Скандинавская викторина: Трифон Печенгский - православный святой европейского севера

Mar 13, 2014 19:26



Пятнадцатый выпуск "Скандинавской викторины" посвящён святому Трифону Печенгскому, известному также как св. Трифон Кольский. Этого подвижника особо почитают православные норвежцы и финны, а также саамы, обращённые в христианство стараниями преподобного Трифона.



Св. Трифон Печенгский. Источник изображения: Suomen ortodoksinen kirkko.

Спонсоры викторины: a_poli, zydog

Вниманию читателей традиционно был предложен фрагмент фото, взглянув на который, нужно было назвать исторического деятеля, жизнь которого оказалась связана с историей одной из стран Северной Европы. Правильный ответ дала shamrock96, за что она и получает 100 ЖЖЖ.

На фото действительно изображена часовня св. Георгия, собственноручно выстроенная святым Трифоном в районе современного норвежского городка Нейден (губерния Финнмарк).




Фото: Furuflekken.Com

Кто же он такой - святой Трифон?  До принятия монашества его звали Митрофаном. Родился Митрофан в семье священника из Торжка в 1495 году. Как рассказывается в его житии (жизнеописании), входящем в Жития Святых, составленные святителем Филаретом Черниговским, однажды во время молитвы в уединённом месте он услышал голос: "не здесь твоё место, ждёт тебя земля уединённая и жаждущая".

Миссионер направился на реку Печенга (Peisen / Petsamo по норвежски и фински), для того, чтобы обращать в христианство жителей тех мест - саамов или, как их раньше называли, лопарей. Территории эти тогда входили в число владений Новгорода, однако русские появлялись здесь только для промысла рыба и дичи.



Норвежские саамы, 1830 год. Источник: tromsfylke.no

Проповедник начал налаживать отношения с лопарями под видом торговых дел, постепенно переходя к проповеди. "Тяжелы подвиги, какие надлежало совершать проповеднику Лопарей," - пишет св. Филарет Черниговский, замечая что кроме привычных суеверий, мешали Митрофану также саамские шаманы или кебуны: "не раз они не только осыпали его бранью, но и били жестоко и таскали за волосы". Несмотря на это, среди саамов нашлись и те, кто поверили словам пришельца.



Саамский шаман с ритуальным бубном, впадающий в транс. Источник: finnmarkforlag.no

Для того, чтобы общаться с лопарями Митрофан использовал финский язык (по другим данным - саамский язык), который, он, однако, знал не в совершенстве. В 1519 году, когда проповедник провёл уже более пяти лет в саамских землях, на помощь ему пришёл иеродиакон Феодорит, владевший языком саамов намного лучше. Феодорит помог Митрофану, переведя православные молитвы на финский язык. Кроме того он стал также и его духовным наставником.

Обратившихся в христианство саамов Митрофан крестить не мог, поскольку не был священником. Отправившись в Новгород он испросил у архиепископа грамоту на построение храма и принялся за строительство. Подвижник собственноручно таскал брёвна, и церковь вскоре была готова, однако долгое время оставалась не освящённой, поскольку священника из Новгорода не присылали.



Ручей святого Трифона в Печенге. Художник Константин Коровин, 1894 год. Источник: artscroll.ru

Отправившись в Колу (город неподалёку от нынешнего Мурманска), Митрофан нашёл там иеромонаха Илию, который не только освятил церковь и покрестил лопарей, но также и постриг в монашество самого проповедника, получившего новое имя Трифон. Произошло это в 1531 году.

Позже, получив от царя средства на поддержание жизни монастыря, Трифон выстроил также храм св. Бориса и Глеба в устье реки Паэса (Pasvikelva).



Преподобный Трифон Печенжский. Источник: journalpp.ru

В житии рассказывается о том, что и в преклонном возрасте святой Трифон не предавался праздности. Рассказывается что однажды он купил в Коле ручные жернова и всю долгую дорогу до монастыря нёс их на своих плечах. В последние годы своей жизни преподобный Трифон удалился в пустынь (отдалённый скит), где в построенном им храме Успения Богоматери проводил время в молитве. Умер святой в 1539 году, память его празднуется православной церковью 28 декабря.

Возрождённый недавно Печенгский монастырь находится на российской земле, в Трифоновой пустыни, в Луостари, однако в Норвегии есть свои святыни, связанные с жизнью подвижника. По воде можно попасть в  Пещеру преподобного Трифона; по преданию именно здесь святой спасался от саамских шаманов-кебунов.



Возрождающийся Печенгский монастырь. Фото: journalpp.ru

Посвящённый святому Трифону храм Московского патриархата, служат в котором священники из Мурманска, действует в Киркинесе.

Построенная св. Трифоном в Нейдене часовня, фотография которой помещена в начале поста является самой старой деревянной постройкой Северной Норвегии! Рядом расположен источник св. Трифона. Ежегодно в последнее воскресенье августа возле часовни православные священники из Финляндии, Норвегии и России проводят торжественное богослужение, для участия в котором приезжают паломники из трёх соседних государств.



Православные архиереи в Нейдене. Фото: driveklepp.org

В окрестностях города Хурдал (губерния Акерсхус) в 1986 году был создан православный скит святого Трифона, относящийся к Константинопольскому патриархату. Настоятелем скита является настоятель прихода св. Николая в Осло архимандрит Иоанн Юхансен (Johan­nes Johan­sen).

В 2010 году в скиту была освящена церковь в честь Живоначальной Троицы и в память преподобного Трифона Печенгского - рассказывается на скитском сайте.



Отец Иоанн в алтаре церкви Живоначальной Троицы и преподобного Трифона Печенгского. Фото: ortodoks.dk

Своим подвигом святой Трифон не только привёл к христианству часть саамов; преподобный также является символом, вокруг которого объединялись и будут объединяться православные христиане трёх стран европейского севера - России, Норвегии и Финляндии.




религия, Россия, Финляндия, Норвегия, христианство, Скандинавская викторина, история, Скандинавия, Православие, Нейден, культура, Финнмарк

Previous post Next post
Up