Альтамура. Церковь Сан-Никола-деи-Гречи

Oct 26, 2016 21:58

Первоначально я предполагал рассказывать о поездке в Апулию в хронологическом порядке, но оказалось, что моя преданная читательница lescab по неким причинам привязана к Альтамуре. Почему бы не сделать приятное хорошему человеку, не правда ли? Так что начнем с Альтамуры, а далее уж в хронологическом порядке.

В Альтамуру можно доехать либо поездами (или поездом и автобусом) Трениталии с пересадкой в Джойя-дель-Колле (редко ходят и долго), либо узкоколейкой FAL прямиком из Бари (любым поездом, кроме тех, что идут только до Торитто; так быстрее и чаще). Альтамура изначально была в планах лишь возможной станцией пересадки, но в процессе подготовки к поездке выяснилось, что город является кафедральным, а после рассмотрения даже тех немногих фотографий собора, что есть в Википедии, было решено завернуть в город хотя бы на пару часиков на обратном пути из Матеры.

От станций Трениталии и FAL (они совмещены) к историческому центру ведет очевидная прямая улица виале Реджина Маргерита, идти минут 15. Кроме собора, судя по итальянской Вики, ничего ценного в Альтамуре не ожидалось, но по пути слева вдруг обнаружилась церковь Сан-Никола-деи-Гречи. Шел уже шестой день моих странствий по Апулии, счет увиденных романских храмов уже приближался к третьему десятку, так что можно было уже к ним привыкнуть, но тут я буквально замер в изумлении. Церковь, статья о которой в итальянской Вики состоит из четырех строчек и не содержит ни одной иллюстрации; церковь, о которой скромно умолчал даже очень внимательный Мортон, как оказалось, содержит великолепный романский портал.


>



Великолепная роза, но даже она меркнет перед порталом.

Вся известная мне информация о церкви почерпнута из инфостенда. Построена она в 1232 году; вплоть до 1601 году в ней служили по византийскому обряду (отсюда и название). В XVI веке храм был существенно перестроен. После перехода на римский обряд иконостас был разобран на отдельные иконы, которые были размещены по стенам храма. Собственно все)))

О самом интересном - о времени сооружения портала - инфостенд умолчал. Вики утверждает, что портал относится к 1572 - 1576 годам, но это, мне кажется, глупость. Портал явно романский; может быть, его и перебирали в XVI веке, но барельефы уж никак не могут относится к эпохе Возрождения. Итак, ввиду отсутствия информации в одном источнике и явного несоответствия увиденному информации в источнике втором, объявляю этот портал романским и начинаю его показывать.



Я довольно долго топтался перед порталом, чтобы понять, откуда и в какую сторону разворачивается сюжет. Мне кажется, что стартовать нужно с самой верхней точки и спускаться оттуда по наружной части архивольта против часовой стрелки (да, мелковато, но у меня только трехмерное оптическое увеличение у фотоаппарата):


Видите там Троицу? Левее и вниз пошли сцены из книги Бытия, связанные с сотворением мира.


Четко видны моменты сотворения светил, птиц, рыб и животных.
Далее будет видно получше.


Новосотворенные Адам и Ева преклоняют колена перед Создателем. А ниже в ветвях древа уже притаился змий, а Ева вовсю ест яблоко



Конец известен - прародители, прикрывающие свои гениталии, изгоняются из рая херувимом.



Похоже на ад с демонами. А в котле - неужели Адам?

Теперь надо перейти к дверной притолоке; идти слева направо.


Каин убивает Авеля. Кто эти двое, стоящие перед Богом, не совсем ясно, но далее четко следуют сцены потопа.






Ковчег сел на мель на горах Араратских, а правее видим уже Хамов грех.

Далее мы идем по внутренней части архивольта против часовой стрелки.


Угадывается строительство Вавилонской башни, а затем несколько иллюстраций к жертвоприношению Авраама: Исаак несет дрова на гору, а далее мальчик уже готов стать жертвой, и добрый папа Авраам ножик занёс, но его сзади останавливает ангел.



Угадываются лестница Иакова, продажа Иосифа в Египет и фараонов сон о тучных и тощих колосьях.

Поскольку я пытаюсь угадать сюжет, не имея источников, приходится пропускать барельефы с неясными сценами (сколько экспериментальных точек пришлось некогда при написании диплома удалить из графика, чтобы не портить готовую теорию!)

Далее мы спускаемся в низ правой части и начинаем оттуда подъем.


Благовещение и встреча Марии с Елизаветой



Рождество с драконами домашними животными, наверху ликуют ангелы



Снизу вверх: пастухи, поклонение волхвов и бегство в Египет



Снизу вверх: бегство в Египет, избиение младенцев и (похоже) 12-летний Иисус во Храме

Далее по наружной стороне архивольта против часовой стрелки:


Кто эти двое под деревом - Иисус и Нафанаил? Затем вроде бы чудо в Кане (четко видны пять водоносов). Две следующие сцены неочевидны. Но зато выше четкие Распятие, Сошествие в ад и Воскресение.



Мы с этой фотографии стартовали. Здесь снова видны Распятие, Сошествие в ад и Воскресение, после чего цикл завершается тем же, с чего и начинался, - Троицей.

Я вынужден извиниться, что начал с такого сложного по распознаванию замысла и не слишком четкого по художественному исполнению портала. Дальше все будет лучше: замыслы - яснее, исполнение - филиграннее.

Изначально я в гордом одиночестве стоял посреди улицы (Она только номинально пешеходная! По ней мчатся велосипедисты и тихим ходом проезжают автомобилисты, так что будьте осторожны) и все это фотографировал. Но вскоре подтянулась группа немецких туристов - пенсионеров (их привезли на автобусе к собору и дали, видимо, свободное время до начала экскурсии), и эти бодрые старички начали также угадывать сюжеты и громко восторгаться: "Ах, майн Готт, это же Каин с Авелем! О дас ист фантастиш, это же Мария с Елизаветой. Почувствовал себя будто на съемках порнофильма)))

Никаких порнофильмов в этом журнале, как понимаете, не будет. Более того, ничего позднее готики в ближайшие месяцы здесь не появится. Так что оценивайте свои силы и оставайтесь с нами! Далее будет еще интереснее - готический портал собора Альтамуры.

PS. Появился доп. материал по церкви Сан-Никола-деи-Гречи. Спасибо за наводку petrark

Альтамура, Апулия

Previous post Next post
Up