"Брестская крепость". Фильм.

Nov 07, 2010 14:58

В общем, теперь, когда фильм многие уже посмотрели, а я даже два раза - с диска и в кинозале, можно написать и поподробнее.

Картинка.-- Выше всяких похвал. Я, честно говоря, жалею, что первый просмотр совершил не в зале. С другой стороны, у меня была возможность впитать в себя впечатление. выводы следующие - блестящая операторская работа и блестящий монтаж. Сцены длятся ровно столько, сколько нужно, вы успеваете рассмотреть каждую мелочь, в то же время действие не замирает ни на секунду. То,что казалось затяжкой в формате ДВД, в зале таковым не кажется. все на своем месте. Повторюсь, что визуально фильм чрезвычайно внятен. С технической точки зрения - это современный Голливуд. И это большая похвала для мастеров по спецэффектам, гриму и костюмеров. О костюмах отдельно.

Если вы заметили, то в большинстве отечественных фильмов мундиры. костюмы и прочее, даже если и сделаны без явных ошибок, то сидят на всех колом. Даже по ткани виден явный фальшак. Аммуниция на командирах ужасно подогнана (Ту же "Заставу Жилина" взять - ремни у комсостава чуть ли не на яйцах болтаются). В "Брестской крепости" все по-другому. Ткань чрезвычайно фактурна и "играет". Видно, что персонажи одели свою одежду не просто чтобы отбыть время на съемочной площадке. Они в ней живут. Вспомните хотя бы начальника станции и его заляпанную, пропотевшую тужурку. Думаете, это - мелочи все? Вовсе нет. Это работает на зрителя. Просто вспомните свои ощущения.

Звук - отлично - без переборов и без красивостей. Очень хорошо прописана речь, ну а грохот взрывов дает полный эффект присутствия.

Реквизит: великолепно. Один ППД у Кижеватова чего стоит. Единственно к чему можно придраться - отсутствие ботинок у красноармейцев и современные сапоги у многих персонажей. Но это мелочи.

Актеры - все уже написано мной и до меня. Все молодцы. всегда бы так.

Историческое. Васильковые фуражки НКВД были в крепости только у 132 конвойного батальона. Лейтенант НКВД, который говорит про немцев-союзников, не мог быть ни особистом, ни каким-либо коллегой Гаврилова по парторганизации. Дело Гаврилова должно было рассматриваться на дивизионной парткомисии. Теоретически, лейтенант мог поинтересоваться у Гаврилова его взглядами на проблему, но тот его и послать мог подальше, поскольку они относились к разным ведомствам. Но даже если бы такой разговор и состоялся (в "Битве за Москву", кстати, хвоста Гаврилову накручивает сам Фомин, хотя они служили в разных полках разных дивизий и могли вообще быть между собой незнакомы), то лейтенант оперировал бы формулировками из сообщения ТАСС от 14 июня.
Тот факт, что части 6-й и 42-й стрелковых дивизий в крепости как в ловушке, не был секретом ни для современников, ни для потомков. Еще весной 1941 г. командование 28 ск. и 4 А просили вывести из крепости строевые части, но получили отказ командования округом. Скорее всего потому. что других пригодных помещений для расквартирования частей не было, а строительство своими силами оторвало бы от других задач. Результат теперь известен всем.
Как бы то ни было, к моменту нападения немцев, основная масса войск вышла из крепости и убыла в учебные лагеря или на строительство сооружений УРа. В крепости, в основном, остались вспомогательные подразделения. По ним и пришелся удар немцев. Примерно половина успела из крепости выбраться. Осталось (с учетом убитых) от 3000 до 3500 человек.
О том,что было дальше - читаем две книги Алиева. Вкратце - немцы не ожидали, что обстрел окажется не столь эффективным, а в крепости останется так много народа, и что эта масса окажет столь яростное сопротивление. Итог 22 июня - окруженная группа немцев в церкви, и решение командования 45-й ПД вывести из Цитадели войска. Понятное дело, немцам, которые засели в церкви было, мягко говоря, не до изнасилований буфетчиц, тем более, что их в последующие дни яростно пытались из церкви выбить защитники крепости.
В фильме упущен обстрел 23 июня - более яростный и продолжительный чем в первый день. Поскольку он был уже прицельным, то нанес огромный ущерб сформировавшейся обороне. Ко всему прочему. немцы в церкви не давали защитникам Цитадели наладить связь друг с другом.
На фотографии я красным цветом отметил группу Фомина, желтым - Гаврилова, зеленым -- Кижеватова. Синий - церковь, в которой сидели немцы. Были и другие очаги сопротивления, но в фильме они не упомянуты (точнее, Дома комсостава, в которых покончили с собой Почерниковы, левее группы Гаврилова - практически в центре Северного острова.


Между прочим, создателям фильма удалось грамотно связать между собой почти все разобщенные очаги. Для этого и служит мальчик - воспитанник музкоманды. Он посещает всех - Фомина у Холмских ворот, Кижеватова у Тереспольских и Гаврилова в Восточном форту. в реальности все очаги обороны действовали разрозненно. Если бы они объединились, немцы плакали бы более кровавыми слезами, чем на самом деле.

Германская авиация привлекалась к бомбардировке крепости только в последние дни организованного сопротивления и только против Восточного форта Гаврилова.
UPD Вечером 21 июня в Цитадели, в церкви, показывали не "Веселых ребят",а "Четвертый перископ". После него, выступив о необходимости быть бдительным, уже совсем вечером, Фомин и пошел на вокзал.
Previous post Next post
Up