О загадочном украинском Су-25 в тот роковой день

Jul 21, 2014 23:38

Я это пишу в связи с тем, что в тот роковой день 17 июля недалеко от малайзийского Боинга был якобы замечен предположительно военный самолёт Су-25 украинских Повитряных Сил. Как недалеко, никто не сообщает, но намекают, что этот самолёт мог сбить авиалайнер. Такое впечатление у меня оставил сегодняшний брифинг в Минобороны России.

Самолёт Су-25 - это штурмовик. Его основное назначение - нанесение ударов по наземным целям. На случай, если по пути попадутся самолёты или вертолёты противника, штурмовик может нести до двух небольших ракет Р-60 "воздух-воздух" с тепловыми головками самонаведения. Запустить такую ракету по воздушной цели штурмовик может не из всякого положения - только вперёд. При этом необходимо, чтобы перед пуском головка самонаведения "увидела" цель и захватила её на автосопровождение. Затем лётчику можно нажимать на кнопку "Пуск" и об этой ракете забыть. Это означает, что лётчик не должен совершать резких манёвров в течение того времени пока головка самонаведения производит захват цели (до 15 секунд). Дальность стрельбы такой ракетой - до 12 км. Так как на штурмовике нет радиолокоционного прицела, лётчик должен видеть цель собственными глазами. Учитывая, что 17 июля была умеренная облачность, это сильно затрудняло прицеливание, если штурмовик летел ниже облаков.

И тут возникла неувязка: штурмовик - сравнительно тихоходная машина и летает не слишком высоко. Может такую воздушную цель, как авиалайнер, не достать по высоте и даже не догнать.

В связи с этой спекуляцией, в Википедии кто-то срочно подправил боевые характеристики Су-25, увеличив его практический потолок до той высоты, на которой летел авиалайнер. Впрочем, этот потолок зависит от боевой нагрузки и количества топлива в баках. Штурмовик с трудом, но может достать авиалайнер по высоте, а если загружен полностью, то не достанет. Поэтому скорее всего лётчику надо выполнять достаточно сложный манёвр: разгон с плавным снижением, затем набор высоты и только после достижения динамического потолка прицеливание и пуск ракеты. И при этом надо занять относительно цели положение, пригодное для стрельбы. Известно, что вблизи динамического потолка управляемость самолёта оказывается низкой, что в рассматриваемом случае усложняет перехват. Мне не верится, что в украинских Повитряных Силах найдутся настолько хорошо подготовленные лётчики штурмовой авиации. Они не учатся таким вещам специально.

Далее. Тот, кто считает, что самолёт-штурмовик так вот запросто может взлететь за сотни километров от цели и найти в небе авиалайнер и потом его обстрелять, глубоко заблуждается. Особенно если цель летит выше тебя на три километра. Найти её в воздухе непросто, причём в тот роковой день была облачность, а радиолокатора на борту нет. Поэтому необходимо, чтобы тебя наводили с земли. У истребителей-перехватчиков для этого имеется специальное оборудование, но у штурмовика его нет. Лётчики-истребители перехвату воздушных целей обучены, а лётчики-штурмовики - нет. Они умеют выходить на малоподвижную наземную цель, это таки да. Но не на скоростную воздушную. Штурманы наведения, пользующиеся информацией от наземных РЛС, обучены работе с истребителями-перехватчиками только с помощью специального полуавтоматического оборудования. Времена, когда штурман глядел на отметки цели и перехватчика на экране индикатора кругового обзора РЛС и подавал лётчику команды управления по радиотелефону, остались в прошлом. Уже лет 30 штурманы этого не делают. Нет таких штурманов в украинских Повитряных Силах. И навряд ли есть лётчики-штурмовики, способные сделать особый манёвр, необходимый для пуска ракеты по авиалайнеру, летящему с превышением в три километра (если допустить, что его всё-таки вывели на курс, позволяющий обстрелять цель). Уж не говорю о том, что тихоходный штурмовик с трудом может развить такую же скорость как у авиалайнера. При наведении в заднюю полусферу штурмовик может цель и не догнать. А в переднюю полусферу наводить самолёт намного сложнее.

О возможном поражении "Боинга" снарядами авиационной пушки. Как заявляют некоторые конспирологи, расстреляна была кабина пилотов, и поэтому они якобы не успели подать сигнал бедствия. Известно, что снаряды авиационной пушки неуправляемые. Поэтому на большой дистанции промах будет немаленький. Чтобы расстрелять именно кабину пилотов, а не просто попасть в самолёт, дистанция должна быть менее 200 метров. Далее. На истребителях и штурмовиках пушка жёстко связана с корпусом самолёта. То есть атакующий самолёт должен лететь на пересекающемся курсе с расстреливаемым авиалайнером. На короткой дистанции это рецепт для столкновения самолётов в воздухе. Пушки, которые могут поворачиваться, установлены только на больших бомбардировщиках, причём направлены они в заднюю полусферу. Это значит, что бомбер должен был лететь на параллельном с целью курсе чуть впереди неё и опять же на близком расстоянии, чтобы расстрелять кабину пилотов. Если бы такое случилось, то пилоты сообщили по радио о приближении к ним другого самолёта. То есть всё это полностью исключает расстрел малайзийского авиалайнера из авиационной пушки. Но могли расстрелять обломки уже на земле. На БМП-2 установлена такая же 30-мм пушка, как на военных самолётах. Однако это уже получится конспирология в квадрате.

Поэтому я считаю, что круглые пробоины, видимые на фото были сделаны поражающими элементами боевой части зенитной ракеты. Продолговатые пробоины на конце крыла могли возникнуть при разрушении двигателя - разлетевшиеся лопатки компрессора и турбины могли действовать как ножи. Это всё, что я могу сейчас сказать, посмотрев на фотоснимки. Обломков с пробоинами оказалось немного. Это могло быть из-за того, что ракета взорвалась далековато от сбитого ею авиалайнера. Промахи при стрельбе, когда цель вообще не поражена, могут случаться с вероятностью до 10 процентов. Поэтому по правилам стрельбы выпускают две ракеты на одну цель. Но в данном случае похоже, что ракеты решили экономить.

В общем, я считаю, что история с украинским Су-25, якобы пытавшимся сбить малайзийский Боинг - наведение тени на плетень из того ряда, что и возможное перепутывание малайзийского Боинга с самолётом президента России. Штурмовик Су-25, если он действительно летел возле авиалайнера, могли использовать как приманку, чтобы привлечь внимание зенитчиков ополчения - в это ещё можно поверить. Но если бы у украинской стороны существовал дьявольский план сбить этот Боинг, то для этого бы использовали истребитель-перехватчик.

малайзийский "Боинг"

Previous post Next post
Up