Большой или Картинный зал в дворце Петра III в Ораниенбауме

Apr 28, 2023 06:06

Центральный зал дворца - Большой или Картинный зал - самое большое помещение дворца Петра III практически правильной прямоугольной формы. Он играл роль Парадного зала и Столовой, поскольку размещается между Буфетной и Кабинетом Петра III. Зал сочетает камерность, комфорт и парадный характер. Большой или Картинный зал обладает потрясающей акустикой - зал использовался для музыкальных концертов, в которых сам Петр Федорович принимал участие. Петр III увлекался музицированием и весьма хорошо играл на скрипке.




Называние Картинный он получил из-за шпалерной (ковровой) развески живописи на стенах, которая была здесь устроена по заказу великого князя Петра Федоровича в середине XVIII века.
Главный принцип этой развески - это размещение различных картин в интерьере на одной стене сплошняком, без рам, не по степени художественной ценности, по жанру или по направлению, а по колористическому решению полотен. Это было традиционно для интерьеров XVIII века.




Суть развески состоит в том, что плоскость стены превращается в живописный красочный ковер. Учитывалось не отдельное полотно, а то общее впечатление, которое достигало умелым сопоставлением картин. На самом деле это большой труд, потому что поменять полотно, если оно неудачно поставлено, невозможно, так как поменяв одно, нужно будет менять все остальные. Полотно большего размера задает тон всем другим картинам чтобы получилось гармоничное сочетание. Почти на каждой стене есть полотно большего размера, которое определяет колорит стены.
Тут есть портреты, пейзажи, натюрморты, картины на Библейские и Мифологические сюжеты. Разные художники, школы, стили и только общее сопоставление и имело весь смысл.
В собрании Петра III было 457 картин - это его личные приобретения, подарки и картины из конфискованных коллекций графа Бирона, графа Листока и других опальных придворных.
Авторами проекта шпалерной развески являются учитель Петра Федоровича академик Якоб Штелин, который был главным воспитателем Петра Федоровича, а затем стал его библиотекарем и художник Лукас Конрад Пфандцельт, автор коронационного портрета императора Петра III.
Полотна размещаются вплотную друг к другу с определенной симметрией. Картины разделяют узкие посеребренные рамы. Иногда картины приходилось подрезать, подшивать, а иногда края дописывались.
Плоскость стен в Картинном зале заполняют 63 произведения искусства западноевропейских школ XVII-XVIII веков.
Среди живописных работ этого зала на первом месте стоят работы Итальянской (Веницианской) школы. В центре Пьетро Либерия «Венера и амур». Для представителей Веницианской школы был характерен контраст - сопоставление света и густых теней. Используя приемы Караваджио художник хорошо изображает как будто осязаемый луч света.




К подобному приему потом прибегали художники других стран. Справа расположена картина Немецкого художника Даниэля Сейта «Смерть Клеопатры».




Портретный жанр занимал особое место в XVIII веке. Мы видим четырех девушек, итальянского мастера Пьетро Антонио Ротари известного Итальянского придворного живописца-портретиста, который прославился рисованием женских портретов. Он умел сочетать парадную импозантность с душевным оживлением и чувственным жеманством. О некоторых девушках мы ничего не знаем, другие являются известными историческими личностями. Крайние слева и справа это дочери Короля Польского и Курфурста Саксонского Августа Второго. Одна из них была матерью трех последних королей династии Бурбонов, это Мария Жозефа Саксонская. Ее дети - это будущий Людовик XVI, Людовик XVIII и Карл X - последний из королей династии Бурбонов. Крайняя справа - это ее сестра Мария Кунигунда Саксонская которая стал аббатисой.




Анималистический жанр художника Филиппа Петера Рооса, который любил изображать стада животных. Его еще называли Меркурием за то, что он очень быстро писал свои картины. Тут две его работы - «Стадо коз» и «Стадо баранов». Здесь же картины «Голубь, кормящий голубят» и «Наседка с цыплятами» работа Иоганна Грота немецкого художника анималиста, прозванного зверописцем Гроутеном. Изображение тихой жизни птичьих дворов имело назидательный иносказательный смысл. Вместе со своим братом Христофом он работал в России. Его старший брат специализировался только на портретах, а младший предпочитал анималистический жанр и стал первым зверописцем - анималистом в России. Когда Елизавета Петровна открывала новый павильон в Царском Селе, посвященный жизни животных, то специально для художника привозили экзотических зверей и птиц которых он зарисовывал с натуры. Над каждой картиной он работал долго так как трудно было нарисовать вечно копошившуюся живность, и как только узнавали, что он написал новое произведение, то в его мастерскую стремилось попасть множество гостей.




В шпалерной развеске были картины на Библейские сюжеты. Работа Романелли «Самсон убивающий филистимляна ослиной челюстью».




Работа фламандского мастера «Натюрморт с арапчонком, фруктами и попугаем». В фламандской живописи на первом месте стояли натюрморты - яркие краски и оптимизм, так ее можно охарактеризовать.




В Картинном зале сделаны полукруглые углы, и по ним тоже развешаны картины.










По углам справа и слева современные работы Рудольфа Петровича Саусена, который трудился здесь в послевоенные годы и возглавлял бригаду художников реставраторов. Его работы - это повторение старинных работ. «Сцена на кухне» художника Принца и «Битая дичь» повторение художника Грота.







После дворцового переворота и смерти императора Петра III Екатерина вывозит всю живопись и многие предметы из коллекции Петра в Петербург. И они растворяются в Эрмитаже, Академии Художеств и в частных собраниях. Следы многих из них потеряны и соответственно историческая шпалерная развеска была утрачена.




В Советское время, после войны, была проделана огромная работа и только в 60-е годы 20 века будет воссоздана шпалерная развеска в ее историческом облике. Это не мемориальные работы, они не находились на этих местах при Петре Федоровиче. Это очень точечная историческая подборка живописи по списку академика Штелина, который нашли в архиве, где был описан порядок размещения картин в этом зале. Они очень точечно подбирались. Ориентируясь на список Штелина, исследователи в послевоенную эпоху подобрали соответствующие эпохи и школы живописи. Непосредственно из дворца Петра III здесь только четыре произведения, все остальные сюда помещены по аналогии. Представленная сегодня живопись довольно интересная. Это работы XVII-XVIII фламандской, итальянской, немецкой школ - Ротари, Пьетро Либери, ученики Рубенса, Гвидо Рени, Сальватор Роза….




Представленные картины - это подлинные произведения из собрания музеев. Многие работы этой живописной коллекции из собрания Ораниенбаума, многие из них пришли из Центрального хранилища при распределении после войны. Это и Гатчина, и некоторые Петербургские музеи. Шпалерную развеску восстановили в том виде, как она выглядела после войны в советское время в том же количестве в тех же пропорциях.
В шпалерной развеске есть некоторые пропуски, но искусствоведы ведут работу по подбору произведений по размерам и по школе.







Также в Картинном зале есть живописный плафон, который был случайно обнаружен во время реставрации дворца в 2018 году. Реставраторы знали о том, что здесь он когда-то находился, но в процессе обследования наткнулись на чистый холст. Как позднее оказалось, он им был просто затянут и окрашен в белый цвет. При реставрации холст сняли, живопись отреставрировали. Изображенные на плафоне фигурки путти являются аллегорией наук и искусства.




На полу в Картинном зале контурный наборный паркет. Эта тонкая фанера, которая набиралась из дорогих пород древесины. Потом эти наборные фанеры наклеивали на сосновый щит, чаще квадратный, потом щиты выкладывали на дубовые решетки. В XVIII веке наборный паркет не имел большого распространения.




В Картинном зале стоят резные банкетки работы русских мастеров




На каминной полке часы Французской работы.




Начало здесь:

Дворец Императора Петра III в Ораниенбауме

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #Россия, интересно, Ораниенбаум, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, архитектура, #нравится, история, #Ораниенбаум, #история, нравится, достопримечательность, #архитектура, #путешествие, #музей, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up