Русский язык и "клоачный" профессор ВШЭ

Nov 17, 2019 15:36



Когда Инет обсуждал нападки профессора ВШЭ Гасана Гусейнова на русский язык, один из моих комментаторов (rubidium85) обратил внимание на тот факт, что профессор Гусейнов, который позиционировал себя как доктор филологических наук, оказался доктором культурологии.

Наверное для кого-то это - важный нюанс, т.к. вроде степень доктора культурологии в узких кругах считается менее престижной, чем доктора филологических наук. Может быть. Хотя как по мне, это просто разные сферы знания, где, кстати, филология - один из разделов культурологии, т.к. культура, а культурология должна по идее заниматься ею, строится на трёх китах: языке, литературе и освящённой историей традиции. Однако с культурологией всё значительно сложнее. И, если судить по паспорту специальности, культурологом является не специалист по культуре, а некий узкий специалист именно по культурологии, которая сама стала узкой специальностью философии.

Впрочем, я бы забыл всю эту белиберду с Гусейновым, если бы не пламенный пост Армена Асрияна, где он попытался выставить скелеты в шкафу достопочтимого профессора на всеобщее обозрение. Или просто указать на тонкие обстоятельства. Но получилось, возможно, излишне тонко. И я решил слегка упростить.

Читателям будет недостаточно знать, что Гасан Гусейнов - доктор не филологических наук, а культурологии. Стоит копнуть глубже и выяснить, а на какую тему писал достопочтимый учёный свою докторскую диссертацию?

И это оказалось весьма интересным. Тема называется "Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х гг.". Ну, скажем так, вполне себе культурологическая тема. И не без филологии, т.к. идеологемы - всё же слова.

Но в самой диссертации речь идёт не совсем об идеологемах, а о советских,которые без мата не катят.
Вся 3-я глава диссертации о МАТЕ.
Да-да. Я не оговорился. И весь объём текста - аж целых 952 страницы.

А вот и оглавление:

§ 1. Язык идеологии и воспитание нового человека
§2. Устройство идеологемы
§3. Методы исследования языка идеологии

Глава II. Идеологема - от буквы до цитаты
§ 1. Идеологема-буква: Ъ, Б, Н
§2. Русский алфавит у нерусских народов России как макроидеологема империи
§3. Идеологема-акцент
§4. Идеологема-падежное окончание
§5. Идеологема-предлог
§6. Идеологема-новое имя: антропонимы, топонимы, этнонимы
§7. Имена денег
§8. Идеологемы-эргонимы
§8.1. Идеологема ЧК (чекист, чрезвычайка и др.)
§8.2. Идеологема расстрел
§9. Идеологема-цитата: сталинизмы

Глава III. Обсценный пласт идеологического языка
§ 1. Мат - теневая генералия официальной идеологии
§2. Круги пользователей матерного языка: партийно-государственная элита; военные и блатные; интеллигенция и "простой человек"
§3. Расширение матерного словаря в советское время; отношение к нему: между страхом и восторгом; константа достоверности
§4. Эсхрофемизм: высказывание нового типа
§5. Матерщина - речевой контур свободы; идеологическая весомость матерного слова и его семантические составляющие: смешное, достоверное и опасное
§6. Начальственная искренность как матерная форма достоверности
§7. Артистический мат
§8. Матерные идеологемы - теневой репертуар идеологического языка
§9. Оттепельный мат - между "вельможами" и "шестидесятниками"
§ 10. Смех - подмена понимания
§11. Плач - подмена понимания
§12. Этапы примирения с матом - журналистика и лексикография
§13. Особый случай: Геннадий Айги
§14. Переход к посоветскому бытованию мата
§15. Мат и дискурс

Теперь понятно, почему Г. Гусейнова так достал "клоачный" и "убогий" русския язык? И почему он не раз повторил про авгиевы конюшни, оправдывая свои выводы?
Понятно, что язык может быть разным и позволяет читателю оказатся на вершинах выстроенной им поэтики или спуститься в самый клоачный низ. Профессор не стал обременять себя восхождением.
Чего же он хотел?

наука, мифы России, либералы России

Previous post Next post
Up