Техноересь киевского метро

Jul 31, 2019 00:08

Неоднократно замечал, что предприятия имеющие на своем балансе технику, которые по различным (финансовым, политическим и прочим) причинам не могут пользоваться техподдержкой завода-изготовителя, начинают заниматься ремонтом и модернизацией силами собственных ремонтных цехов или мастерских. Чаще всего на выходе получается так называемый "колхоз-тюнинг", когда техника мало того что начинает отличаться узлами от серийных изделий, так еще техника внутри одной модели может отличаться между собой, из-за наличия или отсутствия узлов и агрегатов применяемых для ремонта или модернизации. Так уж получилось, что пример киевского метро очень хорошо иллюстрирует ранее написанное. Немного подтянув матчасть я решился написать этот обзор. На 100% истину не претендую, но все же поделюсь своим взглядом.

Немного предыстории

На момент развала СССР в Киеве было 3 линии метро, подвижной состав которых составляли Е-образные (вагоны моделей Е, Еж, Ема-502/Ем-501) и номерные (81-717/714, 81-717.5/714.5). Если Е-образные производства шестидесятых-семидесмятых годов уже устаревали, то номерные были как относительно старыми (постройки 1978 года), так и новейшими (81-717.5/714.5 стали поступать в Киев с 1988 года). Кстати, номерные до сих пор составляют основу вагонных парков практически всех метрополитенов постсоветского пространства и некоторых стран Варшавского Договора. Все вагоны были производства либо Мытищинского, либо Ленинградского заводов.
[Е]

Фото из Википедии

С конца девяностых до середины нолевых стали поступать вагоны очередной модернизации номерных - 81-717.5М/714.5М, на которых фары стали располагаться по 6 в ряд. Позднее такую маску получили более старые составы более ранних моделей.
[Номерные с различными лобовыми масками]

Фото: Макс Вдовиченко

В начале десятых стали поступать вагоны 81-540.2К и 81-540.3К, которые являются теми же номерными, но с новой маской. Из-за своей маски они еще в Санкт-Петербурге получили прозвище "Пришелец".
[Пришелец]

Фото: KyivAndrey14

Затем в 2013 в Киев поступила последняя партия номерных вагонов из России - мытищинские 81-717.5К/714.5К.
[Номерные последней партии]

Фото: Макс Вдовиченко

Собственно сама техноересь

Все началось в начале нолевых во время капитального ремонта и модернизации Е-образных. Из самых заметных внешних изменений - фары, расположенные по схеме 2-2-2, вместо оригинальных одинарных.
[Ема-502 после модернизации]

Фото: de_lorian

В 2016 году на некоторых составах над фарами появились ящики, непонятного мне предназначения. Одни говорят, что эти листы закрывают прорези, которые были проделаны чтобы ремонтникам было удобнее ковыряться в кабине не залезая в состав. Другие говорят, что в этих ящиках Wi-Fi антенны.
[Ема-502 с ящиками над фарами]

Фото: Артурыч

Затем в 2018 году часть фар заменили на светодиодные.
[Новые светодиодные фары]

Фото: chs8.vova

А в 2019 на некоторых составах убрали все не светодиодные фары. Чем окончательно изуродовали экстерьер вагонов.
[Только светодиодные фары]

Фото: Сергей Сидер

Номерные также оказались жертвами колхоз-тюнинга.
Сначала в 2018 была изменена схема освещения - вместо 6 фар сделали 8, из которых боковые пары были светодиодные.
[Номерной со светодиодными фарами]

Фото: Glavvagon

Затем центральные 4 фары были демонтированы, а на их место были приварены стальные листы-заглушки. На некоторых составах они были выкрашены в черный цвет, на некоторых в голубой. Что можно говорить о унификации подвижного состава, если даже единую цветовую схему не осилили? Над лобовым стеклом на некоторых составах также приварены листы-заглушки, а на некоторых составах таких листов нет.
[Номерной без центральных фар черный]

[Номерной без центральных фар голубой]

Фото: Glavvagon

Номерные последней партии тоже настигла такая же участь.
[Номерной последней партии со светодиодными фарами]

[Номерной последней партии с демонтированными 4 центральными фарами]

Фото: Glavvagon

Питерским пришельцам повезло больше всех - хоть им и заменили фары на светодиодные - их экстерьер не изуродовали.

Перспективы

Перспективы подвижного состава киевского метро определенно печальные - большая часть поездов произведена в семидесятых-восьмидесятых годах и успела сильно устареть и требует замены. Попытки производятся, но с переменным успехом.
В 2002 году Киевский Метрополитен совместно с "Вагонмашем" и "Шкодой" построили метропоезд "Славутич". Поезд оказался неудачным и очень часто ломался, в настоящее время собирает пыль в депо.
Вторая попытка была произведена с 2005 по 2010 - закуплены 6 крюковских метропоездов. Главной проблемой оказалась цена - поезда оказались дорогими. Что уже говорить о зарубежных Альстомах или Сименсах, если поезда отечественного производства оказались не по карману.
В 2012 году началась полная модернизация самых старых Е-образных на японские деньги. От оригинала остался только кузов, все остальное (тележки, электрооборудование, салон, лобовая маска и прочее) - новое. По проекту Е-КМ была модернизирована большая часть старых Е-образных поездов. На оставшиеся - не хватило денег.
[Е-КМ]

Фото: Little Tram

В 2019 появилась информация о попытке модернизации номерного 81-717 по проекту Е-КМ. Кто является спонсором мне не известно, а вот дальнейший результат вполне предсказуем.
[Номерной Е-КМ]

Фото: Glavvagon

По моему мнению судьба подвижного состава выглядит таким образом:
- Оставшиеся Е-образные будут модернизированы в Е-КМ.
- Самые старые и самые удачливые номерные будут модернизированы по этому же проекту.
- Остальные номерные так и будут продолжать оставаться жертвами колхоз-тюнинга.
- Не исключено что в киевское метро будут по дешевке закуплены выведенные из эксплуатации б/у номерные из Минска или Восточной Европы. Также не стоит исключать что в Киев могут сплавить по дешевке старые поезда из Западной Европы. Если минские поезда могут быть куплены Киевским Метрополитеном за свой счет, то европейские - за счет ЕС, дабы их не утилизировать в Европе.
- Также не стоит сбрасывать со счетов возможную закупку новых Альстомов или Сименсов в гомеопатических количествах за европейский кредит.

Украина не Россия, метро

Previous post
Up