Барлетта - часть 3. Собор Санта-Мария-Маджоре (история и фасады)

Jan 19, 2017 22:20

В прошлый раз мы с вами простились на стене Барлеттского замка, и я вам сказал, что единственное, ради чего стоило туда идти, - это увидеть панораму городского собора.


Отсюда очень хорошо видно, что собор состоит из двух состыкованных друг ко другу частей: романской (восточной) и западной (готической). Готика в Южной Италии - нечастое явление (с разбегу могу вспомнить, пожалуй, лишь несколько церквей в Неаполе), так что собор Барлетты уже этим сразу же становится интересным.
У церкви Санта-Мария-Маджоре очень долгая и запутанная история. Если не закапываться в античность и язычество, то первый храм был построен в промежутке между 536 и 586 годами, при святом Сабине, епископе соседней Канозы. В те далекие века Каноза, напомню, была большим городом, важным в административном и церковном плане, а на месте Барлетты было лишь несколько деревушек, в одной из которых святой Сабин и построил церковь в честь Богородицы.
После разрушения Канозы сарацинами в 862 году горожане стали переселяться поближе к морю, т.е. в нынешнюю Барлетту. Ранняя деревенская церквушка была перестроена в трехнефную базилику Санта-Мария-де-Ауксилио (что-то вроде "Помощницы"). Канозские епископы после разгрома 862 года переселились в далекий Бари, а Барлетта в какой-то момент перешла под омофор епископа соседнего Трани. Папские буллы 1102, 1130 и 1150 годов признают Барлетту частью диоцеза Трани.
Третий, нынешний, храм был построен в 1147 - 1153 годах. Сохранились имена архитектора - Simiacca (Симьякка?) и некоего Мускатуса, оставившего автограф на одной из колонн (Мускатус оставил потомкам информацию о 200 дукатах, полученных им за изготовление двух колонн). На приведенной выше фотографии четко видно, как выглядела романская церковь - обратите внимание на скатные кровли главного (повыше) и боковых (пониже, вы видите лишь левый) нефов, а также два окна, украшавших восточную часть. Романская часть базилики - это по длине примерно половина современного храма. В XII веке была сооружена и кампанила. В 1267 году церковь была освящена епископом Рандольфом.
Наконец, в XIV столетии церковь Санта-Мария-Маджоре была удлинена в два раза на восток, это и есть готическая часть храма. Известны имена ктитора - это граф Барлетты Джованни Пипино  и архитектора - Пьера ди Анжикура (простите, если неверно транскрибирую - Pierre d' Angicourt). Точных дат достройки не сохранилось; известно лишь, что в 1307 году папа Климент V издал буллу с обещанием индульгенции тем, кто вложит деньги в строительство, а в 1313 году некая барлеттская дама уже пожелала быть погребенной в одной из часовен из готического венца капелл.
4 февраля 1459 года в барлеттской церкви Санта-Мария-Маджоре был коронован неаполитанcкий король Ферранте I.
Я, как мог, пытался избежать слова "собор" в рассказе о Санта-Мария-Маджоре. Как же ранее говорилось, изначально Барлетта (точнее, существовавшие на ее месте поселения) входила с состав епархии Канозы, в какой-то момент (несомненно с 1102 года) новорожденный город перешел под управление епископов Трани. В 1327 году в Барлетте поселился титулярный архиепископ Назарета, и с этого момента Барлетта де-факто стала отдельной епархией, де-юре именуясь архиепископством Назарета. Да-да, мы с вами гуляем как бы (с точки зрения средневекового канонического права) по родному городу Христа. В течение столетий архиепископы Назарета подмяли под себя еще пару соседних епархий (в том числе Канозу), и лишь в 1818 году это каноническое недоразумение было ликвидировано.
В 1860 году епархия Барлетты была создана вновь под названием Барлетта-Назарет; правда, отдельных епископов сюда не назначали (управляли Барлеттой по-прежнему из Трани). Вот кафедральным собором этой епархии и стала Санта-Мария-Маджоре. В 1986 году произошла новая реорганизация, и епархия Барлетты была окончательно (хотя кто знает окончание истории?) присоединена к Трани; новый диоцез называется Трани-Барлетта-Бишелье, и барлеттская Санта-Мария-Маджоре теперь лишь concattedrale. Чтобы всё запутать, скажу, что епископы этой епархии по-прежнему используют в титулатуре название Назарета)))
Западный романский фасад собора выходит на узкую улочку, так что снова я буду вас терзать невероятными ракурсами:



Мы с вами уже столько апуло-романских храмов нагляделись, что мне даже неловко обращать ваше внимание на ставшие привычными детали фасада. Например, окно-роза в окружении животных:





Высоко и мелко, но, мне кажется, что вокруг окна собрался целый львиный прайд. Ниже находится еще одно окно в обрамлении колонн, каменных узоров и снова львов:






Доселе мы смотрели на фасад главного нефа, а теперь бросим взгляд на нефы боковые:








Окно на боковой части западного фасада - на этот раз бифора (это - левое окно, справа - симметричное)

Теперь общий вид на нижнюю часть фасада:



Уж и не знаю, кто виноват, но центральный портал собора явно переделали в последующие века, а вот боковые так и остались романскими. Оранжевый плакат очень мешал при съемке, но он тут висел по делу. В соборе и некоторых других церквах Барлетты были выставлены в честь дорогого гостя из России драгоценности из базилики Сан-Сеполькро. Вы же помните, что в Барлетте жили бежавшие из Палестины епископы Назарета? Вот они и привезли сюда масу интересных артефактов: например, крест иерусалимской королевы Мелизенды. Вот такие оранжевые плакаты и сообщали публике о выставленных артефактах.

Будем двигаться слева направо. На северо-западном углу собора видим льва:



Далее над левым порталом помещены барельефы Гавриила и Богородицы, т.е. Благовещение. Пришлось снимать по частям, так как при фотографировании сцены целиком между беседующими влезал оранжевый плакат:






Левый портал:



Слева и справа помещались опять-таки львы (о беспощадное время!):






Ну а теперь архивольт по частям, слева направо:











О волшебный мир романских барельефов: тут и драконы, и козлы, и единороги, и грифоны, и люди.

Фотографии правого портала целиком у меня нет. Зато есть очередное пятьсот первое объяснение неудачи))) В соборе перед моим приходом была свадьба, из нее служители выметали лепестки роз и рис, выносили цветы и ленточки и т.д. На выметенный рис налетали стаи голубей. При каждой проезжавшей мимо машине, при каждой моей попытке приблизиться, при каждом новом выходе из церкви служителя с очередной порцией уже ненужных свадебных "огрызков" все эти голуби взлетали, кружились и снова садились за трапезу. Снимать правый портал приходилось, постоянно наблюдая за этими крылатыми засранцами (простите за мой простонародный язык!)
Итак, слева и справа портал оберегают стершиеся от времени персонажи, похожие на людей:






Теперь пошел архивольт правого портала, опять по частям, снова слева направо:











Здесь сюжет позабористее: люди и демоны (в т.ч. в  свином облике) бьются; может быть, причина боя - наши неутвержденные души.

Ну и наконец в юго-западном углу собора - еще один лев:



Напомню, что копии отдельных сцен с правого архивольта мы видели с вами в музее Бари:



Теперь поглядим на кампанилу XII века:


Вид с запада



Вид с востока

Теперь переходим на северную сторону собора. Здесь в опреденный момент случится перелом: от романской части XII века мы перескочим на готическую, XIII столетия.








Прошу прощения, но демонов под крышей крупнее сфотографировать было невозможно)))



Эту Богородицу Оранту можно найти в арке под колокольней, не пропустите!

На северной стороне собора тоже есть портал, за ненадобностью заложенный. Но архивольт с романскими барельефами по счастью никто не разрушил:














Тут нашлось место и ангелам, и демонам, и мужикам в сомнительных позах, и разным зверюгам.

И тут внезапно романика заканчивается, и начинается готика: второй портал на северной стороне - явно готический:



Еще три окошка в уже готической части собора:









Бросим еще раз взгляд на восточную готическую часть собора - здесь апсида окружена традиционным для готики, но очень редким в Южной Италии венцом капелл (внутри увидим):





Рассказ невольно получился очень большим. Следующий - об интерьере - будет поменьше.

Барлетта, Апулия

Previous post Next post
Up