Посмотрел новый российский фильм режиссера и сценариста Натальи Кудряшовой "Пионеры-герои". Поскольку обещал дать на него рецензию, то смотрел даже зная, что снят он при поддержке Министерства культуры России, и то что фильм является участником фестиваля авторского кино "Полный артхаус". К сожалению, дела в современной российской киноиндустрии таковы, что упоминание минкульта и Арт-хауса не оставляли мне никакой надежды, что смотреть придется что-то стоящее.
Заранее жалея о потерянном времени, приступил к просмотру, как только выдалась возможность. Фильм вызвал неоднозначные чувства. С одной стороны я знал, что фильм вредный "по определению", и некоторые сюжетные построения, как мне казалось, подтверждали это. С другой стороны, все же что-то важное он затронул.
Сюжет картины: Оля, Катя и Андрей друзья со школы, приехавшие давно в Москву из Нижнего Новгорода. Им по 30 лет и они, по современным понятиям, достаточно успешные люди. Ольга востребованная актриса телевизионных сериалов, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей- политический аналитик. Зарплаты, квартиры, дорогие машины все наличиствует. Казалось бы жизнь удалась. Но молодым людям плохо.
В этой успешной жизни у них не хватает чего-то важного. Девушки посещают дорого психоаналитика, который советует Оле больше заниматься сексом, а Кате предлагает поприсутствовать на хирургической операции для некоторой эмоциональной встряски.
Андрей "спасается" компьютерными игрушками и алкоголем. Впрочем алкоголем они все здорово "спасаются".
Параллельно со взрослой жизнью, показывается детство главных героев. Их учеба в школе и подготовка ко вступлению в пионеры. Показаны внутренние переживания в предверии нового этапа жизни.
Как они мечтали совершать подвиги по примеру
пионеров-героев.
Как ловили шпионов, разъезжавших на черных "Волгах" с надписью ССД (смерть советским детям). Как боялись стать обманщиками и предателями.
Андрей читал бабушкины журналы "Здоровье" и выращивал в банке "специальную" плесень, для того, чтобы изобрести таблетку от смерти.
Оля лепила чернильницы из хлеба и писала молоком тайные письма, как это делал Владимир Ильич Ленин в тюрьме.
Катя испытывала страшные муки совести от того, что ее дедушка гонит самогон (в стране сухой закон), а она не может заявить на него в милицию.
Поскольку приступал к просмотру фильма с убеждением, что создатели будут бить по нашему прошлому (увы такова сегодняшняя тенденция и название фильма к этому располагало), то эти "удары" в картине обнаружил. Благо любой художник всегда оставляет место для интерпретаций. Лично мне показалось, что идет атака на наши идеалы периода СССР. Что создатели фильма воюют с героями, на примере которых воспитывались несколько поколений советских детей.
Что значит "война с героем" и каковы ее последствия, отлично раскрывает социологическое исследование, проведенное в России в 2012 году. Тысячи детей из разных уголков нашей страны нарисовали рисунки на заданные темы. В том числе их просили нарисовать героев, на которых они хотели бы походить. Результаты можно посмотреть
здесь. К сожалению, большинство детей в России считают своими героями человека-паука, бетмена и губку-боба. Наверное с 2012 года что-то изменилось, но не думаю что сильно. А ведь герой, это образ по которому маленький человек себя строит. И эти маленькие люди в будущем должны встать к хирургическому столу, сесть за штурвалы самолетов и пульты управления атомных станций. А в армии отвечать за баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
Но вернемся к фильму. Как и говорил, впечатление было неоднозначное. Как мне казалось вначале, авторы фильма стараются оправдать внутренний экзистенциальный вакуум современного поколения тем, что в детстве их "накачали" ненужными идеалами и стремлениями к чему-то недостижимому. К тому, чего нет в реальной жизни. И теперь, бедолаги, достигнув того, что в "цивилизованном мире" считается нормой, не находят себе покоя. И уже собирался в этом духе описать фильм. Как оказалось позже,
мнения о фильме разделились и в комиссии "Кинотавра". Одни считали, что проблема современного поколения в отсутствии идеалов, другие, что слишком много лишних идеалов давали в СССР.
Решил узнать, что говорит о фильме режиссер и сценарист Наталья Кудряшова. Чтобы первых уст услышать, о чем же хотела она своим фильмом рассказать зрителю. Послушав несколько ее интервью, и посмотрев встречу со зрителями в Латвии, был приятно удивлен. Особенно после того, как в одном из интервью она мягко, но твердо осадила ровестницу-журналистку, которая стала расписывать все ужасы, "тоталитарного режима", которые на нее обрушились в детстве. Наталья после выслушанной тирады спросила "А вы в нашей стране воспитывались?". Вот это интервью.
Click to view
В Наталье Кудряшовой я увидел достаточно искреннего человека. Она рассказала, что главным посылом фильма является то, что русский человек без каких-то больших смыслов и идеалов никогда не будет счастлив. Что достаток для него совершенно вторичен. Дескать, хорошо, чтобы был, но без идеалов и он не нужен. Русские страдают из-за духовного голода, который для них зачастую сильнее, чем голод физический.
После того, как услышал, что говорит режиссер, я, "сняв противогаз", пересмотрел фильм снова. Уже без сожаления о потерянном времени. И тогда он открылся для меня по-новому. Я понял, что меня смущало. Тонкую и совсем не злую иронию, которая пронизывала часть фильма, описывающую советское прошлое, я воспринял как высмеивание. И ведь заранее ждал какой-то "подлянки", а кто ищет тот всегда найдет.
На самом деле задачи по осквернению нашего прошлого, создатели фильма не ставили. Основной акцент фильма сделан на человеческой потребности чего-то настоящего, каких-то больших смыслов. Очень хорошо показан этот смысловой голод в современной России. Советский период дан не как альтернатива к которой необходимо стремиться, а как фон для выделения существующей проблемы. Наталья Кудряшова достаточно уважительно относится к тому времени, что редко встречается в кругах современной интеллигенции. Но она не считает, что коммунизм способен утолить этот экзистенциальный голод. Фильм в принципе не дает ответов. Но он ставит правильные вопросы. И нельзя не отметить, что делается это достаточно талантливо. Практически все отмечают хорошую игру актеров и особенно детей.
Фильм к просмотру рекомендую. А Наталью Кудряшову поздравляю с удачным дебютом.
Оригинал взят у
gur_ar в
Не жизни жаль, а жаль того огня...