребенка не остановит.
Погуляли мы еще немного - и поехали вниз. Пока ехали, поняли, что центральную станцию использовать в качестве базовой не удастся. А мы именно на это расчитывали изначально.
Планы для того и существуют, чтобы их пересматривать
Оставив после прогулки детей дома, мы с Настей бодрой рысью обежали половину Червинии. Сначала прошлись по горнолыжным школам - выяснили, где у кого детский сад. Оказалось, что у школы, куда мы хотели сдать детей, детский сад как раз внизу. Уже хорошо. Потом прошлись по прокатам оборудования - Насте ботинки присматривали. Из десятка моделей, которые удалось померять, подошла одна. Предсказуемо - Salomon. Остальные не садились категорически. Ну, судя по всему, их и надо присматривать на будущий год.
Походив пешком, мы оценили, куда, как и за сколько можно дойти, в результате чего окончательно решили, что базой у нас будет подъемник, который мы видим из окна. До него и идти десять минут, и перепад минимальный, и детский сад там, и точка встречи у лыжной школы. Решение оказалось очень удачным, как показало будущее.
На следующий день мы неторопливо встали, неторопливо позавтракали, неторопливо собрались - и неторопливо пришли к подъемнику за 15 минут до начала занятий в школе. Как нас и предупреждали. Детей распределили по группам. Вальку сначала вроде определили во вторую (мы с сотрудником школы просто не поняли друг друга при обсуждении Валькиного уровня), но во время ожидания я посмотрел, кто там будет в этой группе, - и тихо перевел ее в третью. В четвертой не было никого, а то бы и туда перевел. :) Детей разобрали инструктора, мы на это посмотрели - и тоже уехали. Встретились там же после занятий, пообедали - и домой.
Дальше мы жили практически в таком же режиме. С небольшим изменением - Настя с Валькой хотели захватить утром побольше вельвета, а Пашка за полтора часа до занятий успел бы устать. Потому мы устроились так же, как и год назад в Зёльдене. В 8:15 Настя и Валька выходят из дома и топают на подъемник. Он открывается в 8:30, так что у них есть час с мелочью до начала занятий. А мы с Пашкой спокойно приходим к занятиям. Потом два с половиной часа дети отдельно, мы отдельно. Потом мы встречаемся, обедаем - и решаем, что делаем дальше, кто катается, где, сколько, кто идет домой.
Обедать мы приладились там же, рядом с подъемником. Там на улице открытый ресторанчик организован был, столиков на 30. Правда, кормили они... Это, судя по всему, повсеместно. Большую часть меню составляли горячие бутерброды - "панини". Еще была пицца, но только "Маргарита", что мешало делать какую-то еще - непонятно. Бельгийские вафли были, с разными добавками, Настя на них в конце подсела. Ну и картошка фри, это детям. Горячий шоколад - когда было холодно, он был очень кстати. В общем, чтобы перекусить - хватит. Чтобы хорошо поесть... Эх, где гуляш и жаренные ребра?
После обеда было по-разному. В начале Настя успевала укататься до обеда, Пашка тоже. Они шли домой, а мы с Валькой еще катались. В конце - спускались после обеда несколько раз все вместе, потом я отправлялся докатываться, а остальные домой. Ближе к концу сообразили, что от подъемника в нашу сторону дорога идет под уклон, так что половину пути можно проехать на лыжах. "На четвертый день Зоркий Глаз заметил..." :)
Вторую половину дня Настя с детьми тратили на отдых, игры, иногда прогулки по сувенирным магазинам. Их, кстати, тоже было не очень много. Нюанс - у всех большой перерыв днем. Впрочем, не только у сувенирных, это вообще практически всем магазинам было свойственно. Один из сувенирных на голову превосходил остальные, в конечном итоге мы там больше всего и купили. Что интересно - по всему магазину висели ценники на русском, а продавщица, итальянка в годах, по крайней мере русскими числительными владела без акцента. :) И работал этот магазин без перерыва.
Я возвращался как когда. Если снег хороший, то катался где-то до четырех, если условия хуже - приходил раньше.
Дома мы питались в основном макаронами. Все-таки они там сильно отличаются от наших. К ним мы покупали различные соусы и натертый сыр. Ну и что-нибудь мясное или рыбное, хотя тут выбор был сильно хуже, чем в том же Зёльдене. Но детям хватало макарон, они были в восторге, особенно Пашка.
Ближе к концу второй недели мы решили таки сходить поесть настоящей итальянской пиццы. Я даже ресторан выбрал по дороге домой. Пришли туда - а он закрыт. Вот просто, без объяснения причин. Но ресторан в Червинии не один, так что мы пошли дальше. Метров через сто Пашка нас решительно повел в заведение, которое выбрал он. Оказалось весьма удачным. Правда, Пашка себя спокойно вести не мог и хулиганил периодически. Так что мы постоянно у него отнимали бокалы, вилки, ножи, свечи в подсвечниках.
А пицца была вкусная. Съев одну, мы решили взять еще что-нибудь. Остановились на "Пепперони". Официант переспросил - точно "пепперони"? Мы сказали "да". - "Она острая!" - "Мы знаем". Официант ушел, вернулся через минуту, неся в руке перец размером с две мои ладони, и уточнил - "пепперони - это не с таким перцем, а с очень острой колбасой! Вы точно это хотите?" Да, мы точно это хотели. Он с сомнением посмотрел на Пашку и ушел. Ну, мы-то знали, что Пашка уже наелся и больше не будет, а пицца нам на троих.
Ну, что я могу сказать? Наша колбаса "Пепперони", которую мы считали острой, тихо сидит в уголке и плачет от зависти. Огонь! Вулкан! Аж до слез. Но вкусно неимоверно. Мы под эту пиццу с Настей на двоих выпили поллитра белого домашнего вина (очень приличное) и допили детскую минералку. Очень хотели потом найти такую колбасу в магазинах, но не смогли.
А когда вышли на улицу, Пашка посмотрел на нас важно и спросил - ну как, в хороший ресторан я вас привел? :)
Вот так вот тихо и незаметно подошел конец отдыху. В пятницу вечером, 22 марта, мы собрались. Причем что удивительно - когда ехали туда, чемоданы с трудом закрывались. А обратно - под крышками еще осталось место, хотя сами чемоданы весили больше, это мы в аэропорту выяснили. Прибрали в комнатах. Подъели всё, что оставалось в холодильники. Выезжать на следующий день надо было часов в 10 утра.
Утром мы поднялись уже пораньше, часов в семь. Позавтракали, окончательно всё прибрали, вымыли микроволновку, в которой я решил доварить недоваренные всмятку, но вроде как уже вскрытые яйца... выбросили мусор, я сходил за машиной, загрузили в нее вещи и семью - и я пошел отдавать ключи. Проверять апартаменты никто не стал, просто поинтересовались, чисто ли там, я сказал, что да, мне вернули депозит и пожелали счастливого пути. В результате в половине десятого мы тронулись в обратную дорогу.
Часть 3. О катании