Пьяченца - часть 6. Сан-Систо

Feb 20, 2016 22:18

Если вы сохранили детскую способность удивляться, то Италия - это ваша страна: здесь неожиданности подстерегают на каждом шагу. Вот, например, сегодня мы с вами посетим пьяченцскую монастырскую церковь, для которой алтарный образ был написан Рафаэлем. Церковь эта называется Сан-Систо, а образ - это...да-да, знаменитая Сикстинская Мадонна. Эта растиражированная на миллионах открыток и пропечатанная во всех учебниках картина, ныне гордость и украшение Дрезденской картинной галереи, некогда украшала храм бенедиктинского монастыря на окраине Пьяченцы.

Женская обитель на окраине Пьяченцы была основана между 852 и 874 годами императрицей Энгельбергой, женой Людовика II, последнего из великих воителей в семье Каролингов. Кстати, мы с вами, дорогие читатели, видели гробницу Людовика II в миланской базилике Сант-Амброджо ( http://sibeaster.livejournal.com/102171.html). Собственно на Людовике II и Энгельберге закончилась итальянская ветвь Каролингов, так как у них не было сыновей, а лишь дочка. В Германии и Франции Каролинги прожили дольше - до 911 и 987 года соответственно, но тамошние короли будто соревновались друг с другом в ничтожестве и слабости.
Но вернемся к Энгельберге. После кончины мужа она удалилась в основанный ею монастырь в Пьяченце, где и умерла в 890 году. В числе подаренных ею монахиням реликвий были мощи римского священномученика папы Сикста II (сегодня у меня вечер самоцитирования: мы с вами были в кубикуле пап, где изначально Сикст был погребен, и даже читали эпитафию в его честь, сочиненную его преемником Дамасием http://sibeaster.livejournal.com/27265.html). По имени мученика обитель и стала называться Сан-Систо. В последующие века насельницы и насельники сменяли друг друга в Сан-Систо; мужским монастырь стал окончательно в 1129 году, а последними его владельцами были бенедиктинцы из конгрегации святой Иустины из Падуи. В 1808 году монастырь был закрыт, а церковь Сан-Систо стала приходской.

Нынешняя церковь Сан-Систо была построена в 1494 - 1511 годах по проекту Алессио Трамелло. Это - привычная нам трехнефная базилика с криптой. Фасад был завершен в 1591, перестроен в 1755 и отреставрирован в 1969 году.



Обычно я с нескрываемым сожалением рассказываю о том, что шедевры мастеров изымались из церквей, для которых они были изначально написаны, и передавались в музеи. Хорошие художественные музеи в результате превратились в такую концентрированную массу шедевров, которую и за день нормально не посмотришь. То ли дело, когда идешь или едешь в какую-нибудь глушь ради одной-единственной фрески или картины, которую в итоге находишь в неосвещенном углу полузабытого храма с невероятно неудобным расписанием! Так вот, Сан-Систо будет исключением из этого правила: в Дрездене изъятой отсюда Сикстинской Мадонной любуются миллионы поклонников , а вот в Пьяченце ее бы оценили немногие. Сикстинская Мадонна (вернее, ее копия) находится за высоким алтарем в глубине пресвитерия. Благо еще, что я попал в храм, когда не было службы, и была возможность войти в пресвитерий; во время же богослужения, боюсь, картину вообще бы никто не разглядел, настолько далеко она от "мирянской" зоны.
Прошу прощения за качество: там, как всегда, было темно, а было как-то неловко снимать со вспышкой пусть даже и копию шедевра.


Со своей Сикстинской Мадонной бенедиктинцы расстались, кстати, не под дулом пистолета, а по чисто меркантильным соображениям: картина была продана монастырем в 1754 году саксонскому курфюрсту (и по совместительству польскому королю) Августу III.

Коль уж мы с вами пробрались в пресвитерий, давайте полюбуемся монашескими сидениями. Комплекс хоров с 54 сидениями был выполнен в 1512-1514 годах Пьетро Памбьянко да Колорно и Бартоломео Спилелли да Буссето.  Колорно и Буссето - это, кстати, не фамилии, а родные города мастеров, причем известные; в Колорно, летней резиденции пармских герцогов, мы с вами еще побываем, а на Буссето, где находится дом-музей Джузеппе Верди, у меня не хватило времени. Изначально хоры находились в центре храма, а в пресвитерий "переехали" в 1576 году.























И т.д. и т.п. Я снимал только необычные сюжеты, а вообще-то все 54 сидения чем-нибудь да примечательны.

Своды главного нефа сплошь покрыты фресками, немало их и боковых капеллах, но, на мой взгляд, там все достаточно банально. А вот из небанального я покажу вам гробницу одной замечательной дамы. Нет-нет, от гробницы жены императора Людовика II ничего не осталось, но зато в Сан-Систо погребена дочь другого императора - Карла V. Даму звали Маргарита Австрийская (1522-1586), она была внебрачной дочерью Карла V, первым ее мужем был герцог Флоренции Алессандро Медичи (тот самый, которого убил его же кузен Лоренцино), а вторым - герцог Пармы и Пьяченцы Оттавио Фарнезе. Не менее известен и ее сын - Алессандро Фарнезе (1545-1592), прославленный испанский полководец. Впрочем, и сама Маргарита не осталась в тени своих мужчин: она довольно успешно правила в 1559-1567 годах Испанскими Нидерландами в качестве наместницы своего брата Филиппа II, но затем там случилось иконоборческое восстание 1566 года, и мягкосердечную Маргариту испанский король заменил на жесткого герцога Альбу. С мужем Оттавио Маргарита, судя по всему, была в не ладах, так как жила она отдельно от него, да и похоронить себя она завещала не в столичной Парме, а пьяченцской Сан-Систо.

За качество фотографий прошу прощения.




















В монастырской церкви провинциальной Пьяченцы гробница выглядит пугающе огромной. Впрочем, будем надеяться, что вся гордыня и тщеславие Маргариты остались в камне, а сама она была доброй и кроткой, а посему ныне пребывает в раю)))

Там же в раю, по справедливости, должны почивать и души участников Первого крестового похода, призыв к которому впервые прозвучал как раз в Пьяченце. В следующий раз мы с вами прогуляемся на другой конец города и поглядим на базилику Санта-Мария-ди-Кампанья, возвигнутую на том историческом месте.

Пьяченца, Эмилия-Романья

Previous post Next post
Up